Комментарий
918 4 марта 2011 10:20

Триумф милого пустячка

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Британский фильм «Король говорит» подкрался к всемирному зрителю незаметно: стартовав в конце ноября всего на четырех экранах, выйдя затем в заведомо ограниченный прокат (из-за сакраментального слова fuck, неоднократно повторяемого с экрана самим королем), он собрал 50 миллионов при бюджете в 15 миллионов уже к концу года, получил все промежуточные премии, безоговорочно завоевал главных «Оскаров» - и теперь, надо полагать, отправится в коммерческий поход за заслуженным или нет миллиардом.

Однако больше всего удивляют даже не сами по себе «Оскары», - а легкость, с какой их завоевала эта непритязательная картина, оттеснив такие масштабные и амбициозные проекты прославленных кинорежиссеров как «Черный лебедь» Дэвида Аронофски и, главное, «Социальная сеть»  его тезки Дэвида Финчера.

Удивляет минимализм средств, необходимых для достижения столь выдающегося триумфа. Красивенькая история, красивенькая картинка, красивенькая игра двух  прекрасных, но отнюдь не звездного ранга актеров (Ферт и Раш), красивенькая мораль для всеобщего, что ли, употребления. Богатые тоже плачут? Нет, бери выше! Всё могут короли? А вот в том-то и дело, что не всё! То есть могут-то они, может, и всё, но не без посторонней патриотической помощи со стороны верноподданного населения.

Принц-заика, которого спасает, то есть делает полноправным претендентом на престол, а затем и полновластным королем (английским королем, разумеется, - то есть фигурой исключительно символической), врач-простолюдин – да не просто простолюдин, а простолюдин в кубе, а то и в четвертой степени (выходец из Австралии, то есть потомок преступников; знахарь из несостоявшихся актеров; не столько логопед, сколько доморощенный психоаналитик). Ну, а король, перестав заикаться, столь же символически спасает Англию (а с нею и весь мир) от гитлеровских полчищ. И логопед по фамилии Лог становится рыцарем подвязки и другом королевской семьи.

По жанру перед нами героическая комедия вроде «Гусарской баллады» - разве что разговаривают тут не стихами, а логопедическими скороговорками. Или «Моя прекрасная леди» с гендерным и социальным реверсом. Британская знать, включая королевскую семью и будущего премьер-министра (подлинного спасителя Англии) Черчилля, изображена совершенно игрушечной, а вернее, ласково и любовно карикатурной. Гитлер мелькает на экране лишь единожды – и вызывает у короля-заики зависть как непревзойденный оратор. Но ведь Германия выигрывает все сражения и проигрывает все войны, тогда как Британия – ровно наоборот! Меж тем, все киноколлизии угадываются и разгадываются зрителем как минимум за десять минут до того, как возникают на экране.

Шекспировский Гамлет (излечение короля от заикания начинается, ясен пень, с монолога «Быть или не быть») упрекает, помнится,  нанятых им актеров: театральный пролог, придуманный ими, это, мол, не пролог, а надпись на колечке. А вот многажды оскароносный фильм «Король говорит» выглядит даже не надписью на колечке, а какой-то бессмысленной завитушкой на нем (хотя и не лишенной элементарного изящества). О чем говорить (королю), если ему категорически не о чем говорить? 

Ну, с англичанами, положим, ясно: они до сих пор сами не знают, почему не ликвидировали монархию самое позднее в 1930-ые, - и пусть и не безропотно, но аккуратно подстригают исторические газоны. С американцами, кстати, тоже ясно: беспошлинного чайку в XYIII веке они в Бостоне попили, а вот аристократических титулов и привилегий раз и навсегда лишились, - как тут не поностальгировать хотя бы по имитирующему заикание на слове fuck Колину Ферту?

Но ведь пойдут на «Короля» и у нас! Скорее даже не пойдут, а повалят! «Оскаровская» подсказка срабатывает не всегда, но вот в данном случае сработает непременно. Потому что наградили американские киноакадемики на сей раз милый пустячок, - а уж милый-то пустячок непременно придется по вкусу всем!

Виктор Топоров, специально для Актуальных Комментариев

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".