Статья
1617 7 июня 2011 17:20

Уголовный кодекс России станет гуманнее

Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», сообщает пресс-служба Кремля.

Законопроект направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается внести изменения в Общую часть Уголовного кодекса РФ.

Согласно новым изменениям, к категории преступлений небольшой тяжести предлагается отнести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет, а не двух лет, как это предусмотрено в настоящее время частью второй статьи 15 УК РФ.

Это позволит ограничить действие предусмотренных УК РФ карательных инструментов, которые не могут быть применены к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести.

Изучение судебной практики показало, что суды во многих случаях за преступления средней тяжести с учетом обстоятельств дела и личности осужденного назначают наказание в виде лишения свободы, не превышающего двух лет. В то же время считается, что такой осужденный совершил преступление средней тяжести, и для него наступают соответствующие правовые последствия.

В связи с этим в целях индивидуализации наказания и вынесения справедливых приговоров предлагается наделить суд полномочием при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления.

В настоящее время вызывает много вопросов замена одного вида наказания другим. С учетом этого разработана новая градация, позволяющая более четко применять положения уголовного закона, касающиеся замены одного вида наказания другим.

Кроме того, предлагается установить, что исправительные работы суд вправе назначать осужденным, как не имеющим, так и имеющим основное место работы. Последние будут отбывать исправительные работы по основному месту работы.

В целях расширения возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы, вводится новый вид наказания - принудительные работы.

Принудительные работы, предусматриваемые как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений, будут отбываться в специально созданных исправительных центрах. Введение этого вида наказания планируется в 2013 году.

В целях гуманизации уголовной политики предусматривается дополнить статью 56 УК РФ положением, согласно которому по общему правилу наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.

Ряд предложений направлен на смягчение ответственности при назначении наказания по совокупности преступлений.

Целям дальнейшей гуманизации уголовного законодательства РФ будет отвечать механизм предоставления отсрочки исполнения наказания лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков и страдающим наркоманией.

В связи с этим предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 82 согласно которой указанным лицам, изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения, но не более чем на восемь лет.

В зависимости от результатов лечения по усмотрению суда лицо может быть освобождено от отбывания наказания или оставшейся части наказания. В случае уклонения осужденного от лечения суд по представлению контролирующего органа может отменить отсрочку отбывания наказания.

Таким образом, создается дополнительный стимул для добросовестного прохождения курса лечения больными наркоманией и осужденными впервые и их последующей социальной адаптации.

Законопроектом также предусматривается внести следующие изменения в Особенную часть Уголовного кодекса РФ.

Оскорбление и клевета по степени общественной опасности, более соответствуют деяниям, предусмотренным Кодексом РФ об административных правонарушениях, нежели Уголовным кодексом РФ, в связи с чем предлагается статьи 129, 130 и 298 Уголовного кодекса РФ признать утратившими силу, а ответственность за деяния, предусмотренные указанными статьями, установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

По тем же причинам ответственность за деяния, предусмотренные частью первой статьи 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), частью первой статьи 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения) и частью первой статьи 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга) УК РФ, при отсутствии квалифицирующих признаков предлагается предусмотреть в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Ответственность за так называемые компьютерные преступления была установлена в УК РФ в 1997 году. С тех пор в этой сфере произошли столь существенные изменения, что их необходимо отразить в главе 28 УК РФ.

Уточняется редакция части первой статьи 171 УК РФ, в соответствии с которой ответственности подлежит лишь предпринимательская деятельность, которая осуществляется без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.

В связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС требуется корректировка диспозиции статьи 188 «Контрабанда» УК РФ. В то же время давно назрел вопрос о декриминализации деяния, предусмотренного частью первой этой статьи, устанавливающей ответственность за так называемую товарную контрабанду.

Поэтому предлагается статью 188 Уголовного кодекса РФ, которая содержится в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», признать утратившей силу, а главу 24 «Преступления против общественной безопасности» дополнить статьей 2261 «Контрабанда», предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или в отношении которых установлены специальные правила перемещения.

Одновременно предлагается дополнить статью 194 Уголовного кодекса РФ новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой.

Назрела необходимость в корректировке статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующей основания и порядок применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста. В связи с этим предлагается новая редакция указанной статьи, которая будет во многом способствовать снижению количества лиц, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

При подготовке окончательной редакции законопроекта были учтены замечания, высказанные в официальном отзыве Верховного Суда РФ.

Как писали «Актуальные комментарии», ранее президент РФ Дмитрий Медведев сообщал, что разработан новый пакет поправок в уголовное законодательство.

Напомним, ряд изменений, направленных на либерализацию уголовного законодательства, уже был внесен в Уголовный кодекс РФ в марте этого года.

Ранее Госдума завершила работу над законопроектом, направленным на дальнейшую либерализацию уголовного законодательства. Поправки в УК РФ исключают по отдельным составам преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы, при этом верхние пределы остаются неизменными, также вносится ряд других изменений.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".