Комментарий
27 Августа 2009 0:00

Три картины маслом

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=utf-8">
<meta name="ProgId" content="Word.Document">
<meta name="Generator" content="Microsoft Word 12">
<meta name="Originator" content="Microsoft Word 12">
<link rel="File-List" href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5C1%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_filelist.xml">
<link rel="themeData" href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5C1%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_themedata.thmx">
<link rel="colorSchemeMapping" href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5C1%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_colorschememapping.xml">
<style><!--
/* Font Definitions */
@font-face
{font-family:"Cambria Math";
panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4;
mso-font-charset:1;
mso-generic-font-family:roman;
mso-font-format:other;
mso-font-pitch:variable;
mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;}
@font-face
{font-family:Calibri;
panose-1:2 15 5 2 2 2 4 3 2 4;
mso-font-charset:204;
mso-generic-font-family:swiss;
mso-font-pitch:variable;
mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;}
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-unhide:no;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
margin-top:0cm;
margin-right:0cm;
margin-bottom:10.0pt;
margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:Calibri;
mso-fareast-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
.MsoChpDefault
{mso-style-type:export-only;
mso-default-props:yes;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:Calibri;
mso-fareast-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
.MsoPapDefault
{mso-style-type:export-only;
margin-bottom:10.0pt;
line-height:115%;}
@page Section1
{size:595.3pt 841.9pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:35.4pt;
mso-footer-margin:35.4pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
--></style>Три фильма привлекли в последнее время всеобщее внимание – и все три про войну. Правда, два из них уже вышли (к тому же, одновременно и только что), тогда как судьба третьего, скорее, таинственна. Да и воюют в одном из вышедших не с людьми, а с двухметроворостыми креветками. <br>
<br>
В философски-сатирической картине 30-летнего выходца из ЮАР Нилла Бломкампа «Район №9» многое объясняется его происхождением из страны, лишь совсем недавно отказавшейся от апартеида в пользу диктатуры «черного большинства». Инопланетные гости прибывают в Кейптаун в 1982 году – то есть еще тогда, когда любые «межрасовые» контакты карались в ЮАР тюремным заключением для всех участников. «Расами» же считались а) белые люди; б) евреи; в) китайцы; г) цветные; д) черные. Практиковалась там и такая штука, как «расовая выбраковка», - человека могли по результатам медосмотра «понизить» в расовом статусе – и тогда он вместе с семьей подвергался принудительному переселению в ареал обитания своей новой «расы». <br>
<br>
Так в фильме переселяют и поначалу ошибочно определенных на местожительство под самым Кейптауном моллюскообразных пришельцев. Те сопротивляются. Разгорается гражданская межвидовая война, в которой (апартеид уже отменен) белые, цветные и черные плечом к плечу бьются против пришельцев – и не без потерь побеждают. Однако мыслящие креветки, и будучи вытеснены вглубь страны, поближе к былым бантустанам, продолжают плодиться в угрожающей основному населению страны пропорции. <br>
<br>
Мораль сей басни проста: «раса» - это социальная роль. «Чужими» не назначают, «чужими» становятся; но вакансия «чужого» непременно должна быть заполнена. Должна быть заполнена – как в той же ЮАР, как, не исключено, в Западной Европе, как у нас (хотя режиссер про нас наверняка не думал) – с отсроченным, но неизбежным взрывом. <br>
<br>
Альтернативы (толерантность с одной стороны – и ассимиляция с другой, - пресловутый плавильный котел) здесь даже не рассматриваются, - отсюда и глубокий пессимизм философской сатиры Бломкампа. <br>
<br>
У Квентина Тарантино в «Бесславных ублюдках», напротив, - сатира без малейшего намека на философию. Зато сатира на всё сразу: на пропагандистское кино периода второй мировой, на «серьезные» фильмы о войне, на комедии о войне, на новомодное кинозаигрыванье с нацизмом как с сексуальным дискурсом («Черная весна», «Хороший немец», «Чтец») и, не в последнюю очередь, - на «религию Холокоста»; впрочем, сатира – при всей своей внешней плоскости – настолько разнонаправленная и многомерная (а то и двусмысленная), что отличный повод обидеться (или, наоборот, обрадоваться) найдется у каждой таргет-группы, включая и массовую аудиторию, что уже доказано весьма недурными итогами первой недели проката, - вопреки Каннскому провалу фильма и резко негативной реакции кинокритики. <br>
<br>
История про то, как американские евреи, выдающие себя за итальянцев, вместе с еврейкой и негром, выдающими себя за французов, в глубоком немецком тылу (то есть в Париже) проводят огненное погребение Гитлеру и К, заживо сжигая их всех, - устраивает по большому счету едва ли не каждого - от самых оголтелых юдофобов до лидеров израильской партии «Ликуд». Будучи подлинным постмодернистом, Тарантино находит ключ от всех дверей; вернее, подбирает к каждой двери отдельный ключик, в иных случаях сильно смахивающий на фомку. <br>
<br>
К съемкам третьего фильма – «Утомленных солнцем-2» - вроде бы еще только приступят поздней осенью (так утверждает Никита Михалков), однако в Сети уже болтается (и лидирует по числу просмотров) его ролик. Отклики – и на ролик, и на фрагменты сценария, только что зачитанные самим Михалковым в Выборге, – просто-напросто убийственные, причем со всех сторон. Отвлекаясь от объективной чудовищности материалов, с которыми довелось познакомиться мне, отмечу, однако, что Никиту Сергеевича изругали бы сейчас, даже сними он в конце концов подлинный шедевр (чего – при всей маловероятности подобного поворота событий – всё же исключать нельзя тоже), - изругали бы просто потому, что он остался единственным По-настоящему Большим Начальником, которого можно ругать. Тоже небезопасно, конечно, но все-таки можно. <br>
<br>
И все же взвешенный прогноз звучит так: задумав нечто среднее между «Войной и миром» и «Судьбой человека», Михалков нечто среднее и снимет – между «Бесславными ублюдками» и «Районом №9»!</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".