Статья
1542 28 мая 2010 14:07

Транспортный налог могут отменить

Правительство РФ может с 2011 года отменить транспортный налог, а средства от повышения акцизов на нефтепродукты направить на пополнение Дорожного фонда.

«Речь идет о том, что, начиная с 2011 года, будет, возможно, вообще отменен транспортный налог», - сказал вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи в пятницу.

«Правительством предусмотрены целевые поступления от повышения акцизов на нефтепродукты, что является мировой практикой, а также введение платы за проезд по автодорогам для автотранспортных средств весом более 12 тонн», - сказал Иванов о мерах, направленных на компенсацию выпадающих доходов от возможной отмены транспортного налога.

Минфин РФ по поручению правительства РФ просчитывает возможность отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина РФ Алексей Сорокин.

«Действительно, вопрос рассматривается. Есть соответствующее поручение правительства РФ по итогам заседания 20 мая, где обсуждался вопрос создания Дорожного фонда, и в качестве одного из источников пополнения фонда предлагалось за счет увеличения акцизов на ГСМ отменить транспортный налог», - сказал он, комментируя высказывания Сергея Иванова.

По словам Сорокина, на проработку данного вопроса Минфину дан месяц.

В настоящее время министерство производит расчеты возможных потерь для бюджетов от отмены налога и размера повышения акцизов для компенсации этих потерь, а также того, каким образом данное решение может отразиться на потребителях.

«Вопрос, в частности, в том, сколько это будет стоить для потребителя, потому что если транспортный налог у нас маневренный в отношении ставок и льгот, то в отношении акцизов на ГСМ - если повысят, то уже никто льгот не получит», - сказал он.

При этом Сорокин отметил, что, по предварительной информации, для компенсации отмены транспортного налога может потребоваться увеличение акциза на ГСМ в среднем в 2 раза. «Мы получили информацию, чтобы компенсировать налог, поскольку акциз есть как положительный, так и отрицательный, то в среднем в 2 раза может вырасти ГСМ», - сказал он, подчеркнув, что данные цифры не окончательные и еще подлежат дальнейшему расчету.

Он также сообщил, что за 2009 год поступления транспортного налога составили 62 млрд рублей, на 2010 год ожидается еще большая сумма поступления налога. «Надо посмотреть, на сколько процентов поднять планку акциза, чтобы потом эту разницу раздать по субъектам РФ, и какова будет стоимость бензина», - сказал он.

Алексей Сорокин отметил, что противники транспортного налога, в частности, говорят о его несправедливости, так как его размер зависит от мощности автомобиля, в то время как большую мощность имеют и недорогие старые машины, а также о трудности его администрирования.

В связи с этим появляются идеи заменить налог на что-то более простое - либо включить его в стоимость бензина, либо повысить акциз, что также в итоге приведет к повышению стоимости бензина, сказал он. По словам представителя Минфина, это дискуссионный вопрос.

«Здесь есть социальный фактор, поэтому вопрос требует обсуждения», - отметил он, пояснив, что получить конечному потребителю какую-либо льготу по стоимости покупаемого им бензина будет невозможно.

Говоря о том, какой из платежей проще администрируется, Алексей Сорокин отметил, что это акциз, так как количество плательщиков более ограничено - «если транспортный налог платят миллионы, то акциз берется с тех, кто перерабатывает».

Комментарии экспертов

Транспортный налог в зависимости от регионов достаточно дифференцирован, что вызывает целый ряд сложностей. Напомню, именно транспортный налог являлся катализатором социального недовольства в ряде субъектов федерации. Поэтому понятно, что его унификация и ликвидация смогут существенно повысить эффективность собираемости данного вида платежа.

Дело в том, что сейчас транспортный налог в целом ряде случаев не зависит от того количества или объёма, который человек наездил. То есть вы можете платить транспортный налог, даже если автомобиль на протяжении всего времени стоит в гараже, в то время как более эффективной системой считается платить по факту проезда.

Есть разные схемы. Особо ортодоксальные связаны с установкой GPS на автотранспорт, что в РФ, конечно, невозможно. А вот платить за бензин и включать стоимость транспортного налога в бензин – это является достаточно прогрессивным решением. Таким образом автомобилист, который постоянно используется автотранспорт, платит больше, чем автомобилист, который его использует в меньшей степени.

Это позволяет предоставлять те или иные льготы прямо на заправках отдельным группам населения. Плюс ко всему, решается вопрос с собираемостью налога. Проблем с транспортным налогом Федеральная налоговая служба будет меньше.

В контексте вышесказанного представляется, что переход к акцизной схеме является более рациональным. Но для её реализации необходимо подготовить все нормативно-правовые акты, особенно проследить, чтобы это решение было правильно реализовано в регионах. Также необходимо активизировать работу и деятельность с коммерческими организациями, потому что фактически все платежи пойдут через них. По отчетности именно АЗС будут просматриваться. Понятно, что с точки зрения налоговых органов нагрузка будет перемещена с большого количества физических лиц на коммерческие организации.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".