Статья
3 Августа 2017 19:48

Цукерберг пошумит: сможет ли глава Facebook стать президентом США?

Марк Цукерберг надолго остался в массовой памяти персонажем из фильма «Социальная сеть»: неразговорчивым социопатом, предающим друзей. Как бы то ни было, в последние годы создатель Facebook делает все, чтобы от этого амплуа избавиться. Игры в публичность в итоге довели Цукерберга до контактов с главным человеком избирательной кампании Хиллари Клинтон. То, о чем говорили последние полгода, все больше походит на правду: Цукерберг собирается на выборы. Но насколько реально главе социальной сети возглавить страну?

Да, оговоримся сразу: Цукерберг не раз заявлял о том, что становиться президентом не собирается. Тем не менее, оснований полагать иначе вполне предостаточно.

Поставив Facеbook на ноги, Цукерберг начал последовательно делать весьма экстравагантные публичные заявления и ставить необычные цели. В 2009 году снискавший славу обладателя дурного вкуса в одежде Цукерберг дал обещание каждый день надевать галстук. В 2013 году он обязался каждый день заводить знакомство с человеком не из штата Facebook. Дальше – больше: минимум одна прочтенная книга в неделю, 365 миль пробега за год.

Поворотный момент произошел в 2016 году, когда Цукерберг вместе с женой Присциллой Чан открыл благотворительный фонд для поиска лечения всех болезней, обещал вложить в него 99% собственных средств ($45 млрд) и начал делать заявления в духе задачи «лечить, предотвращать или контролировать все заболевания до конца текущего столетия». Правда, фонд оказался не совсем благотворительным – под этой вывеской скрывался ООО, в котором помимо благотворительности нашлось место и частным инвестициям. Впрочем, заявление о желании вылечить все болезни до конца века вполне тянуло на политическое, а фонд стал личным полигоном Цукерберга для публичной активности. 

К 2017 году состояние Facebook уже оценивалось в $55 млрд, а Цукерберг поставил цель еще более масштабную, чем предыдущие вместе взятые: объездить все штаты и познакомиться с людьми. Его постоянные фотоотчеты с разных уголков США все более напоминали классический предвыборный «чес» кандидатов за поддержкой в регионах. Сегодня американское издание Politico cо ссылкой на источник написало, что Цукерберг нанял в качестве консультанта Джоэля Бененсона. Этот человек руководил всем электоральным процессом кампании Хиллари Клинтон, а ранее был фактически правой рукой Барака Обамы. Можно представить, что Цукерберг нанял личного советника бывшего президента действительно для исследований в своем благотворительном фонде. Но даже если в назначении Беллинсона и правда, нет никакой политической подоплеки, то в любом случае оно сильно подчеркивает текущий статус Цукерберга. Кстати, к моменту следующих выборов Цукербергу будет 36. По американскому закону, президенту должно быть минимум 35.

Еще один маленький штрих к общей картине: в конце 2016 года Трамп провел конференцию с Google, Tesla, Apple, Amazon и Facebook. Цукерберг, который встречался с Обамой, Медведевым и лидерами Бразилии и Мексики, на встречу не явился. Кроме того, он поругивал Трампа в твиттере: в частности, за антииммигрантские законы.

Действия Цукерберга все больше приобретают явно электоральный характер. Отвечая на вопрос о том, чего сможет глава Facebook достичь на выборах, наиболее важно понимать сам факт восприятия Цукерберга как потенциальной политической фигуры. Это говорит о тяжелейшем кризисе традиционной модели классических политиков, когда на выборах с одной стороны демократ, а с другой – республиканец, и оба выступают с традиционной для каждой из партий риторикой. Избрание Дональда Трампа может обернуться для американцев одним из самых больших электоральных разочарований, но оно стало окончательным крушением этой модели и вступлением в новую эпоху, где ярко выраженные демократы и ярко выраженные республиканцы уже не в цене. Дональд Трамп – не республиканец в традиционном понимании этого слова и даже не политик: на общем политическом поле он смотрелся насколько инородным телом, настолько свежим лицом: выбирая Трампа, выбирали в первую очередь перемены как самоцель.

Трамп и Цукерберг, несмотря на все свои противоречия – поколенческие, ценностные, интеллектуальные и другие – похожи. Забавно и показательно, что их объединил Facebook. Именно недооценка маркетингового потенциала соцсети во многом и стоила Хиллари победы: пока Клинтон использовала более традиционные методы агитации, сам Трамп сделал ключевую ставку на Facebook – и выиграл. Таким образом, у Цукерберга уже по умолчанию есть самый мощный электоральный инструмент текущего момента и безусловная информационная власть. Осталось лишь конвертировать эту информационную власть в политическую, и Цукеберг лишь в начале этого пути.


  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".