Статья
3137 17 декабря 2021 18:41

Цифровая инфраструктура государства: перспективы и риски

COVID-19 продемонстрировал центральное значение цифровых возможностей для всех аспектов жизни — работы, здоровья, образования, торговли и государственного управления. Одновременно с этим пандемия выявила резкий «цифровой разрыв» внутри стран, сообществ и между людьми. По словам экспертов Центра устойчивого развития в Brookings Institution Джорджа Ингрэма и Миган Дули, цифровая инфраструктура и государственные услуги — это важные элементы государства в XXI века.

«Некоторые правительства, обладающие передовыми цифровыми возможностями и сильным политическим руководством, смогли внедрять инновации в ответ на потребности своего населения. Политическое лидерство и открытость к инновациям являются решающими факторами, способствующими цифровому развитию. Например, несколько развивающихся стран смогли эффективно отреагировать на коронавирус, используя цифровые сервисы для ускорения усилий по оказанию чрезвычайной помощи», — говорят эксперты. 

По их словам, при наличии подходящих платформ развивающиеся страны могут даже обойти некоторые развитые страны в предоставлении государственных цифровых услуг. Страны, которые в течение предыдущего десятилетия инвестировали в цифровую инфраструктуру, быстрее отреагировали на пандемию, пишут Ингрэм и Дули.

Эксперты отмечают, что пока нет окончательного определения «цифрового правительства», однако они определили шесть ключевых компонентов: цифровая инфраструктура, цифровая грамотность, цифровые данные / связь / услуги, цифровое участие, цифровые учреждения, а также цифровая безопасность и права.

«Инфраструктура информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) служит платформой, на которой строится цифровое правительство. Тем не менее существует значительный разрыв между развитыми и развивающимися странами, а также между различными регионами и социальными группами с точки зрения доступа к ИКТ», — отмечают Ингрэм и Дули.

В частности, цифровая инфраструктура не так ценна, если государственные служащие, предприятия и частные лица не знают, как получить доступ и использовать технологии. В современном мире цифровые навыки должны быть интегрированы в традиционную систему образования наряду с такими основными предметами, как чтение, письмо и математика, говорят они. 

«Цифровые навыки выходят за рамки простого понимания того, как пользоваться компьютером и получать доступ к информации в Интернете, чтобы научиться управлять данными и анализировать их. Цифровые навыки должны быть частью базового обучения с раннего возраста. В связи с постоянными изменениями в информационно-коммуникационных технологиях цифровая грамотность должна быть интегрирована в высшее образование, быть частью непрерывного образования и профессиональной подготовки для правительства, бизнеса и отдельных лиц», — отмечается в докладе. 

По мнению экспертов, цифровое участие позволяет становиться частью принятия государственных решений. Это новый механизм для демократического участия граждан и укрепления демократии. 

«Главная проблема заключается в том, что для того, чтобы цифровое участие функционировало должным образом, люди должны доверять политической системе, правительственным платформам и услугам. Такое участие делает процесс принятия государственных решений более прозрачным, а также увеличивает скорость реагирования на запросы», — говорится в публикации.

Ингрэм и Дули подчеркивают, что цифровое правительство требует сильного, устойчивого руководства, эффективной политики и нормативных актов. 

«Цифровое правительство — это не просто внедрение цифровых инструментов в существующую государственную политику и институты. Оно должно быть адаптировано и даже перестроено, чтобы соответствовать цифровым операциям. Цель не состоит в том, чтобы вся деятельность правительства осуществлялась в режиме онлайн, поскольку правительства сегодня должны функционировать как в цифровом, так и в традиционном режиме, однако и то, и другое должно эффективно функционировать и действовать в тандеме», — следует из публикации.

По словам экспертов, некоторые элементы государственного управления относительно легко автоматизировать и упорядочить, поэтому их легко перенести в цифровое пространство. Другие, в том числе те, которые предполагают преподавание, предоставление медицинских услуг, охрану правопорядка и управление, должны часто осуществляться в офлайн режиме. 

«Резюмируя, необходимо создать адекватную цифровую инфраструктуру для запуска платформ цифрового правительства, а также для доступа отдельных лиц, бизнеса и гражданского общества к этим ресурсам и их использования. Государственные служащие и пользователи должны быть грамотны в области цифровых технологий. Цифровое правительство должно быть построено как комплексная платформа, а не как отдельный департамент или услуга, основанная на общих стандартах всего правительства. Государственные информационные системы и приложения должны быть удобными для пользователя. Существующие институты и политика должны быть адаптированы для использования цифровых технологий. Системы должны быть защищены от кибератак. Однако эти не единственные компоненты эффективного цифрового правительства», — говорят Ингрэм и Дули.

По их словам, цифровое правительство способно приносить экономические, политические и социальные выгоды обществу и отдельным лицам. 

«Оно может быстро получать обратную связь от населения, а также эффективно в отдаленных районах предоставлять социальные услуги. По мере того как мир становится все более интегрированным в цифровую систему, инвестиции в цифровое правительство будут более важными, чем когда-либо», — замечают эксперты.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".