Статья
10 Декабря 2014 12:27

ЦБ обяжут собирать досье на кандидатов на выборные должности

Информация о банковских счетах любого кандидата на выборные должности автоматически будет поступать в Центробанк, который получит право представлять эти данные в избиркомы. 

Соответствующий законопроект подготовлен Министерством финансов. Он предполагает автоматизацию системы сбора информации о счетах и активах кандидатов на выборные должности (а также их супругов и несовершеннолетних детей). 

Как заявила «Коммерсанту» член Центризбиркома (ЦИК) Майя Гришина, вопрос о несовершенстве «современной системы проверки», которая затрудняет выявление, к примеру, неуказанных счетов, ранее уже обсуждался. По ее словам, консультации по этому вопросу проводились и с ЦБ.

Теперь в законе «О банках и банковской деятельности» предложено прописать, что данные о счетах кандидатов «предоставляются кредитными организациями в Банк России в порядке, установленном нормативным актом» самого ЦБ. 

У него будет «право» предоставлять данные избиркомам. В законе «О рынке ценных бумаг» будет предусмотрена отчетность перед ЦБ депозитариев и регистраторов (оказывают услуги по хранению и учету ценных бумаг) в части проведения таких проверок. Запрашивать информацию ЦБ будет «посредством размещения в закрытой сети интернет персональных данных кандидатов» (ФИО и населенный пункт, где он проживает). 

По проекту закона ответ на запрос ЦБ о ценных бумагах будет обязательным.

Комментарии экспертов
Мы достаточно много лет занимаемся вопросами противодействия коррупции, в этой части были созданы соответствующие межведомственные группы. В итоге был принят закон о коррупции, также были приняты законы о подаче деклараций госслужащими и членами их семей. Поэтому, мне кажется, что законодательства, которое сегодня существует, вполне достаточно.

Понятно, что тот или иной кандидат, который собирается идти во власть и служить народу, конечно, должен быть чистым перед законом и перед своей совестью. В данном случае, когда речь идет о его доходах и расходах, очевидно, что у населения есть заинтересованность в этом: они хотят знать о своем кандидате все, и это вполне естественно. Если человек идет на госслужбу или собирается в будущем баллотироваться на государственные посты, то его прежняя деятельность должна быть прозрачна. Естественно, это накладывает на кандидатов некоторые обязательства публичности и где-то, может быть, даже нарушает их права на частую жизнь.  

Между тем, я считаю, что права и свободы граждан гарантированы конституцией, и только в рамках конституции могут приниматься соответствующие законы и подзаконные нормативные акты. А этот законопроект можно считать вторжением в частную и личную жизнь.

Я бы предложил законодателям более тщательно проработать этот законопроект, и желательно, отдать его на общественную экспертизу. И только после общественных обсуждений можно будет принимать решение по этому закону с учетом прямой нормы Конституции Российской Федерации, которую, безусловно, надо соблюдать.

По действующему российскому законодательству те чиновники, которые сегодня занимают соответствующие государственные должности, подвергнуты в том числе и таким мерам, как подача декларации. В ней они должны указывать данные о своих доходах, акциях и т.д. А что касается кандидатов, безусловно, их деятельность должна быть прозрачной, в том числе и доходы. Но я бы в данном случае избегал чрезмерного вторжения в частную жизнь.

Понятно, что такой закон будет принят, и любой человек, который хочет стать кандидатом на выборах, должен понимать, что не только согласно действующему законодательству, но и по морально-этическим нормам он должен быть открыт перед избирателем. Поэтому, если в противном случае окажется, что он дал ложную информацию, то, соответственно, веры к такому кандидату в депутаты будет мало.

Население должно знать, кого выбирает и кого избирает. В этом смысле, наверное, мы можем говорить о каких-то требованиях к кандидатам, но в то же время эти требования не должны противоречить основным пунктам конституции.

Если в ходе предвыборной кампании будет выяснено, что кандидат что-то утаил и не сообщил о каких-то имеющихся у него активах, тогда законом предусмотрено в том числе и соответствующее предписание избирательной комиссии.

Я считаю, что открытость кандидата — это очень важный элемент выборов. Но, я убежден, что она должна быть добровольной, как это происходит сейчас, когда кандидат сам предоставляет данные о себе в контролирующие структуры избирательных комиссий. Это достаточно простая информация, которая касается его лично, а не членов его семей детей и прочих родственников.

Не думаю, что проверку по кандидатам должен осуществлять Центробанк, это не его функция. Есть определенные структуры, например, ЦИК, где сам кандидат на должность в те или иные законодательные органы должен предъявить информацию, подтверждающую прозрачность своих доходов. Он должен это понимать и быть к этому готовым.

Более того, я считаю, что сам кандидат должен быть заинтересован в этом, поскольку открытость увеличивает доверие к нему избирателя, а значит и шансы быть избранным. Но при всем при этом я хочу подчеркнуть, что проверка кандидатов на государственные посты не должна идти вразрез с основным законом государства.  

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".