Статья
3109 22 июня 2020 12:07

Топливо на бирже дорожает: вырастут ли цены на бензин?

Федеральная Антимонопольная Служба проверит повышение биржевых цен на автомобильное топливо. 18 июня стоимость АИ-95 поднялась до максимальной отметки: 56,7 тыс. за тонну. Эксперты считают динамику цены естественным ответом на условия рынка.

Причин для возникновения такой ситуации несколько: непрогнозируемое увеличение спроса, период летних отпусков и повышенный спрос на передвижение на личном транспорте, ремонты НПЗ и отрицательная экономика нефтепереработки из-за демпфирующего механизма.

Ситуацию прокомментировал вице-президент компании «Роснефть» Михаил Леонтьев. По его словам, это штатная ситуация, которая никак не отразится на розничной цене. Если она и будет расти, то только в рамках инфляции. По его мнению, причиной биржевого скачка стал целый комплекс причин.

В первую очередь, это пандемия коронавируса — вернее, карантин из-за которого в мае потребление бензина снизилось на 70%, которое привело к затовариванию АЗС. К июню всё пришло в норму, но отголоски этой искусственной заморозки рынка привели к таким результатам.

Еще один фактор, который влияет на стоимость бензина — экспорт его за границу. Если продавать топливо за рубеж выгоднее, чем реализовывать на внутреннем рынке, то разумеется, поставщик будет стараться продать большую часть товара иностранным покупателям. А это может привести к дефициту топлива для российских потребителей и связанному с этим повышению цен.

Комментируя этот вопрос, Леонтьев заметил, что компания «Сургутнефтегаз» за прошлый год увеличил экспорт вдвое, а «Лукойл» — и вовсе в 20 раз. В то время как «Роснефть» полностью ориентирована именно отечественный рынок. Впрочем, статистика ЦДУ ТЭК хоть и подтверждает слова экспорта, но дает куда более умеренные цифры: «Сургутнефтегаз» — 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а «Лукойл» — 210%. «Значит, теперь по поводу поставок, да. Есть норма — 5%. Вот мы поставляем на биржу 17%, там, предположим, „Лукойл“, Сургут где-то в районе 12-13%, да. Но надо смотреть на объемы. У нас, например, 111 тысяч тонн, да, у Сургута 15, у „Лукойла“ 40. То есть, вся переработка, не только у нас, во всем мире сейчас такая ситуация сложилась, что вся переработка убыточна», — сказал Леонтьев.

Примечательно, что «Лукойл» снизил поставки на биржу на 37% по сравнению с маем 2020 года (и на 30% год к году), Сургутнефтегаз на 22% по сравнению с предыдущим месяцем и на столько же год к году. Выпадающие объемы замещает «Роснефть» — крупнейший поставщик топлива на внутренний рынок (на долю компании приходится порядка 40% биржевых объемов): за 18 дней июня поставки увеличились на 4,2 тыс.т (или на 4%).

«Есть еще один аспект серьезный, это, конечно, дефицит сырья на НПЗ Дальнего Востока. Это вообще вечная проблема, мы говорили об этом много, потому что 50% сырья просто завозится с континента, плюс налоги, плюс транспорт, акцизы, НДС, плюс еще демпфер. И демпфер сейчас возвращается в бюджет, это, кстати, ответ на извечный русский вопрос: „А почему у нас не дешевеет бензин, когда дешевеет нефть?“ А потому что этого не дает делать бюджет, который тоже не хочет дешеветь, потому что он пожирает всю эту разницу, так устроена наша налоговая система», — добавил Леонтьев.

Ответил Леонтьев и на волнующий многих вопрос, почему цена бензина не снизилась, после того, как подешевела нефть. Дело в том, что российская налоговая система предусматривает демпферный механизм. Это значит, что если нефть дорожает, а производители искусственно сдерживают рост цен на топливо, то получают дотации, позволяющие им покрыть дефицит. Но если цена нефти, напротив, падает, то определенная доля получившегося профицита идет в бюджет. Это позволяет обезопасить розничный рынок от колебаний.

Эксперты в отрасли отмечаю также отмечают сразу несколько факторов: НПЗ в мае снизили производство — отчасти из-за ремонтов, отчасти пытаясь приспособиться к падению спроса на топливо в результате карантинных мер. Кроме того, учитывая низкие экспортные котировки и необходимость уплачивать демпфер в бюджет, производить топливо было в ряде случаев невыгодно.

Этого мнения придерживается и вице-президент Независимого Топливного Союза Дмитрий Гусев. Он тоже говорит о том, что цены на биржах и на рядовых АЗС слабо коррелируют между собой, поскольку здесь в дело вмешивается государственная регуляция:

«У нас от 2018 года принята четкая позиция о том, что стоимость бензина на стеле может изменяться, грубо говоря, квартально не больше, чем на инфляцию, плюс изменения входящих в бензин налогов (НДС, акциз). Соответственно, на потребителе это никаким образом не скажется. То есть цены как шли максимально на уровне инфляции, так и будут идти. Это, грубо говоря, на 4-5%, максимум 6%, в течение года будет подъем. Топливо будет, топливо на всех заправках есть, дефицитов не будет, ничего не будет».

Однако эксперт считает, что такая политика сдерживаний и противовесов нуждается в коррекции. Необходимо услышать мнение всех участников рынка и изменить систему налогообложения и акциз. Ведь несмотря на то, что сырье подешевело, нефтеперерабатывающие предприятия всё равно несут большие расходы — они связаны и с карантином, и с сезоном отпусков, и с необходимостью обновлять оборудование. В результате, уплата демпфера довольно сильно снижают рентабельность производства и в отдельных случаях грозят убытком их владельцам.

«Когда создавалась модель демпфера, когда она просчитывалась, неоднократно Независимый топливный союз направлял свои пожелания в Минэнерго, потому что изначально говорилось о том, что демпфер был создан, когда цены на нефть росли, и фактически модель была создана для того, чтобы компенсировать нефтяным компаниям убытки, которые они получали от реализации бензина и дизельного топлива на внутрироссийском рынке. К сожалению, та модель не учитывала то, что цены могут вдруг резко упасть. Видимо, на тот момент Минэнего, министерство финансов, которые согласовывали данную модель, не представляли такого сценария и, соответственно, заложили ту бомбу, которая фактически у нас сейчас есть. Соответственно, при резком падении цен на нефть у нас получилась такая ситуация, что не компенсировать нефтяникам необходимо их убытки по реализации нефтепродуктов в России, а нефтяники должны доплачивать за каждый произведенный литр, тонну бензина и дизельного топлива. Механизм демпфера создал фактически ту ситуацию, когда переработка и производство бензина внутри России стали невыгодны», — поясняет Гусев.

По мнению Гусева, когда создавался демпферный механизм, он, в основном, был направлен на компенсацию издержек поставщикам топлива. В тот момент сценарий падения цен на нефть многим казался просто нереальным, поэтому пункт про возврат денег в бюджет из сверхприбыли был прописан скорее для галочки. Когда же это реально произошло, то платить в казну за каждый проданный литр бензина компании оказались не готовы.

«С позапрошлого года в России действует механизм компенсации производителям топлива, если они сдерживают оптовые цены. В то же время механизм подразумевает, если мировые цены на российскую цену падают, то тогда от своей прибыли на внутреннем рынке с бюджетом делятся уже производители», — заключает Гусев.

Это подтверждает и Директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев: «В себестоимости бензина на нефть приходится лишь около 30%, тогда как остальное — на налоги. Именно они не позволяют топливу реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Теоретически, чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, а значит и у розницы появится возможность сокращать цены».

Он отмечает, что производители топлива оказались не готовы к тому, что из-за отмены ограничений случится резкий рост спроса на сырье. И нынешний рекордный скачок цен на бирже — реакция на эти изменения. Необходимо немного подождать, и ситуация выправится: «Отмена жестких ограничительных мер в России привела к росту спроса на сырье, к чему НПЗ были явно не готовы: на протяжении последних месяцев они стабильно снижали объемы выпуска на фоне падения продаж. Таким образом, резкий рост оптовых цен на бензин является временной реакцией на фундаментальные изменения, и в скором времени, по мере наращивания производства и устранения дефицита топлива, ситуация должна стабилизироваться» — говорит Дадашев.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".