Центр и регионы
Важнейшие информационные кампании в конце апреля-начале мая были связаны с кадровой политикой Центра.
В начале мая завершилась подготовка к смене власти в двух регионах, которые возглавляют губернаторы «эпохи Ельцина» - Оренбургской и Ростовской областях. На фоне обсуждения кандидатур, представленных на рассмотрение президента руководством «Единой России», в экспертном сообществе возобновилось обсуждение процесса смены поколений в составе губернаторского корпуса. Дополнительными поводами послужили новые информационные атаки на мэра Москвы Юрия Лужкова и президента Башкирии Муртазу Рахимова. Так, в СМИ появились очередные слухи о том, что на федеральном уровне уже согласованы сценарии смены едва ли не последних «политических тяжеловесов», с 1990-х гг. и по сей день претендующих на автономию в отношениях с федеральным Центром.
Глава Оренбургской области Алексей Чернышев имеет репутацию эффективного руководителя на федеральном уровне, успешно решает задачу обеспечения политической и социально-экономической стабильности и не замечен в «громких» внутриэлитных конфликтах. Положительным фактором регионального развития стало то, что в силу диверсифицированной структуры экономики со значительной долей аграрного сектора область оказалась в более выигрышном положении в условиях экономического кризиса: значительного роста социальной напряженности и угрозы дестабилизации ситуации удалось избежать. Предпосылки для ухода Чернышева с поста были связаны с длительностью его пребывания у власти (истекает третий срок полномочий, дважды он побеждал на выборах, в 2005 г. был наделен полномочиями по новой процедуре по предложению тогдашнего президента Владимира Путина) и солидным возрастом (в марте ему исполнился 71 год.
Вместе с тем, поскольку работа действующей администрации оценивается Центром как достаточно успешная, в Оренбургской области вероятно выдвижение на пост главы региона представителя действующей «команды» в целях поддержания политической стабильности. Руководством «Единой России» на рассмотрение президента были предложены кандидатуры Юрия Берга (глава администрации города Орска), Сергея Грачева (первый вице-губернатор Оренбургской области) и Игоря Удовиченко (главный федеральный инспектор области аппарата полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе). В описанном контексте больше шансов на «повышение» имеет Сергей Грачев, возглавляющий областное правительство.
Сценарий преемственности может быть востребован и при решении кадрового вопроса в Ростовской области – стратегически важном регионе на юге России. Губернатор Владимир Чуб руководит областью с 1991 г.: тогда он возглавил регион по указу Бориса Ельцина, в 1996 и 2001 годах выигрывал губернаторские выборы, а в июне 2005 г. прошел ранее действовавшую процедуру наделения полномочиями, досрочно поставив перед Владимиром Путиным вопрос о доверии. Ротация кадров соответствует федеральным интересам, тем более, что ранее Чуб выступал с критикой инициатив Центра (в частности, он поддержал экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева в дискуссии о возможности возвращения к прямым выборам губернаторов). Открытого недовольства работой действующей «команды» Центр не высказывал, однако в регионе наблюдается эффект «морального износа» власти, связанный с тем, что в течение долгого времен доступ к принятию решений получали лишь лояльные Чубу лица (как правило, выходцы из Пролетарского райкома КПСС, секретарем которого в позднесоветское время был нынешний губернатор).
Вместе с тем, с точки зрения обеспечения политической стабильности, снижения внутриэлитной конфликтности и обеспечения «системности» электорального процесса сформированная Чубом авторитарная система власти зарекомендовала себя как эффективный управленческий механизм. В связи с этим можно прогнозировать, что при рассмотрении кандидатур на федеральном уровне преимуществом будет обладать представитель региональной элиты, хорошо знакомый со спецификой сложившейся политической и экономической ситуации и способный обеспечить устойчивость регионального развития. Президиум генсовета «Единой России» предложил на рассмотрение Дмитрия Медведева кандидатуры главы Ленинского района Московской области Василия Голубева, вице-губернатора Ростовской области Сергея Назарова и мэра Ростова-на-Дону Михаила Чернышева. В описанном контексте более вероятным выглядит выдвижение на губернаторский пост Сергея Назарова, который обладает значительным опытом управленческой работы (в том числе, в бизнес-структурах) и имеет репутацию «преемника» Чуба.
Практика принятия кадровых решений показывает, что обсуждаемые в экспертном сообществе критерии длительности пребывания у власти и возраста глав регионов не являются «абсолютными»: в зависимости от сложившейся в конкретном регионе политической и социально-экономической ситуации возможны исключения в виде пролонгации полномочий эффективных руководителей. Однако общий курс на обновление губернаторских кадров остается актуальным, и в контексте подготовки к федеральным выборам 2011 г. можно прогнозировать, что при смене власти наиболее востребованным останется выбор в пользу представителей региональной элиты, хорошо знакомых со спецификой местного политического «ландшафта» и способных удержать ситуацию под контролем. При этом не исключено и «горизонтальное» перемещение губернаторов, показавших способность к эффективному решению поставленных задач, из одного региона в другой. Наиболее же сложным выглядит решение кадровых вопросов в национальных «ресурсоемких» республиках, таких, как Башкирия и Якутия, и в столице. В этих случаях коридор возможностей Центра, помимо объективных сложностей подбора кандидатур, ограничивается рядом дополнительных угроз дестабилизации, значение которых по мере приближения парламентской и президентской кампаний 2011-2012 гг. будет возрастать.
Оксана Гончаренко, эексперт Центра политической конъюнктуры, специально для АК