Комментарий
713 21 августа 2009 0:00

Третий смеющийся

Дмитрий Бавырин публицист, кинокритикДмитрий Бавырин

Дмитрий Бавырин
публицист, кинокритикДмитрий Бавырин

От саммита Евросоюза в России ждали одного – переоценки августовских событий и реанимации переговоров о заключении нового базового договора РФ-ЕС. Не то, чтобы благоволение Европы было нам особенно нужно, но ждали из принципа, ждали по инерции – все, что было хоть как-то связано с Грузией или издержками от операции в РЮО, Москва в те дни воспринимала особенно болезненно.

В итоге – дождались. Переговоры возобновились, а тон с обвиняющего сменился на порицательный. Сложно сказать, было ли это отвлекающим маневром, но большинство изданий вынесло в заголовки вышеозначенное решение, пропустив куда более интересную новость: именно тогда Евросоюз решил снять санкции с Белоруссии и Узбекистана.

В НЛП такой прием называется «якорь». Сосредоточив внимание субъекта на одном объекте, другой у него можно уводить буквально из-под носа. Так и Запад решил вновь перехватить инициативу во взаимоотношениях с Минском и Ташкентом, раз уж Россия столь плотно отвлеклась на Грузию. Минск и Ташкент были не против. Особенно Ташкент.

Уже через несколько дней Узбекистан покинул ЕврАзЭС. Потом пошли слухи и о выходе Ташкента из наиболее лелеемой Россией региональной организации – ОДКБ. Выйти – не вышел, но демонстративно проигнорировал несколько встреч в рамках Организации, выступил против строительства военной базы РФ в Киргизии и отказался участвовать в КСОР – единых войсках ОДКБ, на которые возлагались огромные надежды.

Версия о том, что такова была плата Ташкента за снятие санкций, напрашивалась. Ибо сколь ни называй Лукашенко «последним диктатором Европы», в Белоруссии никогда не было ничего похожего на бойню в Андижане, так что амнистии двум режимам отнюдь не равнозначны.

Остается открыть Бжезинского, прочитать еще раз о том, что контроль над Узбекистаном – ключевое условие для влияния на всю Центральную Азию, и окончательно утвердиться в мысли, что нам сделали очередную геополитическую подлянку, поступившись ради этого своими гуманистическими принципами.

Может и так. Но вряд ли.

Европа явно что-то ждала от Ташкента, но нужно быть большим эгоцентриком, чтобы считать, что этот «что-то» - приостановление членства в пророссийских блоках. Скорее, речь идет о наполняемости «Набукко», недаром первым гостем из ЕС в Узбекистане после примирения стал президент Болгарии.

Уехал он ни с чем, что и требовалось доказать.

За время президентства Ислама Каримова республика неоднократно меняла внешнеполитические приоритеты, играя на противоречиях, попеременно ориентируясь то на Запад, то на Россию. Аналогичным образом поступает и Лукашенко, только мотивы у него и Каримова противоположные. Белоруссия ищет, где теплее и вкуснее кормят. Узбекистан – конфигурацию, при которой его тревожат менее всего. Ташкент тупо хочет покоя.

Ни у России, ни у Запада пока не получилось добиться от Каримова ничего, что могло бы быть полезным на практике. Где бы ни состоял Узбекистан (хоть в ГУАМ, хоть в ОДКБ), он последовательно игнорирует все интеграционные процессы, амбициознее проекты и геополитические игрушки. Просто потому, что ориентирован исключительно сам на себя. И причин тому несколько.

Во-первых, Узбекистан – типичная восточная деспотия. Стоит вспомнить, что Туркмения при Сапармурате Ниязове через слово напоминала окружающим о своем нейтральном статусе. Просто потому, что сердар превыше всего ценил отсутствие обязательств и возможность подавлять восстания в своих андижанах так, как ему угодно. Быть абсолютным и полновластным хозяином на своей земле по нраву и Каримову.

Во-вторых, идеология каримовской власти – национализм. И глава узбекского государства явно отдает себе отчет в том, что рано или поздно в соседних Киргизии и Таджикистане вспыхнет этнический конфликт между коренным населением и проживающими там узбеками. Абсолютно очевидно, что Ташкент своих поддержит. И в столь жесткой форме, какая только потребуется. Учитывая подобные перспективы, никакие общие армии с соседями и союзные обязательства Узбекистану даром не нужны.

В-третьих, Узбекистан привык довольствоваться тем, что имеет. Он верит в синицу в руках, провожая журавля прищуренным взглядом аксакала. Модернизация, инновации – всё это пустые звуки для узбеков, которые хотят жить по-узбекски.

В-четвертых, Ташкент как огня боится импорта исламизма, ввиду чего ждать от него участия в судьбе Афганистана наивно. Мало ли чему там узбеков научат, отстреливать при подходе к границам куда удобнее.

Наконец, Узбекистан никому ничем не обязан. Можете считать это национальной идеей.

Словом, Россия и Запад могут сколько угодно затаскивать Ташкент в зону своих интересов, ревновать, упрашивать и предлагать взятки. Восточные диктаторы XXI века гораздо мудрее своих средневековых предшественников. Им не нужен турецкий берег, у них самих дом – полная чаша и карман, полный ржи.

Хотя внимание к своей персоне и возможность хлопать дверьми с эхом в европейских столицах им, безусловно, льстит. Так что переливать воду из пустого в порожнее можете и дальше. «Народу нравится».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".