Статья
14 Декабря 2010 13:14

Трассе быть!

<p>Правительственная комиссия остановилась на первоначальном маршруте автотрассы Москва-Петербург, который предусматривает строительство дороги через Химкинский лес.</p>
<p>Прокладка скоростной трассы по ранее утвержденному маршруту полностью юридически обоснована, заявил вице-премьер Сергей Иванов.  «По поводу строительства трассы по указанному варианту есть решение Верховного суда. Как мы можем игнорировать это обстоятельство? Мы вообще правовое государство или нет?», - сказал Сергей Иванов на пресс-конференции по итогам совещания о прокладке трассы.  Как подчеркнул вице-премьер, «с юридической точки зрения указанный вариант маршрута является абсолютно законно обоснованным».<br />
<br />
Он отметил, что в трассе нуждаются десятки миллионов людей, десятки тысяч грузоотправителей. Новая трасса «разгрузит ту катастрофическую ситуацию, которая сегодня есть на действующей трассе Москва-Санкт-Петербург - Ленинградском шоссе». <br />
Сергей Иванов напомнил, что проект прокладки трассы через Химкинский лес оценивается в 51 млрд рублей и срок окончания работ по нему намечен на конец 2013 - начало 2014 года.<br />
<br />
Озвученные Ивановым сроки строительства подтвердил и министр транспорта Игорь Левитин. «В существующем варианте дата окончания строительства трассы - 2013 год, в альтернативном варианте - был бы 2017», - сказал Левитин на пресс-конференции. Глава Минтранса добавил также, что «в выбранном варианте будет всего два съезда - на Московской кольцевой дороге и дальше, с городом Москвой согласован выезд на четвертое и дальше - третье транспортное кольцо». «То есть трасса Москва-Санкт-Петербург не будет замыкаться в пределах Московской кольцевой дороги», - сказал министр.<br />
<br />
Как сообщил Игорь Левитин, «часть существующего Ленинградского шоссе мы планируем передать под общественный транспорт, чтобы жители Химок имели скоростное сообщение с Москвой». «С Московской областью и Москвой мы это уже согласовали», - добавил он.<br />
<br />
Левитин обратил внимание на то, что «при выборе альтернативного варианта общие потери бюджета и концессионеров составили бы 5 млрд рублей». «При этом последовал бы полный разрыв концессии», - подчеркнул министр, добавив, что «если бы концессионерам новый маршрут оказался не выгоден, нам пришлось бы из федерального бюджета полностью замещать частные инвестиции».<br />
<br />
Масштабные инфраструктурные проекты впредь будут осуществляться только после проведения экологической экспертизы. Как сообщил глава Минприроды Юрий Трутнев, соответствующие предложения сформированы в решении правительственной комиссии по транспорту и связи, которая принимала во вторник решение по маршруту прокладки автотрассы Москва-Санкт-Петербург. <br />
<br />
Он подчеркнул, что «этот проект вскрыл системные недостатки, связанные с отсутствием экологической экспертизы крупных инфраструктурных проектов». «Мы начали экологическую экспертизу проекта, общественные обсуждения тогда, когда проект был уже в разгаре. Совершенно очевидно, что все можно было сделать спокойно и точнее, если бы экологическая экспертиза была осуществлена заранее», - сказал Юрий Трутнев.<br />
<br />
Как подчеркнул глава Минприроды, «оценивая экологические последствия проекта, мы должны сегодня говорить не только о вырубке деревьев, но и о том, что Москва является сегодня одним из наиболее напряженных городов РФ с точки зрения экологии». Поэтому, заметил Трутнев, «не решая транспортную проблему, мы Москву экологически чистым городом в любом случае не сделаем».<br />
<br />
Он также подтвердил, что компенсационные меры, предусмотренные при прокладке трассы через Химкинский лес, «кратно превышают ущерб зеленым насаждениям Московской области».</p>
<p>В свою очередь, Общественная палата берет под контроль дальнейшее строительство скоростной автотрассы Москва-Санкт-Петербург.<br />
<br />
«Мы договорились, что Общественная палата совместно с экологическими движениями, с гражданами будет осуществлять общественный контроль за тем, как будут развиваться события», - заявил член Общественной палаты Анатолий Кучерена. Как подчеркнул Кучерена, «мы договорились, что там (на участке через Химкинский лес) не будет никакого сервиса - никаких хачапурен и даже заправок». «Речь идет о том, чтобы не было дальнейшего расширения трассы в лес, чтобы его вырубка была минимизирована», - сказал он.<br />
<br />
Анатолий Кучерена выразил уверенность в том, что допущенные ранее ошибки при определении проекта прокладки автотрассы «на сегодняшний день устранены». «Сегодня в этом обсуждении нужно поставить точку», - сказал он. Правительственная комиссия, принявшая решение о прокладке автотрассы Москва-Петербург через Химкинский лес, направит соответствующий доклад президенту РФ Дмитрию Медведеву, сообщил вице-премьер Сергей Иванов.<br />
<br />
«Нами было принято решение по прокладке трассы. Мы окончательно сформулировали позицию РФ, и решение о начале строительства будет принято, как только его одобрит президент», - сказал он.<br />
<br />
Вице-премьер также отметил, что доклад президенту был направлен сразу после заседания комиссии. «Мы в нем изложили все "за" и "против". Мы понимаем, что тема резонансная. Мы постарались максимально объективно подойти ко всем аспектам строительства дороги, и очень внимательно, поверьте, рассматривали все экологические аспекты», - заверил он.</p>
<p>Президент России Дмитрий Медведев высказался по поводу решения проблемы Химкинского леса.  «Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен стать уроком того, что такой диалог необходим», - сказала пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.  Она добавила: глава государства считает, что «любые крупные проекты, затрагивающие интересы граждан и экологии, должны быть обязательным предметом диалога власти, бизнеса и гражданского общества». По ее словам, прежние поручения президента по вопросу строительства трассы, были важным сигналом гаранта Конституции, данным «представителям власти и бизнеса: диалог обязательно должен быть». «И до таких конфликтных ситуаций, конечно, доводить нельзя», - сказала Наталья Тимакова.</p>
<p>«Президент и сейчас считает, что на начальном этапе работа с общественными организациями и представителями гражданского общества, с экологическими организациями была поставлена плохо», - сказала пресс-секретарь президента. <br />
«Кроме того, изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к московскому правительству», - отметила она.</p>
<p>По словам Натальи Тимаковой,  правительственная комиссия во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым доложила президенту о том, что «трасса скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург пройдет по ранее выбранному маршруту». Пресс-секретарь напомнила, что ранее президентом были даны поручения о проведении общественных слушаний после приостановки строительства дороги.</p>
<p>Президент РФ Дмитрий Медведев надеется, что компенсационные меры по строительству трассы через Химкинский лес минимизируют ущерб, который был нанесен, отметила пресс-секретарь главы государства. По ее словам, нельзя отрицать того, что «строительство по данному проекту вышло на ту стадию, когда остановить его было уже практически невозможно».<br />
При этом пресс-секретарь президента напомнила ситуацию с «Охта-центром» в Петербурге, когда после проведенных слушаний и диалога власти с представителями гражданского общества было принято решение о переносе места строительства.</p>
Комментарии экспертов
<p>Осень и зима выдались напряженными – то Химки, то Кущевская, то события на Манежной. Можно сказать, что сегодня тема Химок во многом отыграна общественным мнением. Но существует группа активистов, даже не химкинских, а скажем так -московских, которые рассматривают эту тему как политическую возможность атаковать правительство, атаковать президента и заставить их, что называется, прогнуться, дать слабину, уступить.</p>
<p>Сам  Химкинский лес этой группе совершенно не интересен – им интересна возможность надавить на  власть и добиться от нее таких уступок, которые затем интерпретировать как свою победу. Поэтому я думаю, что шума будет много. Дальше все зависит от средств массовой информации – будут ли они играть под эту дудочку или предпочтут все-таки более объективно рассматривать ситуацию с точки зрения потребностей как жителей самих Химок, так и жителей Москвы и Петербурга, которые нуждаются в новой широкополосной и эффективной трассе.</p>
<p>Я участвовал во многих общественных слушаниях по этому вопросу, в том числе, еще до решения президента Дмитрия Медведева временно «заморозить» строительство. Я, как научный сотрудник, а в свое время руководитель академического института, выслушал всех экспертов и пришел к выводу, что первоначальный план прокладки трассы был абсолютно правильным решением, и альтернативы ему не было. Все остальное – это был популизм, который в итоге нанес реальный урон. Мы вынуждены были на несколько месяцев отложить решение важно стратегической задачи. Ведь от этой трассы зависит вопрос развития инфраструктуры. Труд миллионов людей и так далее.<br />
<br />
Так что хорошо, что мы все-таки пришли к выводу, что единственный возможный путь – это тот путь, который был разработан еще в советские годы. Но по-другому, видимо, поступить было нельзя. Президент, когда приостанавливал строительство, исходил из того, что раз спорные точки зрения, то нужно дать возможность в ходе дискуссии дать возможность найти истину, даже не столько найти, сколько подтвердить. Так что мы потратили эти месяцы на формирование гражданского общества. Оно того стоит.<br />
<br />
Мы живем в стране демократической – и все эти споры и нападки были использованы оппозицией для контригры, как повод для критики власти. В условиях политической борьбы они используют любой повод для дискредитации власти. Это реалии политической жизни.</p>
<p>Существующий проект строительства трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес является оптимальным, и это было ясно с самого начала, потому что еще до начала его реализации была проведена комплексная проверка.<br />
<br />
Осенью прошли общественные слушания, на которых были представлены все позиции сторон, высказались эксперты, выслушали общественность, но альтернативного плана, который отвечал бы интересам города Химки, учитывал бы экологию и при этом не мешал бы дорожному трафику, предложено не было.<br />
<br />
Весь ажиотаж был поддержан рядом заинтересованных коммерческих структур, которые рассчитывали, что новое строительство будет проходить с учетом их интересов. После этого устремления этих структур стали понятны, у них попросили соответствующего обоснования, они его предоставить не смогли. А за государственный счет строить коммерческую трассу было бы бессмысленно, поэтому принятое решение совершенно обосновано и долгожданно, особенно для жителей Химок, которые избавятся от части пробок.</p>
<p>Польза от общественного обсуждения есть всегда. Попытка властей решать что-то без консультации с общественностью заводит саму власть в тупик. Так можно было бы делать, если бы у нас был достаточно жесткий государственный режим, как в Советском Союзе. Тогда действительно, власть ничего спрашивала, но взамен давала достаточно большое количество социальных гарантий. То есть был некий негласный социальный договор – государство делаем то, что считает нужным,  но, с другой стороны, есть целый набор социальных гарантий, где государство несет ответственность за человека.</p>
<p>При нынешней ситуации, когда государство эти социальные гарантии с себя всячески сбрасывает,  власть просто не может позволить себе не слышать то, что говорится в обществе, и не консультироваться с ним по тем или иным вопросам. Поэтому в принципе это, конечно, нужно, полезно. Я думаю, что избежать этого на самом деле просто невозможно. Потому что, если общество вообще не слышно, то любая проблема заходит в тупик и кончается это все такими эксцессами.</p>
<p>Что касается проблемы Химкинского леса, то сейчас происходят какие-то другие события, они отодвигают его на задний план. Решение по Охта-центру более знаковое, потому что еще совсем недавно власти однозначно говорили, что построят его, где планировалось, потому что это Газпром. Сейчас уже власти готовы изменить свое решение, что мне кажется достаточно резонансным фактом.</p>
<p>Все вопросы по поводу трассы можно было согласовать еще летом - без шума, без митингов и демонстраций. Дорогу мы не можем построить уже 25 лет. Дорога нужна. Я например хочу сесть на машину и доехать до Питера за 4 часа. Потому что я могу это сделать во Франции - из Парижа доехать в Лион, из Берлина - в Мюнхен. Только Россия -единственная страна, которая пыжится быть Европой, залита до предела деньгами, все утопает в роскоши, а дороги - как ни в одной стране мира. Поэтому ко всей ситуации с Химкинским лесом я отношусь как к политтехнологической операции.</p>
<p>Я думаю, что есть силы определенные, которые еще с 90-х гг. жаждут реванша, готовые как и в 91 году поступиться целостностью страны. Они же не зарабатывают на целостности страны, для них Кавказ - не часть территории страны, а непрофильный актив. Как и Средняя Азия была непрофильным активом для них. Я считаю, что это их попытка вернуться к власти. В следующем году будет все еще круче.</p>
<p>Я считаю, этому можно противопоставить консолидированную демократическую позицию, надо дать солидарный отпор неонацистам. Например, в Черкесске вчера подписали меморандум – все национальные движения Карачаево-Черкесии – русские, карачаевцы, черкесы, абазины, нагайцы, еще ряд других, я назвал 5 основных, которые иногда между собой враждуют, подписали совместный меморандум о противодействии разжиганию межнациональной розни, ксенофобии, насилию и экстремизму.</p>
<p> Я считаю, что сейчас надо  заключать такие публичные декларации, создавать общие платформы. Банды неонацистов, банды погромщиков, которые разносили центр Москвы – это очень серьезный симптом. За их спинами стоят никакие не националисты, которые их используют, а как раз может быть какие-нибудь либерал-глобалисты, потому что этнизация русского народа, в частности, – это совершенно не в интересах русского народа.</p>
<p>Это один из факторов разрушения Российской Федерации, как это было и фактором разрушения Советского Союза. Значит, надо просто осознать политическую актуальность момента и объединиться на политической платформе для отпора этим новым приватизаторам, назовем их так.<br />
 </p>
<p>В целом я не очень довольна ситуацией, что она вообще сложилась, поэтому общество изначально должно поднять вопрос о том, чтобы в дальнейшем такого рода ситуация, как с Химкинским лесом, больше не повторялась.  Ситуация имела широкое общественное обсуждение и общественный резонанс. В результате правительственная комиссия приняла решение, по которому будут соответствующие компенсации утраченных лесных насаждений - мы считаем, что это решение достаточно мудрое и примирительное. В этом смысле я расцениваю его как достаточно позитивное. Это и есть реакция на тот общественный вызов и на то общественное негодование, которое было высказано экологами и общественностью.</p>
<p>Очень важно в дальнейшем при проектировании такого рода серьезных трасс или проектов проводить заранее общественные и публичные слушания, учитывать все возможные риски и не допускать такой конфликтной ситуации. Я думаю, что во многом здесь была недоработка властей местного уровня, которые, к сожалению, довели эту ситуацию до абсурда.</p>
<p>И я еще раз говорю – мы теперь всем миром должны решать эту достаточно сложную задачку. В целом, я считаю очень важным, что возрождается серьезная озабоченность граждан по поводу экологии. Как сказал президент в Послании, это проблема требует пристального внимания и общественности, и правительства, и органов местного самоуправления, потому что экологическая ситуация в стране является принципиально важной – чтобы мы не разрушили то, что имеем.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".