Комментарий
4 Марта 2011 10:20

Триумф милого пустячка

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>Британский фильм «Король говорит» подкрался к всемирному зрителю незаметно: стартовав в конце ноября всего на четырех экранах, выйдя затем в заведомо ограниченный прокат (из-за сакраментального слова fuck, неоднократно повторяемого с экрана самим королем), он собрал 50 миллионов при бюджете в 15 миллионов уже к концу года, получил все промежуточные премии, безоговорочно завоевал главных «Оскаров» - и теперь, надо полагать, отправится в коммерческий поход за заслуженным или нет миллиардом.<br />
<br />
Однако больше всего удивляют даже не сами по себе «Оскары», - а легкость, с какой их завоевала эта непритязательная картина, оттеснив такие масштабные и амбициозные проекты прославленных кинорежиссеров как «Черный лебедь» Дэвида Аронофски и, главное, «Социальная сеть»  его тезки Дэвида Финчера.<br />
<br />
Удивляет минимализм средств, необходимых для достижения столь выдающегося триумфа. Красивенькая история, красивенькая картинка, красивенькая игра двух  прекрасных, но отнюдь не звездного ранга актеров (Ферт и Раш), красивенькая мораль для всеобщего, что ли, употребления. Богатые тоже плачут? Нет, бери выше! Всё могут короли? А вот в том-то и дело, что не всё! То есть могут-то они, может, и всё, но не без посторонней патриотической помощи со стороны верноподданного населения.<br />
<br />
Принц-заика, которого спасает, то есть делает полноправным претендентом на престол, а затем и полновластным королем (английским королем, разумеется, - то есть фигурой исключительно символической), врач-простолюдин – да не просто простолюдин, а простолюдин в кубе, а то и в четвертой степени (выходец из Австралии, то есть потомок преступников; знахарь из несостоявшихся актеров; не столько логопед, сколько доморощенный психоаналитик). Ну, а король, перестав заикаться, столь же символически спасает Англию (а с нею и весь мир) от гитлеровских полчищ. И логопед по фамилии Лог становится рыцарем подвязки и другом королевской семьи.<br />
<br />
По жанру перед нами героическая комедия вроде «Гусарской баллады» - разве что разговаривают тут не стихами, а логопедическими скороговорками. Или «Моя прекрасная леди» с гендерным и социальным реверсом. Британская знать, включая королевскую семью и будущего премьер-министра (подлинного спасителя Англии) Черчилля, изображена совершенно игрушечной, а вернее, ласково и любовно карикатурной. Гитлер мелькает на экране лишь единожды – и вызывает у короля-заики зависть как непревзойденный оратор. Но ведь Германия выигрывает все сражения и проигрывает все войны, тогда как Британия – ровно наоборот! Меж тем, все киноколлизии угадываются и разгадываются зрителем как минимум за десять минут до того, как возникают на экране.<br />
<br />
Шекспировский Гамлет (излечение короля от заикания начинается, ясен пень, с монолога «Быть или не быть») упрекает, помнится,  нанятых им актеров: театральный пролог, придуманный ими, это, мол, не пролог, а надпись на колечке. А вот многажды оскароносный фильм «Король говорит» выглядит даже не надписью на колечке, а какой-то бессмысленной завитушкой на нем (хотя и не лишенной элементарного изящества). О чем говорить (королю), если ему категорически не о чем говорить?  <br />
<br />
Ну, с англичанами, положим, ясно: они до сих пор сами не знают, почему не ликвидировали монархию самое позднее в 1930-ые, - и пусть и не безропотно, но аккуратно подстригают исторические газоны. С американцами, кстати, тоже ясно: беспошлинного чайку в XYIII веке они в Бостоне попили, а вот аристократических титулов и привилегий раз и навсегда лишились, - как тут не поностальгировать хотя бы по имитирующему заикание на слове fuck Колину Ферту?<br />
<br />
Но ведь пойдут на «Короля» и у нас! Скорее даже не пойдут, а повалят! «Оскаровская» подсказка срабатывает не всегда, но вот в данном случае сработает непременно. Потому что наградили американские киноакадемики на сей раз милый пустячок, - а уж милый-то пустячок непременно придется по вкусу всем!</p>
<p><strong><em>Виктор Топоров</em></strong><em>, специально для Актуальных Комментариев</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".