Статья
6398 9 июня 2010 0:10

Угольщиков сократят

В Госдуме на «правительственном часе» выступил министр энергетики Сергей Шматко. Он сообщил, что его ведомство констатирует необходимость закрытия к 2012 году 5-10 предприятий угольной промышленности из-за их низкой рентабельности. Закрытие этих предприятий, по словам министра, может обострить проблему функционирования моногородов, построенных специально для их обслуживания.

«Государство готово оказать поддержку (в процессе закрытия предприятий) в решении социальных вопросов, связанных с этим», - заявил Сергей Шматко.

Что касается финансирования восстановления шахты «Распадская», где произошла авария, то средства на нее будут идти из госбюджета только частично. Однако государство может помочь компании в привлечении заемных средств, заявил министр.
По предварительным оценкам, стоимость восстановления может составить более 6 млрд рублей, отметил он.

По поводу деятельности BP в России Сергей Шматко сказал, что произошедшее в Мексиканском заливе не должно сказаться на работе компании в нашей стране.

Как заяявил накануне спикер Госдумы Борис Грызлов, анонсируя тему выступления министра, очень важно, чтобы общий уровень безопасности на объектах энергетики был ощутимо повышен, а груз финансовых затрат, которые потребуются для модернизации отрасли, не лег бы в конечном итоге целиком на потребителей.

Он заметил, что «с точки зрения Стратегии-2020 особенно остро стоит вопрос об энергоэффективности, поскольку по количеству энергии, которая в России тратится на производство единицы ВВП, наша страна в разы превышает показатели других развитых государств».

«Мы можем и должны сокращать этот разрыв. Напомню, что в Стратегии-2020 обозначена целевая задача снижения энергоемкости российской экономки на 40%. Возможности для этого есть. По оценкам экспертов, за счет внедрения новых технологий в ТЭКе мы можем обеспечить экономию до 50% используемого сейчас топлива», - подчеркнул Борис Грызлов.

«Кроме того, считаю, что мы должны ставить более амбициозные задачи в сфере альтернативной энергетики. Можно опереться на опыт регионов, где есть примеры успешного развития геотермальной, ветровой, приливной энергетики. Так, уже сейчас на Камчатке геотермальная энергетика дает треть выработки электроэнергии, и ее доля может быть удвоена за 5 лет», - добавил спикер.

Он добавил, что «на недавнем заседании президиума Госсовета говорилось о необходимости создания законодательной базы развития альтернативной энергетики - и в этой связи депутатам важно знать о планах министерства», а они «со своей стороны готовы непосредственно участвовать в разработке соответствующих законодательных инициатив».

Комментарии экспертов

Учитывая, что электроэнергия как товар является производной всего топливно-энергетического комплекса и с 1 января 11-года электроэнергетика выходит на стопроцентный рынок, считаю необходимым сконцентрировать внимание на нерешённых вопросах, для решения которых осталось совсем немного времени.

Надо отдать должное, осенне-зимний период 9-10 годов энергетиками в целом пройден без системных срывов, энергоснабжение потребителей в период пиковых нагрузок было обеспечено.

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС и выбытие соответствующих генерирующих мощностей существенным образом повлияли на работу отрасли, и в период пикового потребления Сибирь проходила зиму в условиях дефицита собственной генерирующей мощности. Покрытие необходимой мощности обеспечивалось за счёт внутрисистемных перетоков и при необходимости – за счет перетока из европейской части энергосистемы через Казахстан и Сибирь.

В прошедшем году остро стояла проблема неплатежей на оптовом и розничном рынках электроэнергии. В 9-ом году правительством был принят ряд мер, направленных на улучшение расчётов. Синхронизированы расчёты за газ, тепло и электроэнергию, что позволило сократить кассовые разрывы в расчетах между участниками рынков электроэнергии и тепла. Уточнены правила ограничения энергоснабжения неплательщиков, введён острый режим функционирования оптового рынка на Северном Кавказе, где ситуация с оплатой электроэнергии наиболее тяжёлая. Однако говорить о полной нормализации ситуации было бы преждевременным, и Минэнерго необходимо осуществлять постоянный мониторинг по этому вопросу.

В части обеспечения платёжной дисциплины необходимо внести изменения в УК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях, вводящие ответственность за бездоговорное потребление, противодействие введению ограничений энергоснабжения, нарушение правил трансляции цен с оптового рынка на розничные рынки.

В части повышения энергоэффективности необходимо выработать чёткие и однозначные критерии расчёта и оценки энергоэффективности на всех участках цепочки производства и потребления энергоресурсов, подготовить и начать реализацию конкретных программ в этой сфере.

В 10-ом году заканчивается срок, отведённый на завершение реформирования отрасли. В связи с этим перед Минэнерго стоит задача обеспечить соответствующую корректировку как подзаконных актов, так и введение необходимых изменений в действующее законодательство об электроэнергетике.

Закон о государственном регулировании тарифов завершает свою функцию с 1 января 11-ого года. Этот закон содержит важнейшие принципы и определяет общую методологию ценового регулирования в сфере электроэнергетики, а также закрепляет положения правительства РФ, федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов для сохранения базовых принципов и преемственности в вопросах регулирования цен на электрическую энергию, поставляемую населению и на территорию не объединённого в ценовые зоны оптового рынка.

После 1-го января 11-го года депутатам Государственной Думы необходимо рассмотреть и принять в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с прекращением действия федерального закона о государственном регулировании тарифов на электрический и тепловую энергию в РФ.

Важнейшим приоритетом является улучшения управляемости электро-энергетического комплекса и усиление государственного контроля за работой компаний электроэнергетики. Самое главное – обеспечение надёжности и безопасности работы предприятий отрасли. В части обеспечения инвестиционного процесса в электроэнергетике важнейшей задачей, стоящей перед Министерством энергетики, является запуск долгосрочного рынка мощности.

Эти документы позволяют осуществлять переход на систему долгосрочных договоров купли-продажи мощности, помогут формированию региональных ценовых сигналов, а также уровней и условий оплаты, стимулирующих модернизацию и выбытие неэффективных мощностей.

Необходимо срочно провести подписание новых договоров на поставку мощности с генерирующими компаниями. Это позволит зафиксировать обязательства генерирующих компаний по вводу и модернизации основных фондов.

Министр энергетики согласен, что в стране нарастает старение энергетики. На мой взгляд, это самое главное во всей этой истории. В старой схеме говорилось о том, что из тепловых станций добывают порядка 80 гигаватт. Этого недостаточно, необходимо по 8 станций в год вводить просто для того, чтобы более-менее наладить здесь порядок. Чтобы в системе всё было в порядке, надо около триллиона рублей вкладывать.

А вот где их взять? С населения их взять невозможно. Не только из социальных соображений, хотя это тоже важно (100 миллиардов – это примерно 10%-ный рост тарифов), но и в принципе невозможно. У населения таких свободных денег просто нет. Для частных инвесторов вкладывать средства в энергетику не выгодно.

Остается только государство. Государство – основной инвестор. Если мы говорим о том, что государство будет основным инвестором, то, наверное, ему надо сесть и подумать, как сегодня это сделать наиболее эффективно, и понять, что мы сегодня далеко не передовая страна по части энергетики, что до некоторых схем, которые сейчас применяются в мире, нам ещё довольно долго расти. От четверти до трети наших проблем могли бы быть на этих схемах решены. На самом деле у нас огромное количество тепла вырабатывается на котельных и огромное количество тепла просто так пропадает. Но это означает, что проблемы локальных систем – это не проблемы муниципалитетов, а большая федеральная задача, которая должна быть хорошо отражена в стратегии.

Я думаю, это две важнейшие вещи – чёткое понимание, откуда возьмутся необходимые триллионы рублей, и каким образом разумнее их использовать.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".