Статья
904 14 ноября 2011 20:38

Третий образец ПАК ФА поднимется в воздух до конца года

До начала следующего года в России начнутся летные испытания третьего образца истребителя пятого поколения Т-50, сообщили в оборонно-промышленном комплексе в понедельник.

«Сейчас на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре завершается подготовка к летным испытаниям третьего образца перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ( ПАК ФА) – машины Т-50 под номером 3», – сказал источник «Интерфакса».

Он отметил, что третий опытный истребитель Т-50-3 будет оснащен бортовой радиолокационной станцией (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), которая входит в состав высокоавтоматизированной многофункциональной интегрированной радиоэлектронной системы (ВМИРС) истребителя пятого поколения.

«Самолеты Т-50-1 и Т-50-2 не оснащены РЛС с АФАР», – подчеркнул источник.

 По его словам, РЛС с АФАР «имеет много новых режимов работы, которые впервые будут применяться в отечественной практике». «Планируется, что после нескольких тестовых полетов машины Т-50-3 будет задействована РЛС и начнется отработка радиолокационной аппаратуры в составе комплекса авионики истребителя», – уточнил источник.

Он подчеркнул, что ПАК ФА оснащен принципиально новым комплексом авионики, интегрирующим функцию «электронного пилота» и перспективной РЛС с АФАР. «Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы», – подчеркнул собеседник.

Он напомнил, что первый полет истребителя Т-50-1 состоялся на аэродроме Дзенги в Комсомольске-на-Амуре 29 января 2010 года. В начале марта 2011 года там же впервые поднялся в воздух второй летный образец – машина Т-50-2. «На начало ноября обе машины суммарно совершили порядка 100 полетов», – сказал собеседник.

Первый публичный показ ПАК ФА состоялся 17 августа 2011 года в подмосковном Жуковском на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011.
Программа ПАК ФА предусматривает создание, организацию серийного производства и принятие на вооружение российской армии истребителя пятого поколения. Это позволит повысить боевой потенциал группировки ВВС России, поможет вывести авиационную и смежные отрасли промышленности на новый производственно-технический уровень, дать импульс развитию научных школ, обеспечить устойчивую загрузку предприятий оборонной промышленности, участвующих в разработке и производстве самолета. Эта приоритетная программа компании «Сухой» будет способствовать разработке и внедрению материалов, элементной базы и наукоемких технологий с высоким инновационным потенциалом для авиационной промышленности и экономики страны, для разработки других проектов унифицированных авиационных комплексов новых поколений.

По сравнению с истребителями предыдущих поколений, ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя.

Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и по наземным целям в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.

Комментарии экспертов

Испытания далеки до завершения. В том, что касается электроники, радара, самолет требует большой доводки. Потому что самолет пятого поколения, безусловно, должен иметь систему АФАР, то есть радар с активной фазированной антенной решеткой. У нас пока этого нет. Есть вопросы по двигателю, которого ещё нет для этой машины. Двигатель всё ещё является двигателем поколения 4 ++, а не пятого поколения. А так все эти вопросы решаемые.

Есть определенные сроки, которые уже назывались командованием ВВС. Хотелось бы, чтобы все эти сроки были выдержаны, хотелось бы, чтобы это не затянулось.

В итоге авиация военно-воздушных сил России получит действительно мощную боевую машину, способную решать разные задачи. Это будет действительно многофункциональный истребитель.

Были заявления о том, что он может заменить всю авиацию. А она у нас есть штурмовая, истребительная, бомбардировочная. Этот самолет одновременно может исполнять массу функций. Именно поэтому в командовании ВВС были разговоры о том, что он может заменить всё, но это, безусловно, пока невозможно, да и в этом нет необходимости.

Испытания идут без срывов. Они достаточно публичны, о них постоянно сообщают. Это приятно, что держат в курсе российскую общественность об испытаниях такой важной машины. Пока мы можем констатировать одно – по срокам испытаний всё выдерживается.

. Когда получат всё необходимое оборудование, всё то, что нужно самолету пятого поколения, вот тогда он и будет закончен.

Что касается интереса к ПАК ФА за рубежом, то стоит отметить, что в этой разработке фактически участвует индийская сторона. Мы подписали необходимые соглашения, поэтому, индийская сторона - равноправный партнер в этой совместной разработке. То есть, индийцы участвуют в нашей программе пятого поколения.

Конечно, подобный самолет интересует многих, тем более, что он составит конкуренцию американскому самолету пятого поколения. Конкурентом R-22 он не станет, потому что R-22 слишком тяжелый, но F-25 — да. Подобные машины – это штучное производство. Я имею в виду, если брать саму машину, которая будет производится серийно. Поэтому интерес к ней огромный, но купить ее смогут немногие, да и мы не каждому продадим.

Средств на освоение хватит, это не вопрос. Это не такая дорогая программа. Особенно если сравнивать с тем, сколько было потрачено на «Булаву». А если брать не только саму ракету, её испытание, производство, а ещё и создание подобных ракетоносцев «Бореев», для которых эта ракета создается. Это несравнимые деньги, по сравнению с тем, что идёт на ПАК ФА. С другой стороны, это, конечно, наша самая дорогая авиационная программа.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".