Статья
3495 30 ноября 2010 10:19

Третье послание Медведева

Президент начал Послание Федеральному Собранию с подведения итогов экономического развития страны за последнее время.

Так, глава государства сообщил, что рост экономики в 2010 году составит 4%, что означает, что экономику удалось стабилизировать после спада.  Численность безработных составляет 5 млн. «То есть она сократилась на 2 млн по сравнению с пиком кризиса. Это существенное достижение», – сказал президент.

Дмитрий Медведев сообщил, что размер суверенного долга России минимален, уровень международных резервов России – около полутриллиона долларов. «Это существенно выше, чем показатель в конце 2008 года», – отметил президент. «После беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике», – сказал глава государства.

Он поставил задачу в течение трех лет сократить инфляцию в стране до 4-5% ежегодно. «Несмотря на повышение цен на продовольствие – а оно, к сожалению, произошло во всем мире – мы не допустили скачка инфляции», – сказал президент России.

Касаясь социальных вопросов,  президент отметил: «Мы находим возможности ежегодно повышать пенсии. Поставленная мной задача обеспечить всем пенсионерам доходы не ниже прожиточного минимума решена». Конечно, ситуация в экономике еще сложная. Не все последствия кризиса преодолены, нужно об этом сказать прямо. Но выполнение наших социальных обязательств останется безусловным», – подчеркнул Дмитрий Медведев. По его словам, реальные доходы населения за прошедшие месяцы выросли примерно на 5%. «На следующий год предусмотрено повышение зарплат бюджетникам, выполняются целевые программы обеспечения жильем ветеранов и военнослужащих», – отметил глава государства.

При этом, отметил Дмитрий Медведев, общий уровень пенсий еще мал: «Чтобы поднять пенсии и провести модернизацию в здравоохранении, мы пошли на целый ряд непростых решений, включая увеличение обязательных страховых взносов». При этом малый бизнес получит льготы на переходный период. «Я принял решение: для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, предусмотреть 2-летний переходный период с установлением более низкой ставки взноса на уровне 26% (против общей ставки 34%)», – сказал глава государства в своем послании Федеральному собранию.
Значительную часть Послания президент посвятил проблеме защиты детства в стране – начиная с поддержки детской медицины, увеличения количества детсадов и заканчивая материальной поддержкой многодетных семей.

«Мы взялись за демографическую проблему всерьез и надолго, но должны понимать, что в ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов», – сказал Дмитрий Медведев в ходе Послания Федеральному Собранию. Он отметил, что в этот период серьезно сократится число женщин репродуктивного возраста. «Это – серьезная угроза, вызов для всей нашей нации», – сказал Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что считает «жизненно необходимым» ведение эффективной государственной политики «в области детства».  «Мы должны повысить доступность и качество медицинской, а также социальной помощи матерям и детям, развивать программу родового сертификата и систему восстановительного лечения для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела», – сказал Дмитрий Медведев. Также, по его словам, необходимо увеличить господдержку лечения бесплодия, в том числе с применением технологий эсктракорпорального оплодотворения.

Глава государства сообщил, что в ближайшие два года на развитие детской медицины может быть потрачено до 100 млрд рублей. По его словам, на развитие детской медицины планируется направить не менее 25% средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения.

Президент поручил реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям. Он также потребовал оказать поддержку вариативным формам дошкольного образования, в том числе системе негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок.

Что касается поддержки многодетных семей, Дмитрий Медведев предложил выделять семьям при рождении третьего ребенка безвозмездный земельный участок под строительство дома. Такие семьи должны иметь также налоговые преференции. «Для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми надо ввести дополнительные налоговые преференции, в частности увеличить размер налогового вычета до 3 тыс. рублей в месяц для каждого ребенка, начиная с третьего», – сказал Дмитрий Медведев.

Он также предложил всем руководителям субъектов Федерации подумать о региональном материнском капитале. «Мера, безусловно, затратная, зависит от состояния дел конкретной территории, но результаты того стоят», – подчеркнул глава государства. Освободить от налогов нужно и благотворительную помощь детям. Президент отметил, что в сфере благотворительности законодательство уже совершенствуется не первый год, но проблемы еще остаются. В частности, по его словам, повторная благотворительная помощь ребенку, даже тяжело больному, включается в налогооблагаемую базу родителей. «Это несправедливо», – заметил Дмитрий Медведев.

В детдомах президент предложил создавать  попечительские советы, которые будут работать максимально открыто. «Нам нужны программы социальной адаптации, сопровождения выпускников детских домов: мало обучить и накормить детей, их нужно вывести в новую взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе», – сказал глава государства. Здесь, подчеркнул он, велика роль не только педагогов, но и местных властей. «Они могли бы, например, оплачивать расходы выпускников детских домов за посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования», – сказал Дмитрий Медведев.

Президент обратил внимание также на проблему насилия в детской среде. Дмитрий Медведев убежден, что людям, осужденным за любые насильственные преступления, должен быть закрыт доступ в образовательные и воспитательные учреждения. «Считаю: нужно раз и навсегда закрыть доступ в образовательные и воспитательные учреждения тем, кто осужден за любые насильственные преступления или вовлекал детей и подростков в преступную деятельность», – заявил Дмитрий Медведев.  В Госдуму уже  внесен такой законопроект.

Ссылаясь на данные МВД, президент РФ сообщил, что в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тыс. детей и подростков. Он сказал также, что в прошлом году в России было ужесточено наказание за сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних.

Говоря о развитии политической системы, президент предложил сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах в представительные органы городских округов и муниципальных районов численностью депутатов не менее 20 человек.

«Политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями», – сказал президент РФ. Он отметил, что, «к сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается». «В результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций», – сказал Дмитрий Медведев.

В связи с этим он указал на необходимость сделать эти партии ближе к повседневной жизни граждан. «Это еще один шаг к укреплению демократической власти, главной задачей которой остается достойная жизнь наших людей», – подчеркнул президент РФ. «Таким образом, выборы в Госдуму в декабре следующего года пройдут уже в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях», – заявил Дмитрий Медведев.

В отношении собственности в стране глава государства высказал убеждение, что органам власти должно принадлежать лишь то имущество, которое им необходимо для выполнения своих обязанностей, а иное должно приватизироваться.  «Органы власти не должны быть владельцами "заводов, газет, пароходов". Каждый должен заниматься своим делом», – сказал глава государства. Президент подчеркнул, что доходы от приватизации должны быть использованы, прежде всего, на модернизацию экономики. «Соответствующие решения надо принять и на региональном, и на местном уровне», – сказал Дмитрий Медведев.

Он добавил, что закон определяет, что в собственности региональных властей может находиться имущество, необходимое для осуществления ими своих полномочий. «Соответственно, иные объекты собственности должны быть приватизированы», – подчеркнул президент. При этом он напомнил, что в этом году подписал указ о сокращении в пять раз перечня стратегических предприятий, что по его поручению «правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний». «Главная цель приватизации – повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции», – подчеркнул Медведев.

Касаясь международной тематики, Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова совместно с заинтересованными государствами работать над укреплением механизма противодействия ракетному распространению. «Недавно на саммите Россия-НАТО в Лиссабоне я поделился своими соображениями о формировании возможной архитектуры европейской ПРО, в которой сопрягаются потенциалы России и Северо-Атлантического альянса и обеспечивают защиту всех стран Европы от ракетных ударов», – сказал президент. По словам Медведева, «уже дан старт совместной проработке всего комплекса связанных с этим вопросов».

Президент РФ заявил, что мир ждет новая гонка вооружений, если не удастся договориться о совместной глобальной системе противоракетной обороны. «В этом зале я хотел бы открыто сказать, что в ближайшие 10 лет нас ждет следующая альтернатива – или мы достигнем согласия по противоракетной обороне и создадим полноценный совместный механизм сотрудничества, или же, если нам не удастся выйти на конструктивную договоренность, начнется новый виток гонки вооружений. И нам придется принимать решение о размещении новых ударных средств», – сказал Медведев в послании Федеральному Собранию.
ЕС должен помочь России вступить в ВТО, считает президент.  Оглашая Послание Федеральному Собранию, глава российского государства обозначил три направления, по которым должно работать Соглашение между РФ и ЕС «Партнерство для модернизации».

«Во-первых, это взаимный обмен технологией, гармонизация технических норм и регламентов, практическое содействие Евросоюзу, и Евросоюз нам должен в этом помочь – во вступлении России в ВТО», – сказал Дмитрий Медведев.
Во-вторых, по его словам, – это «упрощение визового режима с близкой перспективой его полной отмены». «В-третьих, это значительное расширение профессиональных и академических обменов», – сказал Дмитрий Медведев.  Именно в этом ключе на следующей неделе он и намерен вести диалог с европейскими партнерами в Брюсселе, добавил президент.

Президент РФ Дмитрий Медведев также считает, что партнерство России и США нужно использовать для улучшения инвестиционного климата и налаживания экономического сотрудничества.  Глава государства отметил, что модернизационные партнерства у России сложились с Германией и Францией, а большой потенциал в развитии отношений есть с Китаем, Индией, Бразилией, Кореей, Сингапуром, Японией, Канадой, Италией и рядом других стран.

«Эти партнерства будут ориентированы на пять приоритетов технологической модернизации России. Существенный резерв в достижении этих целей я вижу в расширении сотрудничества с Европейским Союзом и США», – сказал Дмитрий Медведев.

За час до оглашения Послания Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев выразил благодарность в своем Twitter всем, кто пожелал ему удачи. «Спасибо всем, кто пожелал удачи в представлении Послания», – написал Дмитрий Медведев.

Послание является главным программным документом и дает обществу ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными и каков механизм их решения. Нынешнее обращение главы государства к парламенту станет семнадцатым за всю историю их оглашения.

Напомним, что Дмитрий Медведев в третий раз за время работы на высшем государственном посту представил свое Послание Федеральному Собранию.

Первое послание Медведева прозвучало 5 ноября 2008 года и не обошлось без сенсаций: новый глава государства предложил увеличить срок полномочий президента и Государственной Думы до шести и пяти лет соответственно. Эти изменения в избирательное законодательство уже приняты и вступили в силу.

В прошлом году послание оглашалось 12 ноября. Дмитрий Медведев в порядке эксперимента заранее опубликовал концепцию послания, изложив ее в статье «Россия, вперед!» и призвав сограждан к широкому обсуждению.

В статье президент обозначил стратегические направления развития страны, среди которых он назвал преодоление экономической отсталости и сырьевой зависимости, борьбу с тотальной коррупцией, изменение «полусоветской» социальной сферы, укрепление демократии, преодоление негативных демографических процессов и стабилизацию на Кавказе.

В ходе общественной дискуссии вокруг статьи свои предложения президенту представили российские деловые круги, Общественная палата и неправительственные организации, парламентские партии, сенаторы, Центризбирком и тысячи рядовых граждан. Только на президентский сайт пришло свыше 16 тыс. предложений – от граждан, партий, общественных организаций.

Подготовка нынешнего послания, в отличие от предыдущего, но в соответствии с ранее сложившейся традицией, шла в закрытом формате. Однако незадолго до него Дмитрий Медведев в своем блоге обратился к россиянам с программным заявлением о ходе реализации преобразования российской политической системы.

«Мы хотим сделать нашу политическую систему просто более справедливой, более гибкой, более динамичной, более открытой к обновлению и развитию. Она должна пользоваться большим доверием наших избирателей», – сказал Дмитрий Медведев.

Он также заявил о необходимости повысить качество народного представительства. «Наша демократия несовершенна, мы это прекрасно понимаем. Но мы в начале пути. И самое главное – мы не стоим на месте. Мы идем вперед», – заключал свое обращение президент словами, перекликающимися по смыслу и тональности с его прошлогодней статьей.

На заслушивание Послания президента приглашаются члены правительства, председатели Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, генеральный прокурор РФ, председатель Центральной избирательной комиссии, председатель Счетной палаты РФ, члены Госсовета РФ и главы основных конфессий – всего около тысячи человек.

Впервые послание Президента Федеральному Собранию было оглашено 24 февраля 1994 года.

 

Комментарии экспертов

Обращение президента к теме детства достаточно логично. Во-первых, тот акцент, который был в официальной политике при президентстве Владимира Путина на сфере рождаемости, безусловно, недоучитывал значимости поддержки именно детства, потому что рождаемости уделялось значительно большее внимание, чем детству. Те реальные проблемы, которые сегодня существуют (и самая яркая из них – проблема детских садов), достаточно очевидны.

В то же время, существует еще довольно острый запрос на материальную поддержку семей с детьми. И, наверное, пока скорее обозначено общее направление движения, нежели конкретные шаги, конкретные инициативы. Во-вторых, эта тема в обществе - достаточно значима. Общество сейчас переживает некоторый ренессанс семейных ценностей, ценностей родительства, и это важно.

В-третьих, в обществе есть большой рост интереса к теме защиты детей, вызванный подчас искусственно раздуваемыми темами. Например, общество сегодня скорее переоценивает проблему положения усыновленных детей, особенно за рубежом. Общество подчас драматизирует остроту ситуации в данном вопросе, и поэтому ответ на этот запрос, в данном случае, достаточно понятен.

С другой стороны, в высказываниях президента по этой теме не хватало некоторой эмоциональной составляющей. Например, в какой-то момент Послания явно напрашивались слова президента о том, что он готов подать пример и усыновить одного или двух детей, потому что крайне низкая популярность и в то же время трудность процедуры усыновления в России (в сравнении с той популярностью этой идеи, которая есть, например, в США и в ряде других стран) вызывает сожаление и требует определенной коррекции.

Главной темой Послания, безусловно, была социальная тема, а в ней главная содержательная линия – это тема детства. То, что президент обратился именно к этой теме – это абсолютно верно, это видно и из общения с гражданами (президент об этом сказал) и в целом из общественного запроса. Кроме того, тема детства – это одна из немногих социальных тем, которая обращена в будущее. Одним словом, это было технологически верно, политически точно и морально оправдано.

Послание президента по характеру было сложносоставным – там была и тема внешней политики. Надо сказать, что президент себя показал как человек, который разделяет идею диалога с Западом, с США, но при этом предельно прагматичен. То есть, он заявил о необходимости вступления России в ВТО и отмены визового режима – это очевидные и конкретные цели, которые российская дипломатия ставит в диалоге с Западом.

Кроме того, он фактически заявил о возможной гонке вооружений в случае, если режим ПРО не будет устраивать Россию. Это абсолютно верная прагматическая позиция – ПРО должна быть создана не просто в общении с Россией и с ее информированием. Система ПРО должна отвечать нашим национальным интересам. Россия должна иметь доступ к кодам, инфраструктуре, к системе управления и так далее. В противном случае, если в течении двух лет эти задачи не будут решены, Россия будет считать, что она в эту систему ПРО не интегрирована. Логика следующая – не «мы будем стремиться налаживать диалог» – нет, мы должны получить четкие гарантии и четкую конфигурацию нашего взаимодействия по поводу ПРО.

Важные функции, которые оговаривал президент – необходимость переработки 94-го федерального закона, введение финансовой ответственности за экономические преступления вместо посадок с достаточно серьезным возмещением ущерба - это верный ход, который лишит уголовного опыта огромное количество инициативных людей в стране и позволит им экономическими способами загладить свою вину перед обществом.

Послание – комплексное, и дает ответ на огромное количество вопросов. Если говорить о центральном понятии, интегральном месседже, который в нем содержится – это, конечно, качество жизни. На него нанизываются и детство, и экология, и те изменения в текущем экономическом росте и развитии, о котором говорил в начале своего послания президент. То есть, качество жизни простого россиянина.

Прозвучавшее Послание – пожалуй, самое спокойное из всех Посланий Дмитрия Медведева. Говорят, что Медведев готовится к выборам, что это должно было быть предвыборное Послание, но я ничего подобного не услышал, оно мне совершенно не показалось ни популистским, ни предвыборным.

Те меры, которые он сказал по отношению к многодетным семьям – они затрагивают узкий круг людей. У нас совсем не так много многодетных семей и, собственно, этим семьям он тоже никаких райских кущ не рисует. Вполне выполнимые предложения, поэтому данное послание мне показалось  мне показалось абсолютно не предвыборным, не популистским, а наиболее взвешенным, как говориться, текущим – «за работу, товарищи!».

Что касается возможности перераспределения доходов между федеральным и региональными бюджетами, то это очень серьезный вопрос, который не решается на уровне президентского послания в такой общей форме. Естественно, все в жизни идет маятником. А 90-е годы регионы сосали деньги из центра, практически ничего не платили и вечно все требовали. В ответ на это в 2000-е годы была  выстроена эта знаменитая вертикаль. Из регионов стали забирать почти все деньги, и это лишило их всякого политического влияния и всяких возможностей. Вполне возможно, что теперь маятник пойдет в обратную сторону и опять будут расширены права регионов. Но будет ли это и на самом деле и в какой форме, я угадать сегодня не берусь.

Ясно, что региональное начальство недовольно тем, что оно практически не допущено к распределению денег, это очевидно. Очевидно и то, что оно старается это свое недовольство расширить и переложить на граждан – дескать, граждане недовольны, а гражданам абсолютно все равно, лишь бы платили, а кто платит – Центр или местные начальники - никакого значения не имеет. Как реально будут складываться отношения между регионами и Центром судить не берусь, но я не думаю, что сегодняшнее выступление Медведева что-то кардинально в этом вопросе поменяет.

Что касается внешней политики, с моей точки зрения ни малейшей военной угрозы для России не существует, причем, не существует не только в Европе, где это очевидно для всех, но ни малейшей военной угрозы для России не существует ни со стороны Китая, ни со стороны Ирана, ни со стороны любой другой страны в мире. Сегодня и в обозримом будущем нет ни единой страны в мире, которая строила бы планы военной агрессии  против России. Единственный грозный и опасный для России противник – это Грузия, но недавно сам президент Саакашвили сменил гнев на милость и сказал, что больше нападать на Россию не будет. Следовательно, ни единого даже потенциального агрессора в отношении России в мире не существует. Точно также как и Россия не вынашивает никаких военных планов в отношении никакой страны. 

Я считаю, что создание совместной с НАТО ПРО – это очень важное дело не в военном, а в политическом, экономическом и технологическом отношении . Это было бы огромное для России дело – если бы мы вместе с НАТО создавали ПРО. Это колоссальный уровень политического сближения,  очень важные совместные технологические работы, о чем тоже говорил Медведев, что современные технологии как и 100 лет назад очень часто начинаются с военной промышленности. Это правда.

И это было бы очень важное экономическое решение,  равно как и совершенно разумно было и другое заявление, насчет гонки вооружений. Если я правильно понял Дмитрия Медведева, он сказал, что эта гонка вооружений нам не нужна. Еще бы не нужна! – Если она вновь начнется, то мы просто вылетим в трубу и повториться катастрофа 80-х годов, когда весь бюджет страны сжигается на совершенно никому не нужные ракеты, а потом в результате имея ракет больше чем весь остальной мир страна разваливается без единого выстрела.

Вот что такое гонка вооружений – высосать все ресурсы для обороны от внешнего врага и рухнуть под тяжестью собственных ракет. Поэтому гонка вооружений России уж точно не нужна, особенно если учитывать, что никто на нас не собирается нападать.
 

Оглашенное Послание демонстрирует, что отечественная элита, пока лишь на уровне первых лиц государства, меняет горизонт планирования. Выступая перед «сливками» российского политического класса, президент говорил о процессах, которые будут происходить в течение ближайших 10-15-20 лет, то есть явно за пределами его возможной второй легислатуры. В частности, такие временные рамки звучали, когда Медведев говорил о ключевой теме своего выступления - социальной модернизации, которая должна привести к улучшению качества жизни, прежде всего, детей. Тем самым, власть шлет сигнал элитам о том, что они должны думать не только о процессах, происходящих в хронологических рамках одного президентского срока или даже одного президентства (двух сроков подряд).

В выступлении главы государства содержался один важный аспект, посвященный политической реформе. Следуя избранной еще в 2008 году логике, он вслед за федеральным (2008) и региональным (2009) уделил внимание и муниципальному уровню. В частности, власть продолжила курс на стимулирование партийной активности, на этот раз на муниципальном уровне. Практически все партии, кроме «Единой России», в массовом порядке во время выборов игнорируют этот уровень, сосредоточивая свои ресурсы лишь на федеральном и региональном. Введение пропорциональной или смешанной системы на муниципальном уровне (в средних и крупных городах, где количество депутатов превышает 20) призвано стимулировать активность оппозиционных партий. На это же направлено и другое предложение президента (которое он сам не увязал напрямую с муниципальной политической реформой) - избавление органов власти от непрофильной собственности. Это, в числе прочего, означает, что муниципальные и региональные власти в перспективе потеряют прямой контроль над СМИ, который сейчас, в отличие от федерального уровня, носит практически тотальный характер.

Земля многодетным семьям – самая интересная и правильная тема из предложений президента. Мне кажется, это очень здорово, это непременно надо осуществить. Только нужно, чтобы это было правильно организовано, чтобы не превратилось в объект купли-продажи в будущем. Я думаю, землю семьям нужно давать бесплатно с обязательством в три года построить дом на ней и жить, и с запретом на куплю-продажу сроком на 25 лет. Это было бы здорово, ведь землю надо давать, чтобы человек чувствовал себя комфортно. А страна у нас богатая, необъятная. С учетом различий субъектов Российской Федерации, я думаю, давать стоит от 25 соток до гектара. Земля - это то, что позволяет человеку ощущать себя хозяином. Мне кажется, это - очень хорошая идея. 

Что же касается темы материнства и детства, которой глава государства уделил особое внимание, то в России и правда сегодня творится непорядок со всем, что касается детей. Россияне недостаточно детей рожают, потому что обременены неправильной идеологией. Вся эта европротестантская идеология заключается в том, что на одну семью должен приходиться один ребенок. И это достаточно гадкая вещь, она испортила нашу традицию.

Затем, для многих дети сейчас - не радость, а проблема. Жилья нет, мест в детсадах - тоже. Вот здесь, я  считаю, предложения президента очень верные, но их не достаточно, и эту тему, безусловно, надо развивать. Например, развивать ее в отношении налоговых льгот. Совершенно очевидно, что налоговая льгота должна быть главным стимулом для рождения детей, ведь стране нужны дети не бомжей, а новые дети среднего класса. А для них главное - детский сад и налоговые льготы. Льготы - это гораздо лучше, чем даже материнский капитал, потому что материнский капитал - это поголовное стимулирование, и зачастую не тех, кого нужно. А налоговая льгота – это здоровые дети среднего класса. В этом направлении президент нам дал подсказку, и я считаю, что необходимо его идею развивать.

В Конституции институт ежегодного Послания президента Федеральному Собранию описан как документ о положении дел в стране и основных направлениях внешней и внутренней политики. Однако, содержательно ежегодно Послание президента всегда выходило за рамки обращения главы государства к парламентариям, к исполнительной власти, к региональной власти, да и к элите в целом.

Естественно, что разговор о положении дел в стране, разговор о перспективах развития имеет универсальное значение. Это, по сути, всегда разговор с самой страной, ее гражданами.

С точки зрения идеологической, Послание – это всегда разговор со страной. Наверное, в последние годы эта тенденция только усиливается и будет усиливаться дальше. Не только потому, что президент Медведев при подготовке Послания использует новые возможности, коммуникацию с обществом, обратную связь, хотя это тоже очень важно, но еще и потому, что объективно та повестка дня, которая стоит перед страной: вопросы развития, вопросы модернизации, вопросы будущего страны – это те проблемы, которые требуют объединения усилий всего общества в их решении.

Поэтому естественным является то, что президент. в первую очередь, обращается к стране, обращается к гражданам, предлагает некоторые идеи, программы, действия для всего общества, предлагает сотрудничество и участие всех граждан в той же модернизационной стратегии. 

Модернизация не достигается указами, поручениями, хорошими законами и даже прекрасной работой парламентариев, чиновников и прочих бизнесменов и представителей элиты. Модернизация - это то, что может произойти только в результате общенациональных усилий.

Послание Федеральному Собранию - это всегда важное общественно политическое событие, так как президент поднимает самые актуальные проблемы из тех, которые нас окружают, и ставит стратегические задачи, которые предстоит решить.

В нынешнем Послании заметная часть была уделена качеству жизни, особенно качеству жизни детей. В этой связи был дан подробный план действий как законодательной, так и исполнительной власти по мерам, которые необходимо предусмотреть в области здравоохранения, образования, поддержки молодых матерей, которые имеют детей, особенно, если они имеют трех и более детей. То есть были обозначены предметные и конкретные инициативы, которые понятны, которые региональная и федеральная власти, в частности мы, депутаты, можем спокойно реализовать.

Следующий блок – это экономика. Это залог развития страны. И здесь, как и прежде, Дмитрий Медведев уделил большое внимание инновационному стилю экономики. Для этого предусмотрены определенные преференции, стимулы для поддержки модернизации. Это вторая очень важная задача, которая сегодня была поставлена.

Третье – это наша работа по созданию боеспособной, мобильной, современной армии. На это выделяются внушительные средства в бюджете 2011-2012 года. Есть программа реформ, которая так же должна преобразить вооруженные силы, сделать их более современными и боеспособными. Это важная государственная задача, и ее нужно решать.

Меня спрашивали, какие три основных проблемы я хотела бы услышать в Послании. Я сказала, что одной из задач, которая должна прозвучать – это продолжение борьбы за детство. Поэтому то, что я услышала, не может не вызывать у меня поддержки и уверенности в том, что та работа, которая велась в последние годы, в том числе под личным руководством Дмитрия Медведева (я имею в виду поправки, касающиеся наказания за педофилию, и поправки, которые сейчас стоят на повестке дня – касающиеся запрета на профессию для этой категории преступников, также как и работа, которая касается создания центра помощи пропавшим и пострадавшим детям РФ) - вся эта работа представляется мне системной. И лишь только стартом того большого проекта, который должен быть реализован для детей Российской Федерации с тем, чтобы вырастить здоровое и адекватное поколение.

Однако фраза, прозвучавшая относительно вопросов уголовной политики, меня просто убила наповал, хотя я всего ожидала после письма, которое написали президенту о необходимости специального плана по борьбе с преступностью. Рост детской преступности уже очевиден не только экспертам палаты, но и самим силовикам.

Я страшно разочарована фразой о том, что права потерпевших в России не должны приводить к увеличению числа заключенных – я не понимаю, в каком контексте это произнесено. Поручение Дмитрия Анатольевича, которое он давал по правам потерпевших год назад, не выполнено. В области этих прав в нашей стране по-прежнему цинично не происходит ничего. Для меня эта фраза является сигналом к поиску в окружении Дмитрия Медведева лоббистов, которые противодействуют помощи этой категории граждан – между прочим, это миллионы людей, которые ликвидируют систему правосудия, потому что они не хотят с ней работать, так как они слышат такие заявления с трибун.

Если он имел в виду, что в осуществлении прав потерпевших должна превалировать какая-то компенсационная составляющая – не столько сажать людей, сколько расплачиваться за свои деяния - это, конечно, не может не радовать. Но меня удивила эта фраза на фоне абсолютного отсутствия какого-либо движения государства в области защиты этой категории граждан. Я сейчас нахожусь в командировке по регионам, и хочу сказать, что то, что я тут слышу и наблюдаю – это далеко от того, что мы видим и слышим в Москве. Мы реально стоим на грани стихийного бунта граждан против организованной преступности. Поэтому эта фраза показалась мне странной.

Нынешнее Послание можно назвать одним из лучших по жанру, потому что собрано вокруг единого центра и этот центр – будущее. Не абстрактное, а воплощенное в детях, в молодом поколении, перед которым мы, старшие, несем обязательства и которые воплощают собой ту страну, ту Россию, которую мы строим и обновляем. В то же время оно расшифровывает то понятие модернизации, которое многим казалось абстрактным, в очень ясных социальных приоритетах.  Очень хорошо, что экономика присутствует как содержание социальной политики, она ее объясняет и очень стройно обосновывает.

Послание построено именно как программный документ, и оно очень выигрышно, потому что каждая социальная группа и все политические силы найдут в нем себя. И в то же время оно не эклектично – оно очень централизовано и, в частности, объясняет, что такое умная политика не только для интеллектуалов, а для любого человека,  расшифровывая понятие через стандарты общения государства с людьми. В Послании президент поставил задачи перед всеми тремя властями. Помимо всего прочего, я думаю как и для многих,  для партии «Единая Россия» это  долгожданный программный документ, с которым она может идти на выборы без больших опасений.

Это очень позитивный текст, но он чрезвычайно жесткий в описании угроз детям и молодым людям как в отношении насилия в обществе, так и в отношении здоровья, дефицита образовательных ресурсов и государственных услуг, и в отношении срастания криминала с властью и насилия в обществе. При том, что послание очень позитивно, в то же время очень ясно в нем прослеживается приоритет искоренения насилия из жизни страны. Не только насилия в отношении к детям, но и угроз жизни, собственности и достоинства граждан, в частности, со стороны тех или иных властей, которые срастаются с криминалом. И здесь президент был чрезвычайно жестким.

В то же время не выпала тема армии не только  в разделе безопасности, но и в разделе одного из полей модернизации и в каком-то смысле инвестиционного привлекательного для нас объекта инвестиций в расчете на двойные технологии,  обязательств государства перед армией, социальных обязательств.

Здесь подтвержден курс на обновление страны, ее политической системы и в то же время  он наполнен очень конкретными пунктами. В нем практически нет абстрактных тезисов, которые можно толковать как угодно. В то же время не выпадает в этот раз достаточно ясная международная программа, где утвержден курс на новые партнерства, включая западные страны, и обозначены границы, коридор терпимости. Было сказано, что предложен выбор между общими системами противоракетной обороны или односторонними мерами России по повышению своей безопасности.

Стоит отметить еще один момент. Президент говорил о том, что общественные слушания и дебаты по закону о полиции нужно рассматривать как модель обсуждения таких важных вопросов вообще. Он предложил доработать именно эту модель – поставил эту задачу перед администрацией президента.  Это, на мой взгляд, еще раз подтверждает важную тему усиления администрации президента не в ущерб какой-то из областей – из исполнительной, например, или другой власти, а как инструмента главы государства. В этом контексте усиление власти главы государства, конституционной власти как власти дирижера, власти партнера, модератора всех других ветвей власти – подчеркнуто и стилем президента. Он безбоязненно давал поручения разным ветвям власти, не исключая и судебную, и правоохранительную ветвь. С другой стороны, оно  обозначал основание этой его власти – формирование национальной стратегии движения нации, в рамках которой остальные власти должны работать партнерски.
 

Послания президента, появившиеся в нашей политической жизни после принятия конституции 1993 года, были очень разными и у них были различные функции. Первым с подобным посланием выступил Борис Ельцин, после этого в течение двух своих президентских сроков выступал Владимир Путин, и теперь уже в третий раз выступает Дмитрий Анатольевич Медведев.

Мне кажется, что медведевские Послания, и в особенности последнее, прошлогоднее, были окрашены исключительно личными красками. Оно было наиболее эмоциональным из тех, что мы слышали за предыдущие 16 лет.

Очень эмоциональным было также последнее Послание Владимира Путина, когда он говорил, в частности, о высокомерной касте чиновников. Это тоже очень сильно запомнилось гражданам, но если говорить о медведевских посланиях, то повторяю, они все равно намного более личные.

Мне кажется, что эти ежегодные встречи, которые, конечно, формально являются Посланиями Федеральному Собранию, в действительности являются посланиями и всему российскому обществу и всему мировому сообществу. Конечно, они в значительной степени определяют вектор общественной дискуссии, и дальнейших событий нашей государственной и общественной жизни. Более того, многие вполне конкретные решения, о которых говорит президент в Послании, уже в течение последующего года превращаются в конкретные действия. И таких примеров даже в последнем, годовой давности, послании немало. Например, создание Северо–Кавказского федерального округа во главе с человеком, имеющим исключительные полномочия.

Как бы то ни было, думаю, что нынешнее Послание будет посвящено серьезным новым векторам развития государственной деятельности.

Я уверен, что оно будет в значительной степени отражать настроения в обществе. И мне кажется, это будет та самая обратная связь, которая говорит о том, что государство слышит общество и знает о тех процессах, которые в нем проистекают.

В Послании подняты фундаментальные вопросы о приоритетных общественных ценностях. Это преемственность поколений, возможность передать страну поколению, которое будет способно сохранить то, что уже создано и созидать что-то новое.

Для нас очень важны темы финансового контроля, безопасности. В настоящее время мы готовим поправки в законы о следственном комитете, органах финансового контроля. Государственно-патриотический клуб уже обсудил свои предложения с главой Счетной палаты Сергеем Степашиным. «Единая Россия» готова на региональном и местном уровне обеспечить внешний аудит целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Фактически это «детское послание». Почему бы и нет, в конце концов? Как хотите, так и сформулируйте – хотите, скажите, что послание почти все было посвящено детству, а хотите – будущему. О том, что нужно делать для того, чтобы у страны было нормальное будущее, нормальные жители, их было бы достаточно много, чтобы они были образованные, сытые, чтобы у них были папа с мамой, а не детский дом – и так далее. В этом смысле послание разочаровало тех, кто ожидал политических заявлений, какого-то если не политического поворота, то, по крайней мере, «в свете преодоления застоя» и тому подобное.

Мне лично кажется, что лучше преодолевать застой воспитанием детей, а не хождением по улицам. Кому-то нравится, наверное, так преодолевать этот застой – больше ходить по улицам и громче кричать. Но я бы занялся сначала изготовлением детей и побольше (к чему и призывает президент, к счастью), а потом бы занялся тем, чтобы у них был дом, образование, папа с мамой и так далее - все, о чем я уже говорил. В этом смысле – очень хорошее обращение.

А что касается политических заявлений – их действительно, может быть, было не так уж много, но хорошая политика, на мой взгляд, как раз и кроется в таких вещах, о которых сегодня говорил президент -  о будущем, о людях, о детях, о нашей безопасности – вот это самая хорошая политика в России, да и везде.

Маленький пустяк – теперь ее надо реализовать.

В конце концов, президент говорил, а перед ним сидели серьезные люди и внимательно слушали, и мы вместе с Вами слушали. Я так понимаю, что президент рассчитывает, что мы вместе с ним это и будем реализовывать. Можно сказать, что это общее место - с одной стороны, а с другой стороны, другого народа и других реализаторов у президента нет, и мы с Вами это тоже должны прекрасно понимать.

Послание президента было и социальным и консервативным. В частности, президент заявил, что контуры политических реформ, которые были намечены, завершены на федеральном и региональном уровнях. Президент предложил транслировать эти преобразования и в муниципалитеты. Это приведет к тому, что к следующим выборам в Государственную Думу политическая система будет полностью сформирована.

Таким образом, мы говорим о приближении власти к народу, усилении зависимости власти от народа. В этой связи мы планируем предложить Генеральному совету «Единой России» в ближайшее время организовать систему заслушивания глав муниципальной власти, избранных при поддержке партии большинства, в соответствующих партийных органах. Мы будем заранее в печати объявлять о готовящихся слушаниях и давать возможность гражданам рассказать о проблемах муниципального образования, давать свои предложения. Речь идет о том, чтобы подобные заслушивания приобрели характер настоящего народного контроля. Мы также намерены призвать другие политические партии последовать нашему примеру и при участии общественности регулярно заслушивать тех должностных лиц, которые были избраны при их поддержке.

Президент предложил очень много новелл для Государственной думы, для институтов гражданского общества. Тот факт, что президент предложил отменить налоги по отношению к тем фондам, которые занимаются благотворительной деятельностью, которые помогают детям, - это очень важно. Что касается реформы судебно-правовой системы и борьбы с коррупцией, то здесь есть над чем работать и депутатам, и представителям гражданского общества, и общественным организациям. Я считаю, что послание достойное, хорошее, и принесет много пользы.

Что же касается темы защиты детей, поднятой президентом, то безобразие в этой области в стране у нас жуткое. Как председатель комиссии Общественной палаты, я очень много уделяю внимания детям, защите детей от взрослых, родителей, ведь некоторые из них фактически издеваются над детьми. Это - правда, и нам, взрослым, нужно задуматься над этой проблемой, потому что все происходит, как правило, на наших глазах. Порой мы бываем равнодушны к этому, и поэтому президент еще раз нам напомнил о том, что взрослые должны к детям относиться бережно, с уважением и пресекать те действия, которые связаны с рукоприкладством, издевательствами и сексуальными домогательствами над детьми.

То, что президентское послание стало еще более личным, конечно, чувствовалось. Президент все время выступления говорил очень искренне, не всегда даже читал его по тексту. Я обратил на это внимание, именно на эмоциональное состояние президента, и подумал, что оно свидетельствует об искренности его отношения к тем проблемам, которые он озвучил.

Для себя и для работы Общественной палаты я нашел, конечно, много новых стимулов. Что касается реформы МВД, реформы Следственного комитета, судебно-правовой реформы, то было сказано много позитивного. Эти реформы направлены на гуманизацию гражданского сознания, но, в то же время, и к ужесточению наказания за совершение преступлений, которые относятся к категориям тяжких и особо тяжких. Таких преступлений, как посягательство на жизнь детей, избиение детей, и т.п.

Послание президента, как и ожидалось, носило социальный характер. Пенсии, здравоохранение, ЖКХ, стимулирование рождаемости, защита инвалидов, образование, армия, безопасность и другие сферы, по успешности государства в которых большинство людей и оценивает эффективность модернизации.

Помимо того, что по каждой из этих тем Медведевым были даны конкретные поручения, было видно, что Президент рассматривает их как часть стратегического курса развития страны и закономерное продолжение своих предыдущих инициатив.

Поэтому, как мне кажется, он посвящает большую часть Послания социальному аспекту модернизации, и, фактически, предлагает каждому возможность увидеть свое место в этом процессе. В то же время, - идет в наступление против тех, кто мешает ему в осуществлении задуманного: неэффективной бюрократии, коррупционеров, ленивой оппозиции, предлагая адекватные меры борьбы с этими явлениями – от электронного правительства и передачи социальных услуг НКО до стократных штрафов за взятки и пропорциональной системы выборов на местном уровне. Поэтому Президент говорит о модернизации, так чтобы было понятно любому: это не красивое слово, звучащее из каждого телевизора по триста раз на дню, а здоровье твоего ребенка, продолжительность твоей жизни, чистота воздуха в твоем городе.

Кроме того, такой риторикой Медведев решает еще и сугубо практическую задачу: так модернизацию сложнее заболтать. Поэтому практически каждый пункт Послания заканчивается конкретными адресными поручениями, значительная часть которых была адресована единороссовскому большинству в Думе. Этим Медведев еще раз дал понять, что рассматривает «Единую Россию» как своего союзника в реализации проводимого курса.

Идея сбережения народа через возвращение к проблеме детства исключительно важна. Вот в этой гуманитарной направленности на поддержание 26 миллионов молодых людей, детишек, на самом деле, и заключается наше спасение от той проблемы, которую иногда называют «русский крест», связанной с высокой смертностью. Это очень важно.

Детская проблема, раскрытая президентом в Послании в нескольких естественных направлениях, а также демографическая проблема, - это общие темы для всего российского общества. Проблема здоровья и воспитания рожденных детей также важна. Дмитрий Медведев назвал ужасающую цифру: сто тысяч детишек подверглись различного рода преступным посягательствам. С моей точки зрения, это призыв, в том числе и к законодателям, разработать систему предотвращения таких ситуаций.

Уникальное географическое положение, а также сложившаяся внешнеполитическая обстановка обязывают Россию иметь современную и мобильную армию, способную в любой момент отразить агрессию противника. Сегодня российская армия приобретает новые качественные показатели как с точки зрения боевой готовности и эффективности, так и с точки зрения возможностей обеспечения политических и экономических интересов государства.

Наша задача повысить их эффективность, оснастить современными видами вооружений и военной техникой. Руководство страны делает все возможное, чтобы эти планы воплотить в жизнь. Из года в год расходы на национальную оборону только увеличиваются. В результате мы ведем существенные подвижки, как в социальном обеспечении военнослужащих, в частности в жилищном вопросе военнослужащих и членов их семей, так и в развитии оборонно-промышленного комплекса, на вооружение поступают новые образцы военной техники.

Также хочу обратить на такой важный момент, как освобождение военнослужащих от хозяйственных функций. Российские Вооруженные Силы на пороге нового этапа своего развития, поэтому сейчас необходимо уделять повышенное внимание боевой подготовке.

Об уровне подготовки наших соединений и воинских формирований мы могли судить по результатам прошедших учений, которые продемонстрировали, что наша армия способна выполнять поставленные перед ней задачи. Уверен, что в будущем наш военный потенциал будет только расти, для этого есть все предпосылки.

Послание Президента можно назвать не просто социально направленным, а нацеленным в первую очередь на перспективу, на благополучное будущее всего государства, на обновление страны. Основной лейтмотив – сохранение нового поколения: обеспечение наших детей благоприятной экологической средой, качественной системой здравоохранения, доступным образованием, концентрация внимания на соблюдении прав ребенка, предотвращении насилия в семье, решение жилищных проблем многодетных семей.

Глава государства затронул важнейшие проблемы, решающие стратегические задачи сохранения генофонда нации, увеличения численности населения. Лично мне было очень приятно, что Президент особо отметил инициативу руководства моей родной Ивановской области, где за рождение третьего ребенка родители получают в пользование земельный участок. Эта конкретная, целевая мера реально решает демографические проблемы, особенно в условиях нехватки бюджетных средств в региональной казне. Ведь Ивановская область – дотационный регион. Безусловно, материнский капитал  оказался мощным стимулом и реальной поддержкой для многих семей, но помимо мер федерального уровня сами региональные власти должны дополнительно стимулировать население к повышению рождаемости, предлагая свои инициативы. Губернаторам нужно не жаловаться на дефицит средств, а искать новые способы поддержки института семьи, так, как это делает Михаил Мень. Каким бы ни был дотационным регион, земля там всегда есть. Вот ивановский губернатор и использовал этот ресурс. Если земельный участок будет выделяться приличных размеров, то на нем можно со временем и дом построить. Так что частично решается жилищная проблема для многодетных семей.

Почему-то сложилось стереотипное представление, что рождаемость в стране низкая из-за бедности россиян. Типичное заблуждение. Как раз в бедных регионах рождаемость высокая. По данным ВЦИОМ, 35% процентов населения отказываются от рождения детей из-за отсутствия детских садов, из-за боязни потерять работу. Молодые родители на первых неделях беременности стараются встать на очередь в детский сад, чтобы в 3 года их малыш точно смог попасть в дошкольное учреждение. Однако даже эта поспешность не всегда гарантирует заветное местечко в детсаду. Тот факт, что Президент отметил необходимость расширения сети детских дошкольных учреждений, свидетельствует о приоритетности данного направления. Меня порадовало, что на государственном уровне будет стимулироваться создание семейных, негосударственных детских учреждений, поощряться их создание не словами, а делами: льготным налогообложением. Арендная плата для всех детских садов будет снижена. 

Должна отметить, что в утвержденном Государственной Думой федеральном бюджете на 2011 год выделено в общей сложности 500 миллионов рублей на поддержку программ развития дошкольных учреждений. Кроме того, перед региональными отделениям «Единой России» стоит задача составить подробный перечень федеральных и муниципальных зданий, которые в свое время были перепрофилированы из детских садов. Все эти здания необходимо вернуть детям!

Последние вопиющие случаи насилия над детьми стали причиной обращения главы государства особого внимания и на эту болевую точку. Действительно, проблема насилия в семье, особенно в отношении детей, должна решаться на государственном уровне. Озвученные Президентом цифры статистики являются критическими. Необходимо продумать такие законодательные и процессуальные механизмы, чтобы ребенок не мог стать заложником в собственной семье, чтобы он был максимально защищен. Все структуры – от школы и органов правопорядка до гражданского общества (то есть каждого из нас) должны быть задействованы в предотвращении этих преступлений. Именно из-за жестокого обращения с несовершеннолетними ежегодно кончают жизнь самоубийством из 8000 детей, совершающих самоубийство за год, примерно 2 тысячи детей и подростков. 8 — 9 тысяч получают телесные повреждения, 50 тысяч уходят из семей, 6 тысяч убегают из детских домов и интернатов. Поэтому предложение руководителя государства о создании попечительских советов при детдомах, о недопустимости трудоустройства в детские учреждения бывших осужденных – это важная мера предотвращения насилия.

Для меня как для социальщика было важным, что именно социальная тема неизменно является приоритетной в посланиях главы государства. Особое внимание на высшем уровне к этим проблемам свидетельствует об их безусловной приоритетности. Хотелось бы, чтобы с каждым годом острых моментов становилось всё меньше.

Центральным моментом Послания для меня стал тезис об ответственности каждого должностного лица перед гражданином. Очевидно, что чиновник должен «не вершить судьбы народа», а внимательно работать над проблемами людей. Без четко выстроенной обратной связи между государством и обществом мы не сможем развиваться».

«Очень важно, что Послание было созвучно идеям Александра Солженицына. Мы в клубах обсуждали его наследие. Одна из таких идей – сбережение народа, по сути, легла в основу Послания.

Послание президента имеет огромное значение для дальнейшего экономического, политического, социального развития нашей страны. Причем социальное развитие сегодня поставлено во главу угла, признано самоцелью, тем приоритетом, ради которого и осуществляется модернизация всех сфер жизнедеятельности нашего общества.

Как члену комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, как куратору комитетов Госдумы по образованию и делам молодежи, мне, безусловно, представляется знаковым событием центральная тема послания – поддержка института семьи, материнства и детства, работа с одаренными детьми, развитие культуры здорового образа жизни. В течение нескольких лет совместно с профильными комитетами Госдумы, с моими коллегами по партии «Единая Россия» мы работаем в направлении развития и продвижения инициатив, которые сегодня озвучены президентом. И для меня лично поддержка данных направлений очень важна: это означает и признание необходимости нашей профессиональной работы, и, что самое главное, помощь конкретным людям в решении социальных проблем, что влечет за собой и повышение конкурентоспособности нации в целом.

Государственная политика в области детства, предложенная президентом, имеет конкретные механизмы реализации, о них мы услышали уже сегодня. Благодаря реконструкции старых и строительству новых детских садов, созданию семейных детских садов, благодаря помощи семье, в частности, многодетной, а также мерам, стимулирующим рождение третьего ребенка, мы сможем выбраться из «демографической ямы», и, надеюсь, создать среду, благоприятствующую семьям с детьми.

Очень порадовала в Послании тема поддержки талантливых детей, а также предложение по разработке нормативов подушевого финансирования их педагогического сопровождения. Тем более, что только на прошлой неделе в рамках Всероссийского форума партии «Единая Россия» «Защита детей» проходил круглый стол «Социальная инфраструктура современного детства – важнейший объект государственной политики», где мы обсуждали вопросы необходимости поиска, выявления одаренных детей, их сопровождения и поддержки в период обучения. Это означает, что проведение подобных форумов имеет и политическое значение, в том смысле, что рекомендации, вырабатываемые в процессе работы, услышаны президентом.

Еще хотелось бы подробнее остановиться на формировании культуры здорового образа жизни. Президент подчеркнул, что 80% граждан в нашей стране не занимаются физкультурой и спортом. Это справедливо, и страшно одновременно. Но, я надеюсь, что с нового года процесс по развитию и формированию культуры здорового образа жизни в регионах пойдет более интенсивно. Хотя и сейчас в некоторых учебных заведениях ведется активная работа в этом направлении. Так, 26 ноября в Санкт-Петербурге я участвовала в старте проекта «Единой России» «Вуз здорового образа жизни» в Политехническом университете. Этот проект сейчас будет осуществляться в большинстве вузов страны. И есть основание думать, что здоровьесберегающие технологии, способствующие выявлению проблем со здоровьем у учащихся, станут не только преференциями отдельных московских школ, но начнут тиражироваться и в учебные заведения регионов, начиная от дошкольных и заканчивая вузами.

Кроме того, в Послании прозвучал вопрос развития патриотического воспитания и такой его традиционной формы, как поисковое движение. Эта тема, кстати, стала предметом дискуссии на парламентских слушаниях Комитета Госдумы по делам молодежи в октябре. Я очень рассчитываю, что проблемы, с которыми сталкиваются ребята, подвижники поискового движения, в том числе касающиеся нормативно-правового регулирования этой деятельности, получат свое решение.

Также представляется важной организация общественных обсуждений нового закона «Об образовании», о чем также говорил президент.

Следующая тема, которая беспокоит общественность – это 94 ФЗ, закон о госзакупках. В октябре этого года на парламентских слушаниях «О проблемах законодательного регулирования театральной деятельности в Российской Федерации» деятели искусства и культуры выражали свою озабоченность определенными ограничениями, которые накладывает этот закон. Думаю, что реакция президента и его поручение «поработать над новой редакцией закона о госзакупках, более продуманной и современной», в том числе обусловлено и резонансом от этих парламентских слушаний. И теперь, когда была высказана позиция президента в отношении изменений по данному закону, начнется целенаправленная работа по его совершенствованию.

Я услышал от президента то, что и ожидал. Несмотря на экономические трудности, на множество задач, стоящих перед страной, перед государственными институтами власти, самой главной и основной задачей остается выполнение социальных обязательств. Поэтому все те обязательства, которые за последние годы были взяты перед людьми - перед старшим поколением, перед детьми - будут выполнены. Это очень важно.

Очередное Послание президента находится в ряду таких же Посланий: одновременно это и разъяснение относительно политического курса,  и некое уточнение президентской идеологии – того, как президент видит текущую ситуацию, ближайшее и отдаленное будущее. Это сигналы и обществу и политическим игрокам и элитам.

В то же время нынешнее Послание отличает ряд особенностей. Оно продолжает и конкретизирует тот новый политический курс, который был рельефно сформулирован президентом в его теперь уже известной статье «Россия, вперед!» и который получил название курса модернизации. То есть, у нас нет  оснований ожидать смены курса. Речь идет о продолжении того курса, который был провозглашен президентом – курса модернизации, нашедшего позитивный отклик в самых различных слоях российского общества.

Обращает на себя внимание то, что непосредственно перед Посланием  было два события, которые можно рассматривать в русле подготовки документа, причем подготовки разноформатной подготовки.  Первое событие – это диалог президента с гражданами, второе – обращение, с которым президент выступил в своем блоге по поводу необходимости  преодоления политического застоя и та встреча с руководителями думских партий, которая последовала за президентским обращением. То есть, все эти события укладываются в подготовку Послания как содержательной стороны, так и некоего политического контекста, в котором это послание появится.

Те предварительные сведения, точнее, предположения, которые появляются, говорят о том, что все-таки у нас есть основания ожидать, что Послание будет заточено на тему социальной модернизации. И здесь уже основное внимание - проблемам детства и детей, внимание к вопросу демографии и состоянию ЖКХ. Эти вопросы были на переднем плане во время общения президента с гражданами. Кроме того, в этот раз был использован достаточно интересный информационный формат, когда в непосредственной близости от момента Послания президент выступил с обращением в своем блоге. Причем, это обращение было посвящено достаточно крупному и важному блоку – а именно, политическому развитию.

Думаю, что вне зависимости от того, появятся ли сюжеты, связанные с будущим партии и политическим развитием непосредственно в Послании,  фактически они уже стали его частью.  Люди, которые будут слушать Послание – они будут воспринимать это, в том числе, и через призму того, что было сказано через видеообращение в президентском блоге. Я думаю, что Послание нужно правильнее воспринимать через призму этой двойной  оптики – того, что в нем непосредственно прозвучит и того, что непосредственно предшествовало этому Посланию. Я думаю, что президент с правильным на то основанием оценил состояние социальной сферы как ключевое для модернизационного курса.

Это важно отметить. потому что достаточно часть комментаторов и часть политических сил, прежде всего оппозиционных, воспринимает повышенное внимание социальной сфере как попытку уйти от неприятного или неудобного разговора о политическом развитии. На самом деле я думаю, что это либо результат недопонимания, либо сознательного искажения президентской позиции. Ключевое место социальной сферы в стратегии модернизации определяется тем, что социальная сфера образует естественную среду как для экономической системы, которая нуждается в модернизации, так и для политической системы.

Причем, в своем недавнем видеообращении президент напомнил, что необходимые институциональные изменения уже сделаны – то есть, были сделаны шаги, которые делают российскую политическую систему более открытой. И задача игроков, в данном случае партии, состоит в том, чтобы освоить эту новую реальность.

Кроме того, на мой взгляд, партии власти, партии большинства в лице «Единой России», был послан сигнал, что возврата к старым практикам не будет, что партии  нужно будет действовать в изменившейся, в более конкурентной среде.

Возвращаясь к теме социальной модернизации, ее ключевое место определяется тем, что социальная сфера, а на самом деле российское общество является естественной средой как для развития экономики, так и для развития политических институтов.

Президент уже давал достаточно жесткую характеристику состоянию российского общества, которое за последнее время (речь идет о последних двух десятилетиях), подверглось архаизации. То есть, наряду с продвижением вперед на одних направлениях, на других наблюдалась откровенная деградация. Проявление архаизации ставит под вопрос успех развития и экономической системы российской и адекватного функционирования политических институтов.

Грубо говоря, адекватных участников экономической жизни и политической жизни еще предстоит создать, и созданы они могут быть только в российском обществе. Нам предстоит создать современные элиты. У нас нет современных элит, наши элиты сформировались в переходный период, в период адаптации к новым институтам и практикам, которые у нас появились в девяностые. Элиты несут на себе глубокий отпечаток этого переходного состояния.

Переходное состояние не прошло даром и для основной массы российских граждан, потому что люди были вынуждены приспосабливаться к новым обстоятельствам, к новой жизни, и многие люди привыкли жить сегодняшним днем. Для некоторых жизнь утратила смысл, то есть связь между индивидуальными ценностями и коллективными ценностями, та связь, которая образует основу существования любой современной нации в нашей стране во многом оказалась если не утеряна, то серьезно ослаблена.

Здесь и проблемы с молодым поколением, и со старшими возрастами, то есть это действительно исключительно серьезное состояние российского общества - как его элит, так и его рядовых граждан, которое представляет собою очень большую проблему. Причем, мы привыкли уделять внимание только внешним проявлениям самых различных проблем, а  в результате у нас картинка распадается на фрагменты и мы не видим общей картины, а именно глубины этой самой проблемы: того в какой степени мы все нуждаемся в  социальных переменах. Трудно назвать какой-то один участок российского общества, который не нуждался бы в глубоких и системных преобразованиях.

И все это превращает социальную сферу, состояние  российского общества, в самое главное условие успеха модернизации. Если с этим ничего не сделать, сами по себе экономические преобразования и преобразования политических институтов просто напросто лишаются смысла. По этим причинам, на мой взгляд, социальная модернизация выходит на первый план. Это не дань конъюнктуре, не ситуационное решение, а трезвая оценка очень неблагоприятного состояния, в котором находится наша страна.

Очень хорошо, что это было признано и очень хорошо, что это было признано именно как большая сложная проблема, которая требует именно системных решений. Таким системным решением призвана стать социальная модернизация. Понятно, что такого рода вещи, в отличие от политических реформ и преобразований, по определению займут очень большое, значительное время. Они все долгоиграющие. Я имею в виду социальные реформы в широком смысле. Для того, чтобы создать современную экономику и современное государство, необходимо, чтобы российское общество также соответствовало основным требованиям современности.

Так вопрос раньше, насколько я помню, никогда не ставился. И, судя по всему, состояние российского общества и необходимость социальной модернизации как раз признаны, по этим причинам, центром модернизационной проблемы.

Инновации исключительно важны. Очень важна модернизация экономики, очень важно сохранить многопартийность и конкурентное начало в политической жизни, но без перевода российского общества в новое качество любые правильные шаги на всех остальных направлениях необходимого эффекта не дадут.

Социальная тематика стала стержнем нынешнего Послания президента. Глава государства подчеркнул, что, несмотря на дефицит бюджета, государство выполняет все взятые социальные обязательства, обеспечивает повышение пенсий, которые будут проиндексированы на 8% с 1 февраля 2011 года, решает жилищные проблемы ветеранов и военнослужащих. В работе над бюджетом депутаты исходили из этих социальных приоритетов страны.

Накануне Послания президент уже анонсировал ту его часть, которая посвящена решению демографических проблем. «Единая Россия» поддерживает инициативы, направленные на стимулирование рождаемости. Семья с тремя детьми может и должна стать нормой для России. Выделение земельных участков может стать одной из действенных мер. Депутаты Государственной Думы вместе с органами исполнительной власти, с регионами, безусловно, обеспечат ее реализацию.

Качество демографической политики во многом определяется умением заботиться и о тех детях, которые уже родились. Сегодня остро стоит вопрос о правах детей, оставшихся без попечения родителей. Детская беспризорность – это позорное явление, которое должно уйти в прошлое.

Еще один острый вопрос – нехватка мест в детских садах, о чем также сказал сегодня Дмитрий Медведев. «Единая Россия» по итогам встречи с президентом в мае 2010 года инициировала новый партийный проект «Детские сады – детям». Проведенный нами мониторинг показал, что на сегодняшний день нецелевым образом используются здания 7 тысяч муниципальных и около 1 тысячи ведомственных детских садов в стране. Нужно возвращать эти здания тем, для кого они строились – детям. Этот процесс уже идет в большинстве регионов.

Основная ответственность с развитии детских дошкольных учреждений лежит на местных властях, но мы видим необходимость помочь людям. Поэтому в бюджет на следующий год была внесена поправка – 500 миллионов рублей пойдут на увеличение числа мест в детских садах. Они могут быть использованы на приобретение оборудования, мебели, организацию питания и так далее. Такие программы уже есть в регионах. Думаю, что помощь из федерального бюджета придется кстати, и после сегодняшнего Послания местные власти займутся этими вопросами вплотную.

Сегодня я выбирала подарок для своей дочки, которой исполняется семь лет. Дочь я не видела 18 месяцев. Она не пошла в первый класс. Я действую по закону, но наше семейное законодательство имеет огромное количество проблем во многих аспектах. Таких мам, как я, в нашей стране очень много, и это уже не частное дело.

Не зря президент затронул темы детства и защиты детей от насилия. Насилие может носить разные формы, например насильственное разлучение ребенка с одним из родителей, а в последнее время в 90% случаях это касается матерей. На это необходимо обратить внимание. И я очень благодарна президенту за то, что он посвятил большую часть своего выступления как раз теме детства и защите детей от насилия.

Более спокойная, но тоже очень важная тема – это, конечно, воспитание в детях навыков ведения здорового образа жизни. Дети – это будущие взрослые граждане страны. Когда мы будем пенсионерами, именно сегодняшние дети будут активной, работающей частью населения. Государству очень дорого иметь хилых граждан, и, здоровый образ жизни на сегодняшний день - это та сфера, которой надо обучать с первого класса.

Вот этому, на мой взгляд, должна быть посвящена программа физической культуры в школе. Это должно быть не столько пассивное обучение, хотя, безусловно, физическая активность должна составлять основу уроков физкультуры. Но дети должны знать, как быть здоровым, как сохранять свое здоровье, как избежать проблем со здоровьем – этому нужно обучать целенаправленно, обучать в школах, в рамках обязательной программы. Дети, получив такие знания, будут их распространять, понесут в свои семьи. Очень здорово, что сегодня это прозвучало.

Приоритетом Послания является социальная модернизация. Важно, что решение социальных задач и повышение качества жизни увязано с развитием малого и среднего бизнеса, который станет одной из ключевых опор при реализации целевых государственных программ.

Буквально в первых строках своего Послания президент России Дмитрий Медведев поручил снизить нормативы страховых отчислений для малого и среднего бизнеса, обеспечивающего решение социальных задач. Еще одним приоритетом в Послании является технологическая модернизация социальной сферы, что возможно только на основе развития инновационного бизнеса. В числе поручений правительству одним из основных является разработка механизмов государственно-частного партнерства для решения социальных задач

Безопасность общества зависит от работы всех - от постового и частного охранника до губернаторов, министров и депутатов. Общество не может обеспечить безопасность детей отдельно от взрослых. События в станице Кущевской показали это предельно наглядно.

Президент Медведев абсолютно прав, когда ставит в своем послании безопасность детей во главу угла, в качестве критерия для оценки работы правоохранителей и всей государственной власти. Кадровые решения по ГУВД Краснодарского края утверждают этот критерий на практике.

Нужно также понимать, что криминализация бизнеса и социальной среды, напрямую связанная с уровнем коррупции в правоохранительной системе, является главной угрозой для подростков и молодого поколения в целом. Поэтому и необходимые решения должны быть системными на всех уровнях - от федеральных правоохранительных ведомств, до каждого региона и каждого муниципалитета.

Мне было очень приятно услышать в Послании президента слова о поддержке многодетных семей. В том числе – о возможности выделения для них земельных участков под жилищное строительство.

Стесненные жилищные условия – одна из главных проблем, мешающих повышению рождаемости. В тесной городской квартире просто физически тяжело растить больше двух детей.

В рамках Центра социально-консервативной политики мы уже на протяжении нескольких лет говорили, что решение здесь – в развитии индивидуального строительства. Больше того: год назад соответствующий пункт – о необходимости выделения многодетным семьям земли под индивидуальное строительство – вошел в программный документ партии «Единая Россия». И то, что Дмитрий Медведев сегодня включил данное предложение в Послание – событие знаковое. Оно означает, что президент слышит общество, действительно опирается на него при выработке стратегических решений.

Теперь важно, чтобы данная инициатива получила практическое воплощение, не была «замотана». Ведь не секрет: «на бумаге» похожие идеи в ряде регионов уже осуществляются. Скажем, в Москве за семьями, в которых 3 и более детей, уже закреплено «преимущественное право на получение садовых участков». Но на практике землю либо не дают, либо – предлагают в местах, фактически исключающих их реальное использование: скажем, в двухстах километрах от города, куда семье с несколькими маленькими детьми просто не добраться.

Поэтому важно проконтролировать, что этой льготой реально можно будет воспользоваться: и новым многодетным семьям, и тем, кому такие участки полагаются уже сейчас – ведь понижать уровень их социальных гарантий недопустимо. И тогда, я убежден, россиян станет больше.

Как и в предыдущих Посланиях, в центре внимания президента страны Дмитрия Медведева был человек, решение его каждодневных проблем.

Благополучие государства, его будущее, зависит от того, как в нем решаются проблемы людей. Вот почему тема социальной модернизации стала главной в Послании. Президент постоянно подчеркивал, что невозможно модернизировать экономику, не занимаясь модернизацией социальной сферы: решением вопросов доступности жилья, повышения качества здравоохранения, образования, социальной защиты старшего поколения. Все эти темы получили самое широкое освещение в Послании. Ведь успех модернизации - это успех миллионов людей, а значит и успешное будущее страны. От того, удастся ли нам решить поставленные задачи, зависит, в какой стране будут жить наши дети, какими они станут. Поэтому основная часть Послания президента была посвящена детям.

Президент фактически сформулировал новые подходы к политике в области детства. Это, прежде всего, поддержка материнства и детства, социальные гарантии семьям с тремя и более детьми, защита детей-сирот, забота о детях-инвалидах, создание национальной системы поиска талантливой молодежи. Были поставлены задачи дальнейшего развития системы образования, школы, решение проблемы доступности детских садов.

Кстати, напомню, что по инициативе «Единой России» в федеральном бюджете на следующий год предусмотрено выделение средств на повышение доступности детских садов. Кроме того, партия реализует проект «Детские сады – детям».

В Послании был обозначен новый этап совершенствования политической системы - на местном уровне. Президент выступил с инициативой повышения роли партий на выборах в органы местного самоуправления. Сегодня более 90% кандидатов в органы местной власти выдвигает «Единая Россия». Другие партии – в разы меньше, предпочитая местным выборам региональные и федеральные. Это не правильно. Ведь от местной власти зависит решение каждодневных проблем людей, она ближе всего к людям. И именно этот уровень власти должен быть самым эффективным, о чем постоянного напоминал Дмитрий Медведев в ходе Послания.

Подход, инициированный главой государства к выборам на местах, будет способствовать повышению межпартийной конкуренции, ответственности партий перед избирателями. А в результате к власти здесь будут приходить самые эффективные, будут приниматься более профессиональные решения.

В Послании президент дал ряд конкретных поручений, в том числе по разработке и принятию законодательных мер, направленных на решение проблем людей. «Единая Россия» сделает все, чтобы эти законы были приняты в кратчайшие сроки.

То, что было сказано в Послании президента, я всей душой поддерживаю. К сожалению, единственная политическая сила, которая готова, имеет желание и кадровый потенциал и работает на муниципальном уровне – это партия «Единая Россия». Об этом свидетельствуют результаты выборов. Мы выставляем своих кандидатов на 95% замещаемых должностей и обычно набираем не менее 70-80%, в то время как все остальные партии, вместе взятые, только 3%. Этого говорит о том, что они просто не хотят на этом уровне работать, боятся заниматься канализацией, дорогами и вообще жизнью людей.

Я абсолютно уверен в том, что когда внесут изменения в закон, чтобы на уровне городских округов и районов с численностью депутатского корпуса не менее 20 человек была введена или пропорциональная, или смешанная система выборов, – будет дан серьезный толчок к тому, чтобы партии пришли на этот уровень. Чтобы они работали не по-партизански через одномандатников, которых пытаются выдвигать на депутатские должности, не при помощи критики. Если уровне государства еще можно критиковать, то на уровне поселка критиковать трудно, тут нужно уметь заниматься делом.

Я считаю, что президент придал очень важный импульс к развитию нашей партийной системы и, как это ни парадоксально покажется, гражданского общества. Потому что, наконец, на уровне повелений люди начнут объединяться для решения проблем. У нас часто говорят «местное самоуправление», а на самом деле подразумевают главу. А местное самоуправление – это именно объединение людей, которые решают вопросы людей. Решение президента даст серьезный толчок к развитию МСУ.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".