Комментарий
2373 6 августа 2015 14:20

У ПАРНАСА была успешная избирательная кампания

Борис Кагарлицкий политологБорис Кагарлицкий

Борис Кагарлицкий
политологБорис Кагарлицкий
ПАРНАС готовится к митингу, чтобы протестовать против снятия с выборов. Эксперты считают, что успеха Болотной им сейчас не повторить. Да и сами оппозиционеры делают ставку только на пиар. И в этом они преуспели. Директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий считает, что в этом плане для оппозиции избирательная кампания была предельно успешной.

«Для «несистемщиков» эта избирательная кампания была предельно успешной. И закрепила этот успех именно власть – тем, что отказала в регистрации. Вопрос не в том, плохо или хорошо они собирали списки: в интересах власти при сложившихся обстоятельствах надо было бы с ПАРНАСа, что называется, пылинки сдувать. На реальном электоральном поле, если бы люди действительно голосовали за оппозицию, в Калуге избрали бы, может быть, одного депутата, в Новосибирской области – двух депутатов. И что? Было бы просто наглядное доказательство слабости оппозиции и неспособности стать электоральной альтернативой. С другой стороны, показали бы демократизм российской власти, которая всех допустила до выборов.

В итоге власть, наоборот, превратила эту проблему в общегосударственную, фактически общенациональную. То есть то, что было в лучшем случае вопросом одного или двух избирательных округов в трех- четырех провинциях, стало общенациональным политическим вопросом. Это подарок, который власть сделала оппозиции, причем конкретно партии Навального, потому что ПАРНАС теперь фигурирует как некая сила, которую боятся на федеральном уровне. Уровень узнаваемости и уровень популярности, по крайней мере, на информационном поле вырос в разы.

В результате ПАРНАС выиграл свою избирательную кампанию, даже ее толком не начав. Потому что все то, чего они могли добиться этой кампанией, они уже получили – при том, что выборы еще не состоялись.

Они получили узнаваемость, популярность, возможность пропагандировать свои идеи. Как ПАРНАС вел информационную кампанию: не ставили перед собой целью взять большинство мест в законодательном собрании Калужской области (это даже не воображалось), а на самом деле реальная политическая их задача состоит в информационной и пропагандистской кампании. Они сейчас должны просто идти и избиркомам дарить конфеты, цветы, лобызать их и т.д.

Насколько я понимаю, администрация президента в Москве намеревалась допустить «несистемщиков» к выборам. Но местные администрации решили, что им будет удобнее и безопаснее оппозиционеров убрать. В условиях общенациональных думских выборов, скорее всего, это им не позволят, поскольку регистрация списков будет идти все-таки федеральная.

Федеральные начальники хотели все-таки провести выборы относительно по-честному и посмотреть, что получится, а местные региональные начальники им этого не позволили. Что опять же показывает, какова природа современной российской власти – когда президентская администрация от своих же собственных назначенцев не может добиться выполнения собственных указаний.

Будет ли такая же стратегия на думских выборах? Я вообще не уверен, что у нас можно прогнозировать думские выборы. В любом случае, до этого все вопросы будут решены совершенно по-другому, и не исключено, что их будут организовывать, может быть, даже другие люди.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".