Комментарий
1358 27 августа 2009 0:00

Три картины маслом

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Три фильма привлекли в последнее время всеобщее внимание – и все три про войну. Правда, два из них уже вышли (к тому же, одновременно и только что), тогда как судьба третьего, скорее, таинственна. Да и воюют в одном из вышедших не с людьми, а с двухметроворостыми креветками.

В философски-сатирической картине 30-летнего выходца из ЮАР Нилла Бломкампа «Район №9» многое объясняется его происхождением из страны, лишь совсем недавно отказавшейся от апартеида в пользу диктатуры «черного большинства». Инопланетные гости прибывают в Кейптаун в 1982 году – то есть еще тогда, когда любые «межрасовые» контакты карались в ЮАР тюремным заключением для всех участников. «Расами» же считались а) белые люди; б) евреи; в) китайцы; г) цветные; д) черные. Практиковалась там и такая штука, как «расовая выбраковка», - человека могли по результатам медосмотра «понизить» в расовом статусе – и тогда он вместе с семьей подвергался принудительному переселению в ареал обитания своей новой «расы».

Так в фильме переселяют и поначалу ошибочно определенных на местожительство под самым Кейптауном моллюскообразных пришельцев. Те сопротивляются. Разгорается гражданская межвидовая война, в которой (апартеид уже отменен) белые, цветные и черные плечом к плечу бьются против пришельцев – и не без потерь побеждают. Однако мыслящие креветки, и будучи вытеснены вглубь страны, поближе к былым бантустанам, продолжают плодиться в угрожающей основному населению страны пропорции.

Мораль сей басни проста: «раса» - это социальная роль. «Чужими» не назначают, «чужими» становятся; но вакансия «чужого» непременно должна быть заполнена. Должна быть заполнена – как в той же ЮАР, как, не исключено, в Западной Европе, как у нас (хотя режиссер про нас наверняка не думал) – с отсроченным, но неизбежным взрывом.

Альтернативы (толерантность с одной стороны – и ассимиляция с другой, - пресловутый плавильный котел) здесь даже не рассматриваются, - отсюда и глубокий пессимизм философской сатиры Бломкампа.

У Квентина Тарантино в «Бесславных ублюдках», напротив, - сатира без малейшего намека на философию. Зато сатира на всё сразу: на пропагандистское кино периода второй мировой, на «серьезные» фильмы о войне, на комедии о войне, на новомодное кинозаигрыванье с нацизмом как с сексуальным дискурсом («Черная весна», «Хороший немец», «Чтец») и, не в последнюю очередь, - на «религию Холокоста»; впрочем, сатира – при всей своей внешней плоскости – настолько разнонаправленная и многомерная (а то и двусмысленная), что отличный повод обидеться (или, наоборот, обрадоваться) найдется у каждой таргет-группы, включая и массовую аудиторию, что уже доказано весьма недурными итогами первой недели проката, - вопреки Каннскому провалу фильма и резко негативной реакции кинокритики.

История про то, как американские евреи, выдающие себя за итальянцев, вместе с еврейкой и негром, выдающими себя за французов, в глубоком немецком тылу (то есть в Париже) проводят огненное погребение Гитлеру и К, заживо сжигая их всех, - устраивает по большому счету едва ли не каждого - от самых оголтелых юдофобов до лидеров израильской партии «Ликуд». Будучи подлинным постмодернистом, Тарантино находит ключ от всех дверей; вернее, подбирает к каждой двери отдельный ключик, в иных случаях сильно смахивающий на фомку.

К съемкам третьего фильма – «Утомленных солнцем-2» - вроде бы еще только приступят поздней осенью (так утверждает Никита Михалков), однако в Сети уже болтается (и лидирует по числу просмотров) его ролик. Отклики – и на ролик, и на фрагменты сценария, только что зачитанные самим Михалковым в Выборге, – просто-напросто убийственные, причем со всех сторон. Отвлекаясь от объективной чудовищности материалов, с которыми довелось познакомиться мне, отмечу, однако, что Никиту Сергеевича изругали бы сейчас, даже сними он в конце концов подлинный шедевр (чего – при всей маловероятности подобного поворота событий – всё же исключать нельзя тоже), - изругали бы просто потому, что он остался единственным По-настоящему Большим Начальником, которого можно ругать. Тоже небезопасно, конечно, но все-таки можно.

И все же взвешенный прогноз звучит так: задумав нечто среднее между «Войной и миром» и «Судьбой человека», Михалков нечто среднее и снимет – между «Бесславными ублюдками» и «Районом №9»!

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".