Статья
11 Мая 2012 9:07

Торшин: причиной крушения SuperJet -100 мог быть теракт

Российские авиационные эксперты смоделировали последний полет разбившегося в среду в Индонезии самолета Sukhoi SuperJet -100 (SSJ-100), эксперимент показал, что причиной катастрофы стал человеческий фактор, пишут «Известия» в пятницу.

«В Центре подготовки авиаперсонала в подмосковном Жуковском эксперты на специальном тренажере повторили полет Sukhoi Superjet 100, разбившегося 9 мая в Индонезии. Эксперты смоделировали последний полет лайнера и сошлись во мнении, что трагедия произошла из-за ошибки пилотов», - сообщается в материале, опубликованном на сайте издания.

Моделирование полета, по сведениям газеты, проходило на тренажере для обучения летного состава воздушных судов Sukhoi Superjet 100. В него загрузили базы рельефа местности в районе горы Салак, а так же приблизительные режимы полета: высоту, курс, скорость и координаты падения.

«Это был неофициальный эксперимент, просто все участники программы Sukhoi Superjet 100 попытались прояснить для себя причины трагедии», - пояснил источник газеты в Центре подготовки авиаперсонала.

Судя по предварительным данным, 9 мая самолет Sukhoi Superjet 100 совершил свой второй за день демонстрационный полет в солнечную погоду, но как только он перевалил через гряду гор, то попал в дождь и туман.

Через 20 минут летчики запросили у диспетчеров снижение. Им разрешили снизиться с 3 тысяч метров до 1,8 тысяч Через 8 секунд самолет на скорости более 400 км/ч врезался в западный склон горы Салак.

Эксперты несколько раз «пролетели» по маршруту при таких параметрах и сошлись во мнении, что авиакатастрофа могла произойти из-за ошибки пилотов. В ходе эксперимента пилоты моделировали различные аварийные ситуации и пришли к выводу, что ни одна из них не могла привести к таким последствиям.

Источники»Известий» в Центре подготовки авиаперсонала «Сухой» рассказали, что в самолете была установлена система безопасности, которая предупреждает пилотов о приближении препятствия. Все сигналы дублируются.

«Не заметить сигнал системы предупреждения просто невозможно: в случае опасности система сразу выдает сообщение на центральный дисплей, включаются локатор красным цветом и речевой информатор. Кроме того, может вмешиваться автоматика, она увеличивает обороты и пытается увести самолет от столкновения», - уточнил источник в Центре.

По мнению экспертов, пилоты могли отключить звуковую сигнализацию системы предупреждения о препятствии, чтобы она не мешала им общаться с гостями или что-то показывать им в кабине во время демонстрационного полета.

«Локатор этой системы очень чувствительный, в горах дает практически постоянный сигнал, и пилоты уже не обращают на него никакого внимания. О том, что ситуация вышла из под контроля, пилоты догадались уже в самый последний момент и, скорее всего, попытались поднять самолет. Чтобы перевалить через гору, им не хватило нескольких десятков метров», - высказал свое мнение один из экспертов центра.

Источник в Центре подготовки авиаперсонала «Сухой» считает, что это не ошибка диспетчеров, поскольку «диспетчер дает высоту и курс снижения, а превышение рельефа заложен в БПРМ самолета».

Между тем блогер Сергей Доля сообщил, что представитель Авиационного регистра Международного авиационного комитета (АР МАК) вернулся с места падения самолета.

«Вернулся вертолет с российским представителем МАК. Обсуждают увиденное», - написал Доля в своем микроблоге в Твиттере.

Он также сообщил, что расследование авиакатастрофы может занять до 12 месяцев. «В случае необходимости может быть продлено на три месяца», - написал он.

В связи с катастрофой российского самолета SuperJet-100 необходимо исследовать все возможные версии, включая теракт, считает первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.

«По той информации, которая идет по каналам СМИ и интернета, эта катастрофа вызывает очень много вопросов, и, думаю, необходимо исследовать все возможные версии, в том числе теракт», - заявил «Интерфаксу» в пятницу Торшин.

По его мнению, изначально неправильно рассматривать в качестве главных версий технический сбой и ошибку экипажа. «Эта ситуация, когда все высказывания склоняются к тому, что это была ошибка, очень настораживают. Эта версия достаточно удобна, в том числе для индонезийских властей», - полагает Торшин.

По его словам, на современном авиарынке существует очень жесткая конкуренция, и кроме России никто не был заинтересован в появлении на этом рынке такого самолета, не имеющего аналогов в сфере гражданских авиаперевозок.

«Главный вопрос, который возникает в связи с этой катастрофой - о том, "кому это выгодно", - встает во весь рост», - считает Торшин.

Анализируя ситуацию, он отметил, что первая реакция индонезийских властей, которые не могли сказать, сколько же конкретно человек было на борту, также вызывает вопросы.

«Значит, был непорядок в предполетных документах. Это, извините, не был рядовой полет, и каждая деталь, включая количество пассажиров, вес топлива и тому подобное, должна тщательно фиксироваться и учитываться, ведь речь шла не о регулярном авиарейсе», - пояснил сенатор.

Его также интересует вопрос, насколько хорошо была организована охрана российского воздушного судна на стоянке в Джакарте и насколько тщательным был предполетный контроль, в том числе досмотр пассажиров.

«Есть серьезные вопросы к индонезийским диспетчерам. Даже для таких опытных пилотов особенности местности были неизвестными, и кто принимал решение о снижении высоты полета? Даже зная, что самолет находится в районе горы, которая выше, чем набранная самолетом высота, кто разрешил пилотам опуститься и кто разрешил им вылететь при таких сложных погодных условиях? И кто за эти авантюрные команды отвечает?» - сказал Торшин.

Он отметил, что командир SuperJet-100 был очень опытным пилотом. «Этот человек был настоящим асом. Этот пилот, Александр Яблонцев, знал самолет до последнего винтика. И сомнительно, что он мог совершить такую грубую ошибку, которая привела к фатальным последствиям», - полагает Торшин.

По его словам, самолет разбился в такой местности, где будет практически невозможно собрать все его фрагменты. «И поэтому индонезийские власти должны сделать все возможное и невозможное для того чтобы достать "черные ящики". Если их не найдут, тогда тень подозрения с индонезийских диспетчеров не уйдет никогда», - уверен сенатор.

Он подчеркнул, что к расследованию причин катастрофы должно быть привлечено как можно больше российских специалистов, а также специалистов иностранных компаний, которые оснащали самолет.

По его мнению, большой вопрос возникает по поводу того, кто конкретно согласовывал этот полет в особо опасной зоне и неблагоприятных погодных условиях. «Что, в Индонезии больше нет других маршрутов? Это что, была просьба индонезийской стороны - послать наш самолет туда, где Макар телят не гонял? Там что, пассажирские международные авиалинии проходят? Очень сомневаюсь», - отметил Торшин. 

21 Января 2018 Анонс
Аккредитация СМИ на выборы президента
 Аккредитация СМИ на выборы президента С 21 января СМИ начнут подавать заявки в ЦИК и региональные избиркомы для аккредитации на выборы президента. Аккредитация журналистов носит уведомительный характер и дает сотруднику СМИ право находиться в помещении для голосования в день выборов, а также при проведении повторного голосования. 
16 Января 2018 Новости  Стив Бэннон начал давать показания Бывший советник президента США Дональда Трампа Стив Бэннон начал давать показания. На прошлой неделе он был официально вызван для дачи показаний Робертом Мюллером, который ранее возглавил специальную группу по расследованию дела о вмешательстве России в президентские выборы США — сообщает New York Times. 15 Февраля 2018 Анонс
Российский инвестиционный форум
 Российский инвестиционный форум 15-16 февраля в Сочи пройдет российский инвестиционный форум. В нем примет участие председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.  В мероприятии принимают участие практически все регионы страны и крупнейшие российские компании, что позволяет вести прямой диалог бизнеса и власти.

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".