Статья
17 Августа 2012 14:30

Ты кто такой?

Социологи констатируют, что уровень поддержки лидеров протестного движения достиг своего максимума, их популярность перестала расти. Большинство же россиян вообще не знают кто это такие.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) представил данные своего опроса, посвященного лидерам протестного движения. Из цифр следуют две главные тенденции: уровень поддержки оппозиционеров достиг своего максимума и перестал демонстрировать рост. Второй неутешительный для оппозиционеров факт – большинство респондентов, опрошенных социологами, по-прежнему не знают лидеров оппозиции.

Итак, согласно августовским данным, наиболее популярным оппозиционным политиком, опрошенные назвали Михаила Прохорова. 32% относятся к нему положительно, 28% отрицательно, 13% не знают, кто он такой. Второе место у Алексея Кудрина (24%, 10%, 39% соответственно). Примечательно, что двумя месяцами ранее, в июне, у него были практически идентичные показатели – 25%, 11%, 39%. Тройку замыкает Ксения Собчак – персона с самым высоким антирейтингом – 22%, 53%, 7% (в июне – 20%, 52%, 8%).
 
В середине списка – Владимир Рыжков (14%,12%, 55%), Илья Яшин (9%, 5%, 73%). Далее следует Алексей Навальный – 8%,12%, 63%, следом – Сергей Удальцов (7%,14%, 63%), Геннадий Гудков (6%, 10%, 70%), Дмитрий Быков (6%, 3%, 79%), Евгения Чирикова (3%, 6%, 79%), Эдуард Лимонов (3%, 26%, 58%). Замыкает список Илья Пономарев, к которому положительно относятся 3% респондентов, 5% - отрицательно, а 79% не знают, кто он такой.
 
Следует оговориться, что динамику рейтингов трех фигурантов этого опроса – Михаила Прохорова, Владимира Рыжкова и Ильи Пономарева – проследить невозможно, поскольку ФОМ не включал их свой июньский опрос. Но даже этот момент представляется малосущественным, если взглянуть на других фигурантов списка.
 
Выходит, что наибольшей популярностью пользуются те политики, которых можно отнести к умеренному оппозиционному крылу. Ни Прохоров, ни Кудрин не делали в последнее время резких и частых заявлений, но имеют устойчивый, пусть и низкий авторитет, поскольку большинству они по-прежнему неизвестны. Те же оппозиционеры, которые оседлали информационную волну и появляются в СМИ чуть ли ни ежедневно, не заслужили доверия и симпатий большинства россиян. Примечательно, что первый июньский замер делался на исходе активной фазы непростого политического сезона, когда медиа уделяли немало внимания оппозиции. Но и этот факт не смог переломить ситуацию в их пользу.
 
Опосредованно социологи также развенчивают миф, который пестует Алексей Навальный, предпринимая попытки электоральной экспансии посредством собственного блога. Так, он заявляет, говоря о своих акциях, что листовки по той или иной инициированной им теме скачаны сотни тысяч раз и распространены по разным регионам страны. Социологи ФОМ используют репрезентативную выборку (в ходе последнего опроса были опрошены 1500 респондентов в 100 населенных пунктах 43 субъектов РФ), прямо говорящую о том, что популярность Навального крайне низка. Из этого следует, что его способ повысить собственную узнаваемость через различные Интернет-проекты либо неэффективен, либо блогер лукавит, говоря о сотнях тысяч скачиваний своей агитпродукции. Впрочем, в этом случае представляется возможным говорить о симбиозе этих факторов.
 
Не помогла оппозиционерам, судя по августовским цифрам, и экспансия лидеров протестного движения в регионы. Многие из них – Гудков, Пономарев, Удальцов, Собчак - отправлялись в субъекты федерации. Но данные говорят о том, что завоевать популярность на периферии у них не вышло – антирейтинг у них все равно выше уровня поддержки.
 
Главная же проблема оппозиции заключается в том, что респонденты не знают лидеров протеста. С такой популярностью и узнаваемостью они остаются выразителями локального протеста, сосредоточенного в пределах крупных городов. По этой причине крайне вероятным представляется следующий осенний сценарий возобновления протестной активности. На призыв поддержать протест, обращенный к широким массам, оппозиционеры вполне могут получить ныне популярный и в этом случае резонный вопрос: «Ты кто такой?». И, само собой, завершающую фразу: «Давай, до свидания!».
 
Ефим КУЦ
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".