Статья
2444 5 декабря 2016 12:02

Убрать прокурора – помочь президенту

Синие мундиры стоит окончательно лишить функции надзора за следствием, дабы они касались результатов его работы исключительно в суде в качестве государственных обвинителей.

Сейчас прокуратура номинально проверяет законность в сфере предварительного расследования, по факту же, с 2007 года, после выделения из неё собственных следственных подразделений, это полномочие носит бутафорский характер – прокурор не может дать указаний, обязательных к исполнению или отменить незаконное решение, а значит, сколько бы таковых он ни выявил, следователя ничего исправить он не заставит.

Конечно есть механизм, как доказать свою правоту - вернуть дело на доследование, не утвердив обвинительное заключение. Но до этого момента прокурор как школьный учитель и классный хулиган, которому можно бесконечно делать замечания, а выпороть запрещено. 

Впрочем, чаще государево око, отнесённое к стороне обвинения, действует в едином корпоративном духе со следствием, которое согласно УПК является тем же обвинителем. Нередко это - результат коррупции или круговой поруки, поскольку хороших прокуроров не хватает.

На практике такой симбиоз приводит к тому, что надзор сводится не к защите прав граждан, пусть они и фигуранты уголовных дел, а к выявлению и исправлению «косяков» в этих делах. То есть, вместо того, чтобы признавать какие-то доказательства недопустимыми или констатировать недоказанность вины, прокуроры откровенно зачищают материалы, по которым им затем нужно выступать в суде, давая возможность следователям переписать черновик на чистовик! 

Особо цинично в этой связи выглядят рассмотрение жалоб защиты: добиться справедливого решения по ним не грозит - изложенные доводы используются, как инструкция к работе над ошибками! Поэтому опытные адвокаты до суда стараются обвинению не помогать.

Абсурдно? Не то слово. 

Если же дела начнут поступать в суды в том виде, в котором их оформили следователи, прокурор будет лишён реальной возможности подыграть. Вкупе с тем, что основной его функцией всё же является контроль за соблюдением прав граждан и законов, при подобных условиях ему будет гораздо проще отказываться от обвинения и повышать свою аппаратную значимость.

Но пока что синий мундир накрепко связан с позицией следователя, поскольку подписывая обвинительное заключение, он соглашается со всем, что есть в уголовном деле, а значит отступаться не может, ибо это обнаружит его некомпетентность. 

И получается, что даже, если государственный обвинитель реально придёт к выводу, что человек не виновен, он всё равно будет гнуть генеральную линию системы, разводя после приговора руками – «вы же понимаете, что мне никто не позволил бы» или «ну, судья же не оправдал, хотя мог»… 

Да, да я всё понимаю! 

И потому твёрдо уверен, что престиж прокуратуры следует сохранить, полностью убрав её из надзора за следствием, которое собственно и должно отвечать за свои огрехи. В противном случае очередные инициативы президента, направленные на защиту от заказных уголовных дел, обречены, и никаких гарантий справедливости, как было особо отмечено в послании Федеральному собранию, России не видать.

Вадим Багатурия, специально для «Актуальных комментариев»

____________

Читайте также:

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".