Статья
1044 5 мая 2010 10:33

Ударить сверх возможностей

С 1990 годов внешняя политика Великобритании определяется принципом «ударить сильнее своих возможностей» («to punch above its weight»). Его сформулировал в ходе одного из выступлений глава Форин-офис в консервативных кабинетах Маргарет Тэтчер и Джона Мэйджора Дуглас Хард. Несмотря на последовательное уменьшение удельного веса в мировой экономике, сокращение численности вооруженных сил и их территориального присутствия, опираясь на данный функциональный приоритет Соединенное Королевство продолжает оставаться в числе ведущих мировых держав. Ставка на многосторонность (мультилатерализм) и гибкую дипломатию, активное развитие межгосударственного партнерства и взаимодействия, в том числе внутри ЕС, умелое использование исполнительных механизмов наднациональных институтов и поддержание традиционных связей с такими странами как США и Канада, позволяет Британии активно воздействовать на формирование мировой повестки дня и мотивации международного сообщества. Практическая реализация идеи «ударить сильней своих возможностей» обеспечивает Лондону уверенное присутствие в клубе наиболее влиятельных субъектов глобальных политических процессов.

Верность принципу punching above our weight, хотя и с рядом особенностей, демонстрируют в ходе избирательной кампании-2010 и три ведущие партии королевства. В понимании правящей Лейбористской партии Великобритании (ЛПВ), Консервативной партии и Партии либеральных демократов (ПЛД), идея Дугласа Харда не утратила своей актуальности для политических реалий 2010-х годов. Экономический потенциал королевства, являющийся «материальной» основной её внешней политики, продолжает уменьшаться, особенно по сравнению с возможностями новых экономических лидеров (таких как Китай, Индия, Бразилия и Россия). По прогнозу британского Центра экономических и бизнес исследований, уже к 2015 году королевство покинет десятку ведущих экономик мира, уступив не только странам БРИК, но также Франции и Италии. И этот факт, несмотря на серьезность возможностей британской армии, с 1991 года практически без перерывов участвующей в конфликтах разной интенсивности по всему миру, рассматривается как главное условие для следования курсу 1990-х. Принцип «ударить сильнее своих возможностей» останется главной аксиомой поведения Лондона на мировой арене после выборов 6 мая, вне зависимости от того, какая партия придет к власти. Он продолжит обеспечивать «активную и вовлеченную внешнюю политику» (active and engaged foreign policy) Соединенного Королевства, сохраняя его ответственное присутствие в пуле ведущих мировых держав.

Для консерваторов, как наиболее вероятных претендентов на победу в ходе всеобщих парламентских выборов, идея to punch above its weight означает последовательное возвращение к «самобытной» британской внешней политике. Она основана на рациональном и взвешенном поведении на мировой сцене в духе 19-20 веков. В выстраивании контактов со всеми влиятельными международными субъектами тори предлагают исходить из «просвещенных» национальных интересов. Так, «особые» отношения с Соединенными Штатами должны в их понимании быть «прочными, но не рабскими». А диалог с Европейским союзом необходимо строить по принципу «быть в Европе, но не управляться ею». Консерваторы исходят из необходимости диверсификации действий королевства во внешней среде, её выход «за пределы» Европы и Северной Америки. Надежной гарантией многовекторной внешней политики королевства должны стать «большие» британские внешнеполитические активы. Среди них – стабильное партнерство с ЕС и США, связи с бывшими колониями, постоянное членство в Совете безопасности ООН, членство в «Группе восьми» и «Группе двадцати», профессионализм британского дипломатического корпуса, потенциал и опыт армии. Как и подобает прямым политическим наследникам, команда Дэвида Кэмерона наиболее «рельефно» воплотила идеи Дугласа Харда в своих программных установках. Концепция to punch above its weight в редакции тори выглядит полноценным возвращением к сосредоточенной и импактной британской внешней политике old school, проводившейся в период правления Тэтчер.

В понимании лейбористов формула «ударить сильнее своих возможностей» должна закрепить сохранение текущего внешнеполитического курса страны. ЛПВ не хочет ничего принципиально менять. В понимании руководства партии политика, проводимая на мировой арене кабинетом Гордона Брауна, в наибольшей степени отвечает национальным интересам страны. Она лишена одностороннего «перекоса» в сторону «особых отношений» с США, присущего премьерству Тони Блэра. Но в то же время в ней нет и откровенного увлечения «европейскими идеями». Опираясь на прагматизм, лейбористское правительство пытается строить одинаково взвешенный диалог с большинством ведущих держав мира, сохраняя пристальное внимание ко всем ключевым международным проблемам. Британия старается одновременно играть как на глобальной политической, так и экономической «доске», обеспечивая своё присутствие в пуле ключевых государств мира. Для партии Брауна такая линия поведения – наиболее оптимальная адаптация идеи консерватора Харда к собственным актуальным запросам.

Парадоксальность ситуации с лейбористской редакцией концепции to punch above its weight заключается  в том, что именно с политикой ЛПВ связана наметившаяся с 2007 года тенденция к постепенному снижению уровня диверсификации участия королевства в мировых делах. Стремление оптимизировать связи с Соединенными Штатами привело к заметному похолоданию в двустороннем диалоге. С 2009 года в Вашингтоне фактически «забыли» о существовании правительства Брауна и необходимости поддерживать с ним «особо» доверительные контакты. Чрезмерная увлеченность проблемами Ближнего и Среднего Востока привела к деградации связей Британии со своими традиционными союзниками в лице Австралии, Канады и Новой Зеландии. В полном внешнеполитическом «забвении» оказались и другие влиятельные страны Содружества, и в частности, Индия. Не смог Лондон найти общий язык с такими субъектами, как Китай и Россия. Говоря о своей приверженности формуле «ударить сильнее своих возможностей», кабинет Брауна на практике действовал достаточно избирательно. Его «прочтение» концепции Харда подразумевало «нанесение ударов» только по узко концентрированному числу треков, имевших наиболее приоритетное значение с точки зрения правительства.

Для либеральных демократов принцип to punch above its weight – основа для масштабного пересмотра внешней политики королевства в пользу расширения ориентации на объединенную Европу. Наследники вигов являются наиболее проевропейскими из трёх ведущих политических сил страны. ЕС - центр притяжения их потенциальных усилий на мировой сцене, как в региональном, так и глобальном измерении. ПЛД исходит из того, что без Европы Британия не сможет решить большую часть стоящих перед ней внешних проблем. Более того, только вместе с Европой голос королевства будет в полной мере услышан в международной политике. А это значит, что сотрудничество с Брюсселем должно не просто поддерживаться на текущем уровне, но и активно развиваться. Только в случае всё большей интеграции в Европу, королевство сможет вновь продемонстрировать эффективность принципа «ударить сильнее своих возможностей». Однако теперь он должен быть реализован уже не на национальном, сугубо британском, а на общеевропейском, наднациональном уровне.

Формула «втягивания в европейские дела» приобретает в понимании либеральных демократов качественное новое звучание – она является гарантией сохранения «глобальной вовлеченности» Великобритании в международную политику на основе коллективного потенциала Европейского союза. Далеко не случайно, что в связи с этим наследники вигов предлагают передать место королевства в Совете безопасности ООН Евросоюзу как самостоятельному субъекту. Для Ника Клегга, имевшего опыт работы в Европарламенте, реализация такого сценария должна позволить укрепить субъектные позиции королевства в ЕС, поставив его в один ряд с ФРГ и Францией. Считая, что процессы европейской интеграции рано или поздно приведут к формированию единого государства, либеральные демократы предлагают не противодействовать, а возглавить их. ПЛД использует принцип «оседлать тигра», встраивающий идею «ударить сильнее своих возможностей» в систему своих внешнеполитических координат. В понимании новых вигов Британия должна стать центром объединительных тенденций внутри ЕС, управлять ими, укрепляя тем самым свои возможности по формированию международной повестки дня. Лидирующие позиции внутри Европы, должны, с точки зрения либеральных демократов, обеспечить королевству влиятельный статус и на глобальном уровне.

Внешнеполитические платформы Консервативной партии, ЛПВ и ПЛД демонстрируют путь и разноуровневую, но в то же время весьма последовательную приверженность всёх ведущих британских политических сил формуле «ударить сильнее своих возможностей». Стремление прыгать во внешних делах «выше головы» остается важным поведенческим императивом политического истеблишмента королевства. Она говорит о том, что, несмотря на утрату статуса мировой империи, Великобритания продолжает ориентироваться на проведение политики в духе влиятельного центра силы. И свои претензии на «глобальную вовлеченность» её политическое руководство готово подтверждать не только словом, но и делом.

Максим Минаев, эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для АК

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".