Комментарий
2 Июня 2014 16:34

«Трудные вопросы» истории

Владимир Путин поручил дополнить концепцию единого учебника истории сведениями о Крыме и Севастополе.

Член Общественной палаты России Павел Пожигайло рассказал «Актуальным комментариям» об особенностях поставленной задачи и влиянии гуманитарных наук на молодежь.

- Успеют ли подготовить в столь сжатые сроки главу об истории Крыма?

- История Крыма имеет все те же сложные места, что и История России, поэтому вопрос о едином учебнике вроде как тривиальный. С  другой стороны, история Крыма интересна с учетом того, что там отмечалось присутствие и Античной Греции, и Генуи, и Византии, Крымского ханства. На этой территории необходимо проведение археологических работ.

Причем сейчас это очень актуальный вопрос: если на полуострове будет массовое строительство, многие памятники мы потеряем.
Мы недавно были, например, в Балаклаве, и, к своему ужасу, обнаружили снесенный домик Куприна. Я даже не знаю мест, где можно было бы еще найти такие мемориальные места, связанные с Куприным. Рядом был дом Леси Украинки. А теперь там олигархи дома свои настроили. Это при том, что всё это должно было войти в историю.

Так что глава, посвященная истории Крыма – очень интересная. Другой вопрос – насколько возможно за такие короткие сроки этот колоссальный исторический пласт поднять и отразить в учебнике. Здесь мне трудно сказать – надо спешить или лучше не торопиться.

- Создание единого учебника истории вызвало бурные общественные дискуссии. Ваше мнение на этот счет?

- Единый учебник истории, безусловно, нужен. Правда, надо разделять – речь идет о школе или о вузе. Для школы я сторонник единого учебника, поскольку иначе мы можем получить негативный результат. Мы ведь видим, к чему привели разночтения в оценке исторических событий на Украине – «вариативность учебника истории» проложила путь к гражданской войне в буквальном смысле.

С другой стороны, конечно, есть достаточно спорный советский период, когда, по большому счету, речь шла не об истории, а о мифе.

Так что я считаю, что для школы нужен единый учебник истории. Это нормально, лишь бы только он был составлен объективно, профессионально, непредвзято и без идеологии. А в вузе, когда молодые люди имеют уже какую-то базовую возможность для вариативного мышления, нужно дать возможность ознакомиться с разными взглядами и точками зрения.

На самом деле в истории есть много спорных и интересных вопросов. Например, много белых пятен в вопросе о Запорожской Сечи – шла борьба с ханами против поляков или с поляками против хана, или вообще против всего подряд? История, безусловно, неоднозначна. Советский период вызывает много вопросов – это наказание русского народа за то, что он отошел от Бога, как считал Достоевский, за 50 лет до революции, или это просто какая-то роковая случайность? Конечно, здесь нужно представлять несколько точек зрения.

Или, например, непонятно, как относиться к Сталину. Безусловно, это руководитель государства, при котором была выиграна война, и здесь, вроде, не может быть никакой вариативности. Но возникает вопрос оценки деятельности Сталина – и на одной чаше весов оказывается ГУЛАГ, бесчинство НКВД, зачистка армии и прочее – но нельзя забывать и об угрозе мятежа, необходимости построить промышленные предприятия, поставить на ноги промышленность.

Но и это не является оправданием Голодомора или репрессий. Невозможно отразить всё в одном учебнике, и студентам надо давать возможность изучить проблему, узнать различные точки зрения...

Еще один важный момент – я сторонник гармонизации преподавания и истории, и литературы. В чем проблема? В истории мы имеем дело с субъективной трактовкой, как правило, потому что у нас нет человека, который жил в 16 веке, и мы трактуем события того периода с точки зрения тех или иных историков, которые могут иметь разные позиции. Когда мы говорим о литературе, то на 99 процентов мы всегда имеем позицию автора. Мы понимаем, что Достоевский имел в виду, оценивая Пушкина, потому что есть два тома его писем, и для нас совершенно очевидна его позиция, мотивы написания «Братьев Карамазовых» или «Преступления и наказания».

Гармонизация курсов литературы и истории поможет получить в этом смысле большую объективность оценки тех или иных исторических событий. И как раз на уроках литературы есть очень важный прием развития у ученика образного мышления – ведь через художественные образы произведений человек лучше воспринимает серьезные вопросы, стоящие перед ним, перед его жизнью. История как глобальный, более объемный предмет жизни народа – это макромир, литература – это микромир, и очень интересно их в этом смысле объединить.

- Насколько учебник истории способен повлиять на моделирование сознания нового поколения, патриотический настрой?

- Надо понимать, что патриотизм возникает внутри человека незаметно, с каждой страницей прочитанной книги. Когда мы читаем «Левшу» Лескова, невольно сопереживаем этому обаятельному и удивительному человеку, а его слова – «даже если я утону, но ближе к родине» проникают в душу и рождают собственное внутреннее ощущение. И это действительно мощнейшие эмоции по отношению к своей родине, к своему языку, к культуре и т.д. И рожденный таким образом патриотизм – надежный и долгий. Он сильнее лозунгов и патриотичных заявлений.

Школа и вуз должны давать такое личное собственное устойчивое ощущение радости той страны, в которой ты живешь, языка, на котором ты говоришь. Это можно достичь благодаря урокам истории и литературы, именно побуждая ученика к собственному творческому осмыслению, восприятию, осмыслению.

В конечном итоге тот же Достоевский дает ответы на многие вопросы: Раскольников покаялся, Дмитрий Карамазов невинный пошел на суд, старец Зосима умер. В этом смысле Достоевский – анатом человеческой души, человеческого тела. Или лирика Пушкина. Хочешь понять, что такое любовь – прочитай «Евгения Онегина».

Многое, безусловно, зависит от преподавания, и, безусловно, от уровня подготовки учителя. Задача в этом смысле относиться к личности не как к винтику, шурупчику, не как к шестеренке в каком-то большом государственном механизме, это – атеистическое ощущение. Единственно верный путь – обращение к каждому человеку как к некой величайшей самоценности, творческой неоднородности.

В этом смысле уроки литературы и истории выполняют очень важную роль, и если учителю удается апеллировать к этим сторонам человеческой натуры, то, как правило, там и патриотизм, и любовь, нравственность, совесть появляются сами собой и становятся органичным свойством характера, а не навязанным извне в силу каких-то пиаровских коротких приемов.

- Присоединение Крыма, как ни крути, попадает в список «трудных вопросов» отечественной истории, вызывающих сложности при преподавании, способен ли учебник в действительности решить проблему различных точек зрения на события 2014 года, а также насколько доминирует здесь преподавательский фактор?

Безусловно, присоединение Крыма, как ни крути, попадает в список «трудных вопросов» отечественной истории, вызывающих сложности при преподавании, поэтому сейчас надо ограничиться официальной трактовкой. А она такова: в результате того, что возникла попытка сформировать некое однополярное государство, ограничивающее использование русского языка и навязывающее собственную идеологию, возникла обратная реакция. В результате люди проголосовали за отделение от Украины и присоединение к России.

Сегодня я бы не углублялся, потому что история за такой короткий период не трактуется. Я бы этот вопрос оставил лет на двадцать-тридцать, чтобы потом уже можно было говорить так, как говорил Соловьев или Ключевский. А сейчас можно ограничиться малым – официальной позицией в учебнике, не надо ее ни расширять, ни углублять.

На сегодняшний момент это справедливо. Серьезные вопросы, связанные с историософией, требуют больше времени.

Лина Вискушенко, специально для «Актуальных комментариев»

22 Февраля 2017 Новости  Американцы все лучше думают о Путине Популярность президента России Владимира Путина в США выросла до самого высокого с 2003 года уровня. Больше американцев стали одобрительно высказываться о российском лидере и о России. При этом лучше всего относится к России американская молодежь 21 Февраля 2017 Новости  В Кремле опровергли слабость власти Президентские выборы в России пройдут по плану в 2018 году. Власть начала информационную кампанию, связанную с приближающейся датой – 11 марта. С этого дня начнется обратный отсчет года до выборов президента РФ. 14 Февраля 2017 Новости  При Путине – лучше всех Россияне считают, что при Владимире Путине жизнь лучше, чем при всех других правителях, руководивших страной за последние 100 лет. Подобного мнения придерживается почти треть респондентов. Таковы результаты опроса, приуроченного к 100-летию революции.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".