Статья
5 Октября 2011 15:26

Учителям обрисовали перспективу

<p><strong>В День учителя, широко отмечаемый  в России, президент Дмитрий Медведев приехал в Московский планетарий, где проходил финал конкурса «Учитель года России – 2011».</strong></p>
<p><strong>На встрече с учителями глава государства поднял к обсуждению такие темы как оплата труда преподавателя, финансирование школ, появление федерального цифрового телеканала, адресованного школьникам и педагогам.</strong></p>
<p>Пенсии преподавателей будут увеличиваться, но не одномоментно, а с учетом общей экономической ситуации, пообещал президент.</p>
<p>Комментируя пожелание одного из учителей, чтобы социальная защищенность преподавателей была бы больше, президент подчеркнул, что пенсии «уже серьезно отличаются от 5-7-летней давности, но они все равно небольшие». «Будем увеличивать пенсии, но не одномоментно, а с учетом общей экономической ситуации», - заверил глава государства. <br />
<br />
«Значит, перспектива есть?», - спросила преподаватель.<br />
<br />
«Конечно, есть, - ответил Медведев. - Если не наступит глобальный экономический коллапс и не будет самых плохих сценариев, она (перспектива), конечно, есть», - добавил глава государства.<br />
<br />
Он также напомнил о принятом ранее решении о доведении зарплат преподавателей до уровня средних по региону. «Почти в половине регионов - в 44 - решение о доведении зарплат учителей до среднерегиональных исполнено, в 38 будет исполнено в течение ближайшего года, но уже проведено увеличение на 30%», - сказал Медведев.<br />
<br />
«Не волнуйтесь, все будет в порядке, я уверен, что мы сможем это сделать», - пообещал глава государства.<br />
<br />
Он подчеркнул, что «учительский труд особый, он сложный и за него мало платят».<br />
<br />
<strong>«Поэтому нужно было сделать так, чтобы плата была сопоставима со средней региональной, сейчас мы почти этого добились, в следующем году, когда встретимся, все будет нормально», - подчеркнул президент.</strong><br />
<br />
При этом он отметил, что «молодым педагогам нужно понимать, что они молодые педагоги и не рассчитывать, что у них будет сразу профессорская зарплата».<br />
<br />
«Я тоже был молодым преподавателем, и у меня была зарплата в университете порядка 7 долларов», - рассказал Медведев.<br />
<br />
«Молодежь должна понимать, что у них все впереди, как себя зарекомендуешь, так тебя и будут воспринимать», - сказал он.<br />
<br />
«То же самое касается жилья. Невозможно представить, чтобы сразу давали квартиру, хотя в некоторых случаях это необходимо. Например, на селе нужно сделать так, чтобы и региональные руководители, и работодатели, и местные крупные предприятия постарались предоставить молодым специалистам - учителям и врачам квартиру сразу, сначала служебную, а потом условия для ее выкупа», - отметил глава государства.</p>
<p><strong>Медведев также поручил министерству образования продумать новые нестандартные варианты поддержки школьных преподавателей.</strong><br />
<br />
Дмитрий Медведев отметил, что, помимо уже существующих грантов, должен появиться «набор инструментов» помощи лучшим учителям.<br />
<br />
«Я за то, чтобы система грантов совершенствовалась, была максимально адресной и включала не только премии, но и другие инструменты, например, образовательные кредиты для тех педагогов, которые добились серьезных результатов. Как это сделать - пусть подумает министерство образования», - сказал Медведев.<br />
<br />
По его словам, министерству «нужно подумать вместе с регионами над тем, чтобы набор инструментов, позволяющих поддержать талантливых педагогов, был более широким». «Он должен включать не только стандартные гранты, но и кредиты, другие формы займов», - сказал глава государства.<br />
<br />
Вместе с тем Медведев отметил, что система грантов педагогам, которая начала действовать в рамках национального проекта «Образование», уже дает свои результаты. «Раньше всем (финансирование) размазывалось тонким слоем, а теперь есть возможность получить весомый грант. Мне такой подход казался абсолютно правильным», - сказал глава государства.<br />
<br />
В то же время президент отметил, что бюджетное финансирование школ в одном регионе не должно существенно различаться.<br />
<br />
Участвовавший во встрече мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о том, что в столице сложилась парадоксальная ситуация, когда подушевое финансирование в разных школах города различалось в разы - от 60 до 180 тысяч рублей на одного ученика. <br />
<br />
Собянин отметил, что «в результате этот процесс вышел из-под контроля, в разы стала отличаться и зарплата педагогов».<br />
<br />
По оценке мэра, при таком положении дел одна половина учащихся в Москве «получала образование одного качества, а другая - совершенно другого».<br />
<br />
Собянин сообщил, что сейчас московские власти стараются выправить эту ситуацию за счет дополнительного финансирования тех школ, которые раньше недополучали средства. <br />
<br />
Президент согласился с тем, что финансирование «школ, находящихся рядом и практически не отличающихся друг от друга, не должно существенно различаться». «Зарплата учителя должна быть, конечно, разной - в зависимости от способностей, стажа, заслуг. Но это должно решаться внутри самой школы», - подчеркнул президент, добавив, что такие решения должна приниматься внутри педагогического коллектива.<br />
<br />
<strong>Говоря о финансировании образовательных учреждений,  президент высказался за создание частных фондов поддержки отечественных вузов и школ и пообещал продвигать эту инициативу.</strong></p>
<p>«У меня давняя мечта - чтобы у наших школ, университетов были полноценные фонды поддержки. В целом, я считаю, что дорогу для бизнеса в наши школы нужно открыть максимально широко», - сказал  Дмитрий Медведев.</p>
<p>Глава государства отметил, что эта практика широко распространена за рубежом. «Во всем мире создаются так называемые эндаументы, куда бывшие выпускники, успешные люди вкладывают деньги», - сказал он, отметив, что во всех учебных заведениях есть выпускники, «которые так или иначе успешны».<br />
Президент подчеркнул, что сегодня «есть разные способы финансирования школьных затрат, иногда на грани закона». «А нужно, чтобы в школах не просто деньги тянули из родителей, а чтобы для целей развития создавался специальный фонд», - считает он.</p>
<p>Вместе с тем президент подчеркнул, что «основное бремя финансирования общего образования будет всегда за государством, так устроен мир». «Далеко не все школы могут быть привязаны к каким-то компаниям или вузам, таких школ меньшинство», - отметил президент.</p>
<p>На встрече с президентом лауреаты конкурса «Учитель года России-2011» предложили создать новый образовательный телевизионный канал. Глава государства напомнил, что в ближайшие годы Россия перейдет к цифровому телевидению, что позволит каждой семье смотреть бесплатно до 30 различных телеканалов. «Может быть, действительно подумать над созданием компетентного образовательного канала, но он должен быть нескучным», - сказал Дмитрий Медведев.</p>
<p>Он рассказал, что «вечером перед сном» просматривает различные телеканалы и насчитал порядка 20 относящихся к общеобразовательным. «Они сами по себе интересны, но педагогических вещей нет», - оценил Дмитрий Медведев. Он уверен, что, если создавать специальный образовательный канал, то он должен быть рассчитан и на педагогов.</p>
<p>Президент также вспомнил, как выглядел образовательный канал советского телевидения: «Дяденька в очках и костюме нудным голосом часами что-то рассказывал у доски». Глава государства уверен, что подобных программ на современном телевидение быть не должно. «Это должно быть интересно, правильным образом упаковано», - посоветовал глава государства.</p>
<p>Пока же нет образовательного телеканала, глава государства рекомендовал министру науки и образования Андрею Фурсенко размещать в сети Интернет видеозаписи наиболее интересных уроков лучших педагогов страны.</p>
<p>Отметим, что победителем конкурса «Учитель года-2011», стал 35-летний учитель биологии из Липецкой области Алексей Овчинников. </p>
Комментарии экспертов
<p>Безусловно, поощрительные меры – повышение зарплат, льготы - всегда воспринимаются положительно. Понятно, что данные меры направлены на то, чтобы решить главную задачу - привлекать молодые перспективные кадры в сферу образования. Конечно, в этой области на региональном уровне ситуация складывается неоднозначная. Наиболее благоприятно все предпринимаемые в последнее время инициативы сказываются на крупных городах. В сельской местности, к сожалению, многие школы находятся в плачевном состоянии. Например, на Дальнем Востоке, где наблюдается миграция населения, проблема школ стоит очень остро. </p>
<p>Поэтому важно, что центр, стараясь поддержать всю систему образования, делает акцент на регионах. Важно не допустить, чтобы отток кадров продолжался. Известно, что последние десятилетия была устойчивая тенденция по оттоку кадров из регионов. Поэтому поощрительные меры материальные, конечно, - востребованы, и такие меры, надеюсь, смогут переломить эту тенденцию в перспективе. </p>
<p>Что касается создания фондов и участия бизнеса в образовании, то хочу отметить, что есть уже некие прецеденты на сегодняшний день - Фонд Потанина, который работает с образовательными проектами. Пока это, конечно, - исключение. Но в целом, учитывая мировую практику (в западных странах очень много вложений делается именно частными инвесторами в образовательную сферу), расширение участия бизнеса у нас в этой отрасли вполне возможно. </p>
<p>Бизнес, по идее, может быть заинтересован в том, чтобы готовить специалистов не только для высшей школе, но начинать это надо уже со средней школы. Эта модель себя оправдывает, если мы посмотрим на опыт других стран.</p>
<p>Мне кажется, что сегодня отечественный бизнес готов откликнуться на подобную инициативу. Может, не все бизнесмены готовы сами подключиться к реализации этой идеи, но при поддержке региональных властей создание фондов, которые будут поддерживать школы – вполне возможно. </p>
<p>В принципе опыт работы с бизнесом у региональных властей имеется, реализуются различные социальные программы. Здесь показателен опыт Норильского никеля и Красноярского края, в Кемеровской области при активном участии с Амана Тулеева угольные компании реализуют много социальных программ. Так что образовательная сфера может пополнить существующие проекты. </p>
<p><span class="Apple-style-span" style="color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial; ">Без повышения зарплат  учителям, без создания условий, чтобы у преподавателя не было необходимости искать дополнительную работу, чтобы прокормить себя и семью, невозможно никакое реформирование образовательной системы. Учитель должен чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне, чтобы отдавать себя детям, которых он учит. </span></p>
<p><span class="Apple-style-span" style="color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial; ">На мой взгляд, со временем людей, которые будут вкладывать в образование, станет больше. Сегодня тоже  многие бизнесмены помогают образованию. Сейчас важно создать такой механизм, который позволит более активно бизнесу участвовать в образовательных процессах. Люди, которые фактически выступают с благотворительной образовательной программой, должны иметь доступ  к отчетам об истраченных средствах, видеть результаты своих инвестиций. Нужны и  налоговые льготы для меценатов. Тогда их число в сфере образования будет увеличиваться. </span></p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Относительно внедрения современных технологий в школах, могу сказать, что конкурс «Учитель года» продемонстрировал, что методики с использованием новых информационно-образовательных ресурсов внедряются. Все участники конкурса показали, что в реальности используют электронные доски, интернет, современные методики. Учитель сегодня активен и открыт по отношению к новым технологиям. Есть понимание, что новые технологии для наших детей более интересны, чем те, которые использовались 20-30 лет назад. Именно новые технологии способны сделать учебный процесс более интересным для ребенка.</p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Мне кажется, что формулировка Дмитрия Медведева о том, что образовательный канал не должен быть скучным – очень важна. Сегодня распространено мнение, что процесс получения знаний утомителен. Однако без новых технологий, без пробуждения интереса у подрастающего поколения невозможно дать им даже образовательный минимум. Конечно, возможно сделать интересный образовательный канал.  Подтверждение тому – канал «Культура». Образовательная тематика там подается интересно и ярко.  </p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Так что идею образовательного канала вполне можно осуществить. Но для этого нужна, конечно, определенная концентрация усилий и выработка стратегии. Дело в том, что если этот канал попробуем сделать коммерчески успешным, то мы получим пробелы с образовательными программами. Мы в таком случае можем получить еще один проект, в котором будет развлечение, не будет скучно, но мало чему можно будет научиться. На мой взгляд, совместить коммерческий канал с задачами школьного или любого другого образования – это задача неподъемная, невозможная, не решаемая. Надо сразу о ней забыть. </p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Полагаю, государство или иные структуры, которые за это возьмутся, должны будут делать долгосрочные инвестиции не в то, чтобы канал этот окупился завтра. Они должны понимать, что при помощи такого канала помогут реализоваться людям, которые принесут славу стране. Если найдутся люди, которые так поставят вопрос, тогда у этой инициативы будет успех. </p>
<p style="margin: 0.0px 0.0px 16.0px 0.0px; line-height: 15.0px; font: 12.0px Arial; color: #757575">Важно подобрать и людей, которые будут работать на таком канале. Их передачи, лекции или уроки должны быть интересными, актуальными, завлекательными. В этом смысле, конечно, нужно искать людей с преподавательским даром. А для этого надо, в том числе, и возвращать престиж к профессии. Конечно, для этого очень важно поднять зарплаты, дать льготы преподавателям. Но, на мой взгляд, необходим комплекс мер. Если у нас народ будет видеть, что почет и благополучие не у самых пронырливых, а у самых образованных, профессия преподавателя станет престижной. Если завтра на работу не будут брать необразованного человека, то послезавтра он почешет репу и пойдет учиться. Если уважение будет не только к тем, у кого есть деньги, то образованные люди будут в цене. Это политика государства. Поэтому, одним повышением зарплат учителям и преподавателям здесь делу не поможешь. Просто необходимо, чтобы в жизни успеха добивались не богатые, не блатные, а образованные.  </p>
<p><span class="Apple-style-span" style="color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial; ">Что касается того, чтобы бизнес пришел в образование, то здесь тоже многое зависит от государственной политики. Надо откорректировать налоговую систему, о чем говорил, кстати, премьер-министр. Вот тогда будет порядок, тогда олигархам будет выгодно вкладываться в образование, а не только на покупку чернокожих футболистов себе в команды.</span> </p>
26 Мая 2016 Общество
Половина госпрограмм признана неэффективной
 Половина госпрограмм признана неэффективной Премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает делать откровенные признания. Несколько дней назад глава правительства в ходе рабочей поездки в Республику Крым заявил, что на индексацию пенсий в бюджете нет денег. Теперь наступила очередь государственных программ.
24 Мая 2016 Общество
Проблема пенсий в Крыму выдумана
 Проблема пенсий в Крыму выдумана В ходе визита премьер-министра России Дмитрия Медведева в Крым жители Феодосии пожаловались главе правительства на маленькие пенсии. Медведев сообщил, что денег пока нет. Власти Крыма подчеркивают, что выплаты на полуострове такие же, как и по всей России.
26 Апреля 2016 Экономика
Медведев не знает, как остановить спад экономики
 Медведев не знает, как остановить спад экономики Ситуация в экономике далека от идеальной, чиновники сообщают об этом постоянно. Темпы роста в целом по российской экономике остаются отрицательными, спад ВВП за первые три месяца текущего года составил 1,4%. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на расширенной коллегии Минэкономразвития.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".