Статья
803 13 мая 2010 15:32

Центр и регионы

Важнейшие информационные кампании в конце  апреля-начале мая были связаны с кадровой политикой Центра.

В начале мая завершилась подготовка к смене власти в двух регионах, которые  возглавляют губернаторы «эпохи Ельцина» - Оренбургской и Ростовской областях. На фоне обсуждения кандидатур, представленных на рассмотрение президента руководством «Единой России», в экспертном сообществе возобновилось обсуждение процесса смены поколений в составе губернаторского корпуса. Дополнительными поводами послужили новые информационные атаки на мэра Москвы Юрия Лужкова и президента Башкирии Муртазу Рахимова. Так, в СМИ появились очередные слухи о том, что на федеральном уровне уже согласованы сценарии смены едва ли не последних «политических тяжеловесов», с 1990-х гг. и по сей день претендующих на автономию в отношениях с федеральным Центром.

Глава Оренбургской области Алексей Чернышев имеет репутацию эффективного руководителя на федеральном уровне, успешно решает задачу обеспечения политической и социально-экономической стабильности и не замечен в «громких» внутриэлитных конфликтах. Положительным фактором регионального развития стало то, что в силу диверсифицированной структуры экономики со значительной долей аграрного сектора область оказалась в более выигрышном положении в условиях экономического кризиса: значительного роста социальной напряженности и угрозы дестабилизации ситуации удалось избежать. Предпосылки для ухода Чернышева с поста были связаны с длительностью его пребывания у власти (истекает третий срок полномочий, дважды он побеждал на выборах, в 2005 г. был наделен полномочиями по новой процедуре по предложению тогдашнего президента Владимира Путина) и солидным возрастом (в марте ему исполнился 71 год.

Вместе с  тем, поскольку работа действующей  администрации оценивается Центром как достаточно успешная, в Оренбургской области вероятно выдвижение на пост главы региона представителя действующей «команды» в целях поддержания политической стабильности. Руководством «Единой России» на рассмотрение президента были предложены кандидатуры Юрия Берга (глава администрации города Орска), Сергея Грачева (первый вице-губернатор Оренбургской области) и Игоря Удовиченко (главный федеральный инспектор области аппарата полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе). В описанном контексте больше шансов на «повышение» имеет Сергей Грачев, возглавляющий областное правительство.

Сценарий  преемственности может быть востребован  и при решении кадрового вопроса  в Ростовской области – стратегически  важном регионе на юге России. Губернатор Владимир Чуб руководит областью с 1991 г.: тогда он возглавил регион по указу Бориса Ельцина, в 1996 и 2001 годах выигрывал губернаторские выборы, а в июне 2005 г. прошел ранее действовавшую процедуру наделения полномочиями, досрочно поставив перед Владимиром Путиным вопрос о доверии. Ротация кадров соответствует федеральным интересам, тем более, что ранее Чуб выступал с критикой инициатив Центра (в частности, он поддержал экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева в дискуссии о возможности возвращения к прямым выборам губернаторов). Открытого недовольства работой действующей «команды» Центр не высказывал, однако в регионе наблюдается эффект «морального износа» власти, связанный с тем, что в течение долгого времен доступ к принятию решений получали лишь лояльные Чубу лица (как правило, выходцы из Пролетарского райкома КПСС, секретарем которого в позднесоветское время был нынешний губернатор).

Вместе с  тем, с точки зрения обеспечения  политической стабильности, снижения внутриэлитной конфликтности и  обеспечения «системности» электорального процесса сформированная Чубом авторитарная система власти зарекомендовала себя как эффективный управленческий механизм. В связи с этим можно прогнозировать, что при рассмотрении кандидатур на федеральном уровне преимуществом будет обладать представитель региональной элиты, хорошо знакомый со спецификой сложившейся политической и экономической ситуации и способный обеспечить устойчивость регионального развития. Президиум генсовета «Единой России» предложил на рассмотрение Дмитрия Медведева кандидатуры главы Ленинского района Московской области Василия Голубева, вице-губернатора Ростовской области Сергея Назарова и мэра Ростова-на-Дону Михаила Чернышева. В описанном контексте более вероятным выглядит выдвижение на губернаторский пост Сергея Назарова, который обладает значительным опытом управленческой работы (в том числе, в бизнес-структурах) и имеет репутацию «преемника» Чуба.

Практика  принятия кадровых решений показывает, что обсуждаемые в экспертном сообществе критерии длительности пребывания у власти и возраста глав регионов не являются «абсолютными»: в зависимости от сложившейся в конкретном регионе политической и социально-экономической ситуации возможны исключения в виде пролонгации полномочий эффективных руководителей. Однако общий курс на обновление губернаторских кадров остается актуальным, и в контексте подготовки к федеральным выборам 2011 г. можно прогнозировать, что при смене власти наиболее востребованным останется выбор в пользу представителей региональной элиты, хорошо знакомых со спецификой местного политического «ландшафта» и способных удержать ситуацию под контролем. При этом не исключено и «горизонтальное» перемещение губернаторов, показавших способность к эффективному решению поставленных задач, из одного региона в другой. Наиболее же сложным выглядит решение кадровых вопросов в национальных «ресурсоемких» республиках, таких, как Башкирия и Якутия, и в столице. В этих случаях коридор возможностей Центра, помимо объективных сложностей подбора кандидатур, ограничивается рядом дополнительных угроз дестабилизации, значение которых по мере приближения парламентской и президентской кампаний 2011-2012 гг. будет возрастать.

Оксана Гончаренко, эексперт Центра политической конъюнктуры, специально для АК

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".