Статья
9437 18 июля 2009 14:17

У Третьяковки будет новый директор

Гендиректор Третьяковской галереи Валентин Родионов освобожден от занимаемой должности, сообщили в Минкультуры.

«Сегодня министр культуры подписал приказ о расторжении контракта с В.Родионовым. С 19 июля гендиректором становится Ирина Лебедева», — сказала в субботу «Интерфаксу» советник министра Наталия Уварова.

Сам  В. Родионов назвал «логичным» приказ министра освободить его от занимаемой должности и заявил, что не намерен его опротестовывать.

«Это нормально, я ничего особенного тут не вижу, к этому все давно шло», — сказал он в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В начале весны министр культуры РФ Александр Авдеев заявил «Интерфаксу», что еще в начале года достиг договоренности с В.Родионовым о его уходе на пенсию. «Валентин Алексеевич давно знал, что должен уйти на пенсию — у него запенсионный срок. Мы с ним договорились еще в начале года о его выходе на пенсию», — сообщил А. Авдеев.

По его оценке, гендиректор достойно проработал в Третьяковской галерее, и на общем собрании работников музея, когда В. Родионова будут провожать на пенсию, министр планировал вручить ему благодарность президента.

Однако спустя некоторое время В. Родионов заявил, что его уход на пенсию не является добровольным. Как отмечалось в заявлении В. Родионова, 1 марта министр культуры РФ вызвал его к себе и сказал, что главе Третьяковской галереи нужно уйти на пенсию. «На мой вопрос: „Я плохо работаю?“ — министр ответил, что по работе ко мне замечаний нет, — отмечает В. Родионов. — Более того, недавно президент РФ Д.Медведев своим распоряжением объявил мне благодарность за большой вклад в развитие музейного дела».

По его словам, члены директората и ученого совета Третьяковской галереи направили письмо главе Минкультуры с просьбой оставить В. Родионова на посту директора галереи. «Это письмо осталось без ответа», — отмечал В. Родионов.

1 июня стало известно, что временно исполняющим обязанности гендиректора Третьяковской галереи в связи с болезнью В. Родионова назначена его заместитель Ирина Лебедева.

Сама  И. Лебедева рассказала тогда же «Интерфаксу», что разговоры о запланированной на 1 июня отставке В. Родионова велись давно. «По этому поводу делались официальные заявления министерства культуры. Сегодня, как я понимаю, позиция осталась та же», — сказала она, добавив, что решение об отставке В. Родионова связано с его возрастом.

Кроме того, И. Лебедева сообщила, что если произойдет смена в руководстве музея, Третьяковка, по всей вероятности, изменит концепцию деятельности, которая, не разрушая успехов, достигнутых коллективом галереи за последние годы, будет содержать «инновационные идеи и способы работы с материалом».

«Речь идет о каких-то проектах, об улучшении работы с нашими посетителями, которых мы должны воспринимать как любимых гостей, ждать и привлекать как можно больше посетителей и дать возможность людям, которые до этого не посещали Третьяковскую галерею, прийти и провести время с удовольствием», — сказала И. Лебедева.

Он подчеркнула, что кадровые перестановки не помешают любителям искусства любоваться шедеврами из собрания Третьяковской галереи.

Комментарии экспертов

Главная история связана не с тем, что Родионова уволили, а с тем, как он стал директором Третьяковки. Он по профессии строитель, не слишком в искусстве понимающий.

И когда много лет тому назад ремонтировали и реконструировали здание на Лаврушинском (это было лет 12 назад), было принято решение (вполне возможно, что тогда правильное), что на время строительства во главе Третьяковки должен стоять строитель, который сможет завершить, наконец, этот «долгострой».

Он и стал директором, пока все строилось. Он получил достаточно сильную политическую поддержку Лужкова. И, собственно говоря, то, что он так долго оставался директором Третьяковки — это нонсенс. Когда он приезжал на какие-то международные медийные события — это был наш позор, потому что, в принципе, директор музея — это важная фигура, а он — человек просто невежественный.

Поэтому я считаю, что его должны были уволить давно. То есть нонсенсом это не является. Проблемой является то, что это сделали так поздно, а не сразу после того, как закончилась реконструкция Третьяковки.

Проблемы в Третьяковке тоже есть, но это уже второй вопрос. Назначение Лебедевой никаких проблем не решит. Этот человек хоть и приличный, искусствовед, она не очень самостоятельная, и вряд ли стоит ожидать каких-то больших перемен.

То, что В. Родионов «не жилец» и то, что его активно «уходят» культурная общественность знала уже давно. Случай Родионова — пример редкой ситуации, когда и «низы» и «верхи» были солидарны — культурный и научный уровень директора главного национального музея не соответствует его статусу. Назначение  В. Родионова, к которому как к крепкому хозяйственнику, поставленному для проведения реконструкции ГТГ, нет и не может быть никаких претензий, состоялось, когда первоочередной задачей выживания музея была затянувшаяся реконструкция, лишившая зрителей главных шедевров отечественного искусства на долгие годы.

Теперь реконструкция закончена и музей должен функционировать так, как международно признанная и авторитетная художественная институция, чему, как убежден не только министр культуры, бэкграунд завхоза только мешает. Сможет ли новый директор ГТГ Ирина Лебедева быть на высоте положения — покажет время, однако, уже сейчас очевидно, что ситуация в связи с уходом В. Родионова выравнивается. Вот, скажем, Большим театром, в эпоху его тотальной реконструкции, руководит «крепкий хозяйственник» и мы видим к чему это приводит на творческом уровне: театр пребывает, мягко говоря, не на подъёме. Интересно, конечно, что станет с главным театром страны, когда многострадальная реконструкция, наконец, закончится?

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".