Статья
4 Мая 2012 22:43

Церковное ополчение

В Русской православной церкви призвали верующих не уступать давлению и активно участвовать в жизни страны.

«Нам нужно мирное ополчение православных мирян - духовное, культурное, информационное, политическое ополчение, не размахивающее мечами, не пугающее никого, но проявляющее мудрую, добрую, непреклонную, волевую силу нашего народа к возрождению, к самостоятельности, к тому, чтобы молиться, думать и действовать», - сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин  на слушаниях Всемирного русского народного собора в Москве 3 мая.

Мероприятие было посвящено Смутному времени и патриарху Гермогену, сплотившему народ на борьбу с интервентами в XVII веке.

По словам священника, у мирян особое служение, и «это служение гражданского действия».

Он подчеркнул, что сегодня миряне могут и должны участвовать в управлении государством, «и никто не имеет права лишать их такой возможности», они должны присутствовать во всех сферах жизни общества.

«Нас, наверное, еще не раз будут искушать так же, как искушали все последние месяцы, как искушали священномученика Гермогена. Нам будут пытаться подсказывать: "Не акцентируйте некоторые слова Христа, грозное предостережение Евангелия о том, что будет с грешниками, не храните больше православную традицию, которая предполагает мощное присутствие в земной реальности храма Божия"», - сказал представитель Церкви.

По его словам, православным будут предлагать отказаться «то от убранства храмов и от достойных резиденций епископов», то от активной позиции в отношении абортов, гомосексуализма, наркомании, алкоголизма, коррупции, разных нововведений вроде ювенальной юстиции, оставить от православия «только музейные ценности, а от нравственной проповеди Церкви - ни к чему не обязывающие общие слова».

«Если мы на это согласимся, пойдем на уступки шантажу, угрозам, окрикам, которые сегодня звучат, грош нам цена, и новое Смутное время будет не за горами», - сказал выступавший.

Его слова перекликаются с выступлением патриарха Кирилла, который на этих же слушания ранее заявил: «Уроки Смутного времени и его преодоления актуальны в наши дни, когда Россия подвергается похожим соблазнам и принимает соответствующие вызовы. Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, ослабление государственности, мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск спасителей за пределами России».

По его словам, противостоять этому, как и прежде, может «только единство российского общества, из которого нельзя исключать и власть».

«Это единство должно быть основано на верности нашим духовным и нравственным традициям, а значит, на Русскую церковь возлагается особая ответственность. Церковь не существует изолированно от народа, ведь православие - душа России, а разделение души и тела в нашем земном мире означает смерть», - подчеркнул патриарх.

«Сейчас, как и четыреста лет назад, от нас вновь требуют, чтобы мы не вмешивались в дела мирские. Нам говорят: не лезьте в общество со своей верой, этикой, культурой. Нам предлагают замкнуться в себе, якобы предостерегая от обмирщения. Нас предупреждают, что если мы не замолчим, то нам будет хуже, что в этом случае наши храмы будут осквернены, а иконы поруганы», - сказал он.

По словам предстоятеля, пример патриарха Гермогена, которому были посвящены соборные слушания, оставляет Церкви единственно возможный выбор.

«Этот выбор - гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться. Не должно быть ни страха, ни сомнений на этом пути, ибо защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах является неизменным долгом нашей Церкви во все времена. И в мирные тихие дни, и в дни решающего исторического выбора Русская церковь всегда была и будет со своим народом», - подчеркнул он.

Отметим, что церковь переживает сейчас непростые времена. Вроде бы нет гонений, восстановлены храмы, налажена образовательная подготовка священнослужителей, есть возможности для благотворительной и общественной деятельности, однако именно активная позиция церковного института и отдельных клириков стала, судя по всему, предметом критики со стороны некоторой части российского общества. Церкви пришлось то и дело отбивать атаки в информационном поле – то всплыла история с дорогими часами патриарха, то смаковалась судебная тяжба вокруг его квартиры в Доме на набережной.

Но настоящим испытанием стала история с панк-группой «Pussy Riot», устроивших панк-молебен на амвоне Храма Христа Спасителя – символа возрождения веры в России. То действие, которое либерально настроенные граждане называли выступлением или концертом, для верующих оказалось оскорблением. Более того, тема наказания участниц этого кощунства с церковной точки зрения, внесла разделение в ряды самих верующих. 

Тем не менее РПЦ показала свое единство, собрав 22 апреля более 50 тысяч верующих из Москвы и регионов на молитвенное стояние у храма Христа Спасителя. Здесь состоялся молебен в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени.

Однако оставлять церковную тему ряд общественных активистов, судя по всему,  не желают. Так что у верующих будет еще один повод постоять за святыни. Представители организаций, поддерживающих нынешнее руководство Московской патриархии, заявили о намерении прийти 6 мая к Казанскому собору возле Красной площади, чтобы, по их словам, помешать готовящейся там «антицерковной акции».

«Оппозиционные радикальные группы готовят очередную антицерковную акцию, шутовской псевдомолебен "против мракобесия"», - заявил порталу «Интерфакс-Религия» глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов.

Он подчеркнул, что хорошо знает духовенство Казанского собора. «Там нет ни одного священника, который бы согласился в этой мерзкой клоунаде участвовать», - сказал собеседник портала.

Он добавил, что православные выйдут на дежурство 6 мая, «чтобы пресечь кощунство законным и правовым путем».

Нечто подобное уже происходило 29 апреля, когда оппозиционеры намеревались у храма Христа Спасителя устроить молебен за отставку избранного президента РФ Владимира Путина. К месту проведения акции тогда выдвинулись несколько десятков казаков и участников Союза православных хоругвеносцев. До рукоприкладства не дошло: стороны ограничились словесной перепалкой.

От Храма Христа Спасителя в полицию были доставлены в общей сложности два человека «в целях недопущения совершения провокаций».

Так что призыв к православным собирать мирное ополчение - молиться, думать и действовать - вполне может сработать, по крайней мере, критики церкви создают для этого все условия. 

Комментарии экспертов
<p>Как мы все знаем из учебников истории, Смутное время в России началось после того, как страна была разделена на две части Иваном Грозным, выделившим среди всего населения России так называемую опричнину, то есть людей, находящихся на службе у государства и имеющих право практически на любые действия в отношении второй половины страны, так называемой земщины, а именно людей, живущих частной жизнью.</p>
<p>Многие комментаторы и эксперты говорят о том, что подобная система в течение последнего десятилетия опять стала воспроизводиться. У нас, в современной Российской Федерации люди, находящиеся на государственной службе, также получили право практически на любые действия в отношении людей, не находящихся на государственной службе. По сути, мы имеем дело с двумя разными системами права: одна система права для тех, кто работает на власть, и вторая система права для тех, кто живет частной жизнью. В этом смысле, действительно, можно считать, что после того, как эта система рухнет, начнется смутное время, как и четыреста лет назад. Но я не уверен, что Святейший Патриарх и Всеволод Чаплин имели в виду именно это. Скорее всего, аналогии со смутным временем пришли им в голову исключительно потому, что сейчас празднуется четырехсотлетие освобождения Руси от поляков, и для церковных людей это четырехсотлетие очень сильно связано с фигурой патриарха Гермогена, продолжателем дела которого православно-патриотические круги призывают стать действующего патриарха.</p>
<p>Поэтому, скорее, пассажи про смутное время все же являются красивой фигурой речи, и не свидетельствуют о том, что церковь видит угрозу наступления такого периода в России в ближайшем будущем. Впрочем, исключать нельзя, мы не знаем, как будут развиваться события действительно, мы не знаем, что будет в России после того, как вновь избранный президент Владимир Путин в какой-то момент все же решит оставить церковь.</p>
<p>Когда вся система замкнута на одном человеке, нельзя исключать, что в какой-то момент это смутное время все-таки начнется. И если в стране окажутся силы, которые смогут как-то этому противостоять, это можно будет только приветствовать.<br />
 </p>
<p>Представители церкви отличается от политиков тем, что они обычно не делают риторических заявлений. Для них нет в этом смысла. Политики должны завоевывать голоса избирателей, а церковь должна нести слово Божье. Оно абсолютно не терпит никаких вариаций. Поэтому прозвучавшие заявления церкви не могут считаться риторикой. Они должны считаться позицией церкви и это на самом деле так.</p>
<p>В самой такой позиции нет особенно ничего страшного. Она состоит в том, что церковь должна влиять на настроение всех жителей страны, на настроение мирян. Церковь несет ответственность не только за православных, но и вообще за всю страну, и пытается призвать всех жителей страны жить в соответствии с некоторыми постулатами. Это все на самом деле прекрасно и понятно. Но не очень понятно, почему это вдруг стало ясным и очевидным сейчас, а не было столь ясным и очевидным 10 или 20 лет назад.</p>
<p>Новые вызовы появились перед нашей страной? Но я не помню, чтобы, когда взрывали дома в Москве, Русская православная церковь выступала бы с призывами объединиться, провести мегасупермолебен, пройти крестным ходом по Садовому кольцу. Я не помню такого, потому что такого не было. Не припоминается, чтобы Русская православная церковь призывала растерянный русский народ православный как-то собраться перед вызовами нищеты конца 80-х и начала 90-х, перед вызовами вот этой самой террористической войны. Почему-то стали говорить о вызовах только тогда, когда в храме сплясали три девки в цветных шапках. Видимо, это для церкви - вызов, а все остальное, что происходило с россиянами, – не вызов.</p>
<p>Церковь, которая ведет себя так, она выглядит очень мелочной. Такая позиция не отвечает требованиям, которые предъявляются церкви такого масштаба. Именно поэтому я могу утверждать, что нынешнее руководство Русской православной церкви не понимает запросов общества. И всем нам остается молиться о том, чтобы нам ниспослал Бог патриарха более разумного.</p>
<p>Выступление патриарха Кирилла на слушаниях Всемирного русского народного собора в Москве было посвящено «осушению Болота». Это было самое патриотическое и самое антиоранжевое, «антиболотное» выступление. Патриарх Кирилл жестко провел параллели и обличил ту часть элит, которая торгует Родиной, которая пренебрегает ее суверенитетом, то есть, которая организовала «болотные» беспорядки. Он объявил об актуальности готовности к бою, как в Смутное время, о демагогии тогдашних преступников-интервентов, которые тоже говорили, что церковь должна замолчать и не лезть в мирские дела. Патриарх насчет этого сказал, что церковь несет ответственность за нашу страну, потому что это ее паства. Наш патриарх и церковь будут продолжать давать оценки, в том числе обличать тех, кто посягает на нашу самобытность и суверенитет.</p>
<p>Между тем, православные эксперты нашли заказчиков силы, выступающей против церкви и патриарха. Это антироссийские силы на Украине, тесно связанные с нашим «Болотом». Раньше мы предполагали, что против патриарха Кирилла выступают только представители оранжевого Болота. Теперь мы нашли факты, подтверждающие, кто конкретно (а именно - священники Юрий Шевченко и Александр Глоба) стоит у истоков публикаций нового квартирного скандала против патриарха Кирилла. Речь идет об этих представителях Ужгородской богословской академии, которая не признается Русской православной церковью. Эта богословская академия является кузницей кадров для той группировки, которая пытается оторвать украинскую церковь от Московского патриархата. Ее послы в Москве пытаются сфабриковать, так называемой «квартирное дело» и пытались замарать в этом сфабрикованном деле патриарха Кирилла.</p>
<p> </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".