Статья
21 Мая 2011 0:45

Третий путь Сахарова

<p>21 мая исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. В Москве открылась международная конференция «Андрей Сахаров: Тревога и надежда 2011».</p>
<p>Конференция является частью цикла мероприятий, посвященных 90-летию со дня рождения Андрея Сахарова. В эти дни в разных городах России пройдут выставки, запланировано проведение «Сахаровской Маевки» (концерт на открытом воздухе в поддержку свободы и за освобождение всех политических заключенных), публичная лекция физика Андре Неве в честь Сахарова.</p>
<p>Во множестве статей, публикаций, воспоминаний, приуроченных к юбилейной дате как только не именуют Андрея Дмитриевича Сахарова. В поисках метафор кто-то его называет отцом российской демократии, кто-то отвергнутым пророком, кто-то символом минувшей эпохи. А многие считают, что идеи Сахарова и обретают в XXI веке новый смысл.</p>
<p>На самом деле, как и каждый выдающийся и неординарный человек, Сахаров был многолик, многогранен, и соответственно, его наследие разнопланово и до конца не изучено.</p>
<p>Даже если попытаться лаконично представить Андрея Дмитриевича Сахарова, стандартными регалиями, заслугами и званиями здесь не обойдешься. Первое, что приходит на память - Сахаров - один из главных творцов водородной бомбы. И здесь все его звания и регалии объяснимы и понятны - лауреат Ленинской и Сталинской премий, трижды Герой социалистического труда.</p>
<p>В этот ряд абсолютно не вписывается то, что Сахаров - первый советский гражданин, получившим Нобелевскую премию мира. Присвоена она была за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и «мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».</p>
<p>Сахаров – человек, обладающий признанием, званиями, вошел в историю, как непримиримый критик советской власти, диссидент и правозащитник.</p>
<p>Сталинская премия и премия мира – казалось бы взаимоисключающие. Но, скорее всего в этом весь Сахаров – противоречивый и гармоничный одновременно. Причем это касалось не только его общественно политической жизни. Создатель водородной бомбы, обласканный за это тогдашними властями, удостоенный почестями и наградами, уже через несколько лет вступает в первый конфликт с руководством страны, так как пишет о необходимости отказаться от ядерных испытаний, которые лишь усиливают гонку вооружений и интенсифицируют «холодную войну».</p>
<p>Именно благодаря ему, в начале 60-х был принят международный договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой.</p>
<p>И уже в середине застойных 60-х Сахаров с головой уходит в правозащитную деятельность. Он вступается за диссидентов Буковского, Гинзбурга, обвиняемых в антисоветских взглядах. В те же годы Сахаров потребовал всенародного расследования преступлений сталинизма, предупреждая об опасности надвигающегося неосталинизма и новой волны государственного антисемитизма.</p>
<p>И более того, он публикует за границей правозащитное эссе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Чем больше мир восхищается Сахаровым, тем крепчает недовольство властей. Его отстраняют от секретных работ и понижают в должностях.</p>
<p>И словно новые открытия перестали интересовать изобретателя, он создает Комитет по правам человека.</p>
<p>«С 1970 г. защита прав человека, защита людей, ставших жертвами политической расправы, выходит для меня на первый план», - так объяснил Андрей Дмитриевич свою инициативу.</p>
<p>Жизнь Сахарова окрашена самыми разными красками. Было все – и признание, и давление на него, и многолетняя ссылка. Всех эпизодов яркой жизни ученого и общественного деятеля невозможно передать в рамках одной публикации. Даже многотомник покажется не всеобъемлющим. Общеизвестно, что Сахаров публично осудил ввод советских войск в Афганистан. Кстати, именно этот эпизод и ныне многими воспринимается, мягко говоря, неоднозначно. А тогда Сахарова отправили в многолетнюю ссылку в Горький.</p>
<p>А потом, на заре перестройки Сахорова вернули. Идеи свободы и прав человека на изломе истории, повлекшем болезненный развал империи, были востребованы как никогда. Взоры миллионы человек были прикованы тогда к экраном телевизоров, где шли бурные баталии политиков, где обществу напоминали об их гражданских правах и свободах.</p>
<p>Как отметил в интервью «Актуальным комментариям» заместитель декана факультета политологии ВШЭ Леонид Поляков, фигура Сахарова равнозначна по своему влиянию Михаилу Горбачеву и Борису Ельцину. «Этот человек умел поднимать, сам того не желая, огромные массы людей, представая в образе самого обычного простого человека, совершенно не наделенного властью. В этом смысле Сахаров является каким-то постоянно действующим символом демократии, именно он воплощает в себе эту идею свободы», - подчеркнул Поляков.</p>
<p>Однако Сахаров не дожил до бурных девяностых. Он скончался в 1989 году. А страну ждали немалые испытания. Кто знает, воспротивился ли бы он процессам, одолевшим страну в 90-е годы, как некогда пытался препятствовать распространении ядерного оружия, к созданию которого приложил руку?</p>
<p>Так или иначе, но сейчас спустя три десятилетия после его конины, его философия, его концепция конвергенции, основанная на объединении преимуществ капитализма и социализма вновь одолевает умы современных ученных и политиков.</p>
<p>Правда, многие ропщут, что Сахаров и его идеалы постепенно забыты. Вот и пресса пестрит информацией, что на музей Сахарова нужны деньги. Однако сам факт, что в стране возникло сахаровское движение, что в него входят студенты лучших вузов страны - МГУ, МГИМО и Высшей школы экономики, что они стремятся открыть кабинет-музей Андрея Сахарова в Москве – тоже свидетельство того, что деятельность правозащитника все-таки дает всходы.</p>
<p>Да, правы и те, кто говорит, что по нынешним то циничным временам таких героев как Сахаров, которые рискуя своей карьерой, положением, отстаивали свою позицию, население все меньше и меньше почитает. Такое мнение высказал «Актуальным комментариям» политолог Александр Ципко. «Даже не то чтобы не почитает, а не знает. Молодое поколение вообще, по-моему, не знает о Сахарове», - отметил он. Да. Много и таких.</p>
<p>И дело вовсе не только в том, что в России возрождаются советские общественные стереотипы. Это, скорее, все же миф. Как говорят эксперты, страна рвется не к социализму, а к так называемой последней стадии коммунизма – хорошей жизни. <br />
Кстати, Сахаров в 1968-м писал, что обществу грозит «оглупление в дурмане массовой культуры и в тисках бюрократизированного догматизма». Да, как говорят эксперты, пророчество сбылось: масскульт и бюрократизированный догматизм демонстрируют трогательный союз.</p>
<p>Но в таком случае, должны все –таки сбыться и другие пророчества Сахарова. Как пишут накануне юбилея многие СМИ, Сахаров был  блестящим футурологом, предсказавшим появление интернета?</p>
<p>И еще он говорил, что человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода - свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков.</p>
<p>Не к этому ли стремится общество. По крайней мере, цели именно такие.</p>
<p>Как сказал Леонид Поляков, страна прожила два непростых десятилетия. Сначала решали труднейшую задачу преодоления развала. Страна практически не существовала в 90-е годы, мы пытались из руин что-то построить новое или хотя бы не допустить большего хаоса, напомнил он. В нулевых строили сильное государство. «Мне кажется, что сейчас приходит время подумать о том, для чего мы это делали», - отметил политолог.</p>
<p>«Мы это делали именно для того, чтобы граждане могли жить нормальной полноценной жизнью, могли проявлять свою инициативу. В полном масштабе пользоваться правами человека и гражданина. И здесь, конечно, актуальность Сахарова абсолютно незаменима», - подчеркнул он.</p>
<p>По словам политолога, актуализируется и сахаровская теория конвергенции. «Эта его идея некоего синтеза, третьего пути, если так можно выразиться, между двумя противостоящими системами (социализмом и капитализмом), она, мне тоже кажется, как-то обретает некий новый смысл», - подчеркнул он.</p>
<p>Конечно, уже нет двух противоборствующих миров, отметил Поляков. Однако, по его словам, прежние проблемы не решены. Это проблема бедности, защиты окружающей среды, проблема роста экономики, который мы можем себе позволить, проблема миграции, конфликтов этнических и религиозных, сдерживания гонки вооружения и распространения ядерного оружия. «Эти проблемы до сих пор остаются актуальными, и в рамках традиционного расклада противостояния мощных идеологий, похоже, что эти проблемы решить не удастся. Значит, действительно, человечество должно искать новый синтетический путь построения здорового общества, в котором не идеологические приоритеты, а именно жизненные приоритеты человека, планеты будут играть главную роль», - резюмировал Поляков.</p>
<p>Найдем ли мы тот самый желанный третий путь, дарующий обществу стабильность, развитие и гармонию одновременно? Человечество, как и Сахаров, находится в поисках этого пути.</p>
<p>И здесь главное, наверное, просто не предавать забвению так называемые заповеди Сахарова. Просто помнить, как сказал директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров, что главным наследием Андрея Дмитриевича Сахарова является уважение к личности человека во всех ее ипостасях – политическом, экономическом, духовном и культурном. <br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>Мне кажется, наступает пора возвращения Сахарова. Он был крайне актуален в последние годы Советского Союза, в эпоху перестройки. Можно сказать, что он - фигура, равнозначная по своему влиянию Михаилу Горбачеву и Борису Ельцину. Этот человек умел поднимать, сам того не желая, огромные массы людей, представая в образе самого обычного простого человека, совершенно не наделенного властью. В этом смысле Сахаров является каким-то постоянно действующим символом демократии, именно он воплощает в себе эту идею свободы.</p>
<p>И вот сейчас, после бурных 90-х, когда прошли нулевые, наступает эпоха, когда действительно эти ценности, провозглашенные Сахаровым еще в советский период, ценности гражданского самосознания, прав человека становятся более актуальным. Я выражусь более точно - они приобретает новые смыслы.</p>
<p>Мы прожили два непростых десятилетия. Сначала решали труднейшую задачу преодоления развала. Страна практически не существовала в 90-е годы, мы пытались из руин что-то построить новое или хотя бы не допустить большего хаоса. В нулевых мы строили сильное государство. Мне кажется, что сейчас приходит время подумать о том, для чего мы это делали.</p>
<p>Мы это делали именно для того, чтобы граждане могли жить нормальной полноценной жизнью, могли проявлять свою инициативу, в полном масштабе пользоваться правами человека и гражданина. И здесь, конечно, актуальность Сахарова абсолютно незаменима.</p>
<p>Именно этот человек привнес в российскую традицию и в российскую культуру последних десятилетий 20века эти ценности. Мне представляется, что если действительно мы народ, который хочет иметь историческую память и ориентироваться на какие-то великие имена в нашем прошлом - давнем и недавнем, то Сахаров в этом списке, конечно, один из первых.</p>
<p>Очень актуальна сегодня разрабатываемая им теория конвергенции. Эта его идея некоего синтеза, третьего пути, если так можно выразиться, между двумя противостоящими системами (социализмом и капитализмом), она, мне тоже кажется, обретает некий новый смысл.</p>
<p>Хотя, конечно, социализм в мировой глобальной войне проиграл, и от социалистической системы остались только некие реликты в виде Кубы и Северной Кореи. Потому что даже Китай, хотя он строит социализм, но с такой яркой китайской спецификой, что уже трудно называть его в строгом смысле страной социализма.</p>
<p>Тем не менее, не смотря на то, что сама система рухнула, но идея прорыва к новому обществу, к новому типу общества, которое преодолеет это противостояние коммунизма и демократии, социализма и капитализма, мне кажется, тоже становится актуальной.</p>
<p>Потому что очевидно, что все прежние проблемы, которые человечество не могло решить, оно не в состоянии решить их до сих пор. Это проблема бедности, защиты окружающей среды, проблема роста экономики, проблема миграции, конфликтов этнических и религиозных, сдерживания гонки вооружения и распространения ядерного оружия. Эти проблемы до сих пор остаются актуальными, и в рамках традиционного расклада противостояния мощных идеологий, похоже, что эти проблемы решить не удастся. Значит, действительно, человечество должно искать новый синтетический путь построения здорового общества, в котором не идеологические приоритеты, а именно жизненные приоритеты человека, планеты будут играть главную роль.</p>
<p>Конечно, в условиях, когда в стране растет количество поклонников Сталина, поклонников советской системы, героев типа Сахарова, которые рискуя своей карьерой, положением отстаивали свою позицию, население все меньше и меньше почитает. Даже не то чтобы не почитает, а не знает. Молодое поколение вообще, по-моему, не знает о Сахарове.</p>
<p>День рождения Сахарова напоминает нам об интересной проблеме. Мы якобы в 91-м году совершили антикоммунистическую революцию, изменили общественный строй, гордимся в мире, что мы сами преодолели тоталитаризм. Но мы не чтим, не отдаем должное тем людям, которым в условиях советской системы хватало мужества, рискуя жизнью, положением, иногда просто попадая в тюрьму, говорить правду, жить не по лжи.</p>
<p>У нас нет какого-то уважения к этим людям, знания об их подвиге, об их мужестве. Поэтому, мне кажется, что с моральной точки зрения, мы должны учиться у людей, которые рискуя, если не жизнью, то очень многим в жизни, жили не по лжи, рисковали говорить правду, отстаивать права. Таких очень много.</p>
<p>И для меня здесь не самый большой герой Андрей Сахаров. Он был все-таки защищен своими ленинскими премиями, именем создателя атомной бомбы. С ним не могли расправиться, тем более мировоззрение Сахарова более космополитическое.</p>
<p>Но есть такие русские герои, как Леонид Бородин, который просидел в тюрьме три срока, стоял на позициях русского христианского патриотизма. Но я не хочу делить людей, которые жили не по лжи, говорили правду. Они были разных мировоззрений. Поэтому, на мой взгляд, это напоминает о важной проблеме – или мы будем жить в соответствии с моральными нормами, цивилизованными нормами и христианскими ценностями, и соответственно славить тех, кто защищал эти ценности. Или мы будем жить по советским ценностям, по принципу классовой борьбы и считать, что Сталин был во всем прав.</p>
<p>Конечно, либеральная интеллигенция помнит. Наше поколение помнит, но поговорите с молодой новой Россией. Она ничего не знает о Сахарове. И самое главное – она не понимает ценность и важность человека, который обладая в жизни всем, все-таки решил говорить правду, встать в оппозицию, защищать и помогать Солженицыну - в то время гонимому.</p>
<p>Другое дело, что есть и то, что мне не нравится в Сахарове. Я уважаю его мужество. Но потом, когда он уже стал известным лауреатом Нобелевской премии, у него появилась не столько антисоветская, а антигосударственная позиция. Мы воевали в Афганистане, он начал, не зная всего, выступать с критикой, когда он был тогда депутатом.</p>
<p>Это проблема наша русская. С одной стороны, у нас патриоты не могут соединить свое мировоззрение и гражданские ценности, свободу личности. Но, с другой стороны, у нас либералы не могут объяснить, чем они отличаются от либералов других – польских, западных. Они не могут соединить любовь к свободе с любовью к своему отечеству, с патриотизмом. В этом смысле Сахаров напоминает о той проблеме, которую мы так и не решали.</p>
<p>Я не думаю, что сегодня идеи Сахарова актуальны. Идеи конвергенции имели смысл, когда существовало две мировые системы - капиталистическая и советская. Он хотел найти общее между ними. Это - утопия.</p>
<p>Только то, что человек, обладая званием и положением, рискнул говорить правду, критиковать систему, власть – вот это достойно уважения. <br />
 </p>
<p>Юбилей Андрея Дмитриевича Сахарова имеет огромное значение в нашей стране. Вообще, его деятельность, его образ всегда актуален тогда, когда мы думаем о свободе личности, об уважении к человеку, о достоинстве страны, нации, об уважении в мире.<br />
Для этого Андрей Дмитриевич Сахаров сделал очень много. И в этом смысле, конечно, его юбилей весьма знаменателен.</p>
<p>Но там, где начинаются другие проблемы, где начинает личность унижаться, где перестает быть актуальным в обществе уважение к человеку, к достоинству человека, где начинают господствовать бюрократические и олигархические мотивы, в этих кругах, конечно, имя Андрея Сахарова непопулярно.</p>
<p>Но я думаю, что жизнь все-таки развивается по восходящей. А высшей ступенью развития человечества является все-таки демократические свободы, уважение личности, свободы, комфорт жизни, материальный достаток, духовное развитие человека.</p>
<p>Это, как раз те сферы, ради которых жил работал и творил Андрей Дмитриевич Сахаров. И поэтому нам надо вспоминать о нем в любые моменты и периоды российской истории и постоянно думать об этих идеалах, которые он исповедовал. Потому что это идеалы цивилизационно высокие, прогрессивно обозначенные и ведущие человека все к новым вершинам и совершенствованиям.</p>
<p>Я думаю, что главным наследием Андрея Дмитриевича Сахарова является уважение к личности человека во всех ее ипостасях – политическом, экономическом, духовном и культурном. Это главная заповедь Сахарова, и, я думаю, об этом нам следует думать всегда. <br />
 </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".