Цена и наценка
литературный критикВиктор ТопоровВ книжном магазине прямо возле моего дома висит объявление: «Скидка на все книги — 20 %. Скидка на новые книги — 50 %». Такого, пожалуй, еще не было. Уценяли старое, неходовое, на худой конец, прошлогоднее.
Даже на тотальной распродаже перед закрытием цена на свежий (и относительно свежий) товар держалась, что называется, до последнего.
А вот старье отдавали, случалось, за совершенный бесценок.
Но чтобы наоборот?!!
Я зашел в магазин, пригляделся к ценникам (до уценки) — вполне себе скромным по городу, да, надо полагать, по стране.
Новая книга стоит в среднем триста рублей — и платить за нее нужно теперь, выходит, сто пятьдесят.
Старая (вернее, неновая) — в среднем двести, а со скидкой — сто шестьдесят.
То есть платишь за них, грубо говоря, поровну.
Да и книги не больно-то отличаются друг от друга.
Как в бородатом анекдоте: Сколько стоит портрет Луи XIY? А портрет Луи XY?
— Оба Луя в одну цену.
Меж тем, в этом магазине (вернее, в этой сети; магазин сетевой) работают далеко не идиоты.
Цена книги в магазине складывается из отпускной издательской цены и торговой наценки.
Торговая наценка колеблется в диапазоне от 70 до 130 % отпускной цены и равняется в среднем по стране 100 процентам.
Книги с отпускной ценой в сто рублей были выставлены на продажу за двести, а сейчас эта сумма снизилась до ста шестидесяти.
Книги с отпускной ценой в сто пятьдесят продавались по триста, а сейчас продаются по сто пятьдесят.
Получается, с нулевой наценкой.
Но такого бизнеса не бывает!
А откуда вообще взялся полуторный рост отпускной цены при годовой инфляции максимум в 20%?
Ниоткуда.
Просто издателей обуяла коллективная жадность.
А откуда берутся 100% торговой наценки?
Оттуда же.
Только жадничают уже не издатели, а торговля.
То есть, вернее, жадничали.
Потому что теперь, запаниковав, отыгрывают сейчас назад.
Хотят уйти в ноль.
Торгуют себе в убыток.
Или все-таки не в убыток, а всего-навсего ориентируясь на разумную «по нашим грехам» (как выразился купец в пьесе Островского) норму прибыли?
Точно те же цифры (хотя наверняка и куда большие суммы) фигурируют в торговле CD и DVD.
Производители лицензионного товара уже во весь голос жалуются на то, что поджавшие было хвост «пираты» в последние месяцы распушили его и вот-вот распустят во всю ширь.
Ясен пень, распустят.
«Пиратское» DVD стоит сто рублей, лицензионное сопоставимого качества — минимум триста.
Получают пираты прибыль? Наваривают на ста рублях за одно DVD?
Получают. Наваривают.
Так почему «непираты» лупят с покупателя минимум триста?
Платят правообладателям?
Ну, не столько же!
Платят налоги?
А «пираты», что, не страдают от неофициальных поборов?
Так почему же триста?
А ни почему.
Всё та же жадность.
Кому из нас не доводилось, поймав «частника» на привычном маршруте, услышать, как он заламывает полуторную, а то и двойную цену по сравнению с еще вчерашней? Да еще и объясняет: бензин-то подорожал!
На сколько подорожал бензин?
И на сколько в связи с его подорожанием должна вырасти стоимость вашей поездки, допустим, на десять км? На рубль? На пятерку?
Да, но с вас-то требуют лишнюю сотню!
Требовали, так будет правильнее.
Потому что и это теперь, скорее всего, придется отыграть назад.
Если уж даже книгами начали торговать себе в убыток.
Да и печатать их (судя по коллективному плачу издателей) тоже.