Статья
1444 18 марта 2016 19:52

Начало «передышки»

Последний день первой рабочей недели для народных депутатов Украины оказался непростым. Конституционный суд переложил ответственность на Раду, которая теперь сама должна решать, когда же рассматривать спорные конституционные поправки. Эксперты не сомневаются, что депутаты отложат этот вопрос на потом, притормозив в очередной раз выполнение Минских соглашений. Их первоочередная задача – разрулить внутриполитический кризис, что вряд ли удастся сделать за ближайшие две недели, как накануне в Брюсселе пообещал украинский президент.

Решайте сами 

Конституционный суд Украины фактически разрешил Раде отложить выполнение минских соглашений на неопределённый срок.

Решение Конституционного суда, которое было обнародовано сегодня после длительного рассмотрения, гласит, что украинский парламент самостоятельно устанавливает, на какой из последующих сессий принимать законопроект о внесении изменений в основной закон страны.

В Конституционном суде считают, что «Верховная Рада Украины может предусмотреть в регламенте Верховной Рады возможность принятия законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины как закона на более поздней очередной сессии Верховной Рады с соблюдением положений, закрепленных разделом 13 (Внесение изменений в Конституцию Украины) Основного закона Украины». 

Разногласия в Верховной Раде возникли при обсуждении поправок по децентрализации, которые являются одним из пунктов Минских соглашений.

Напомним, в конце прошлой сессии, 28 января, депутаты изменили регламент, что позволяет Верховной Раде рассматривать на следующей сессии парламента проект изменений в Конституцию. Президент Петр Порошенко подписал соответствующий закон.

Однако представители фракции «Самопомощь» и Радикальной партии не поддержали эту правку. 

 В результате депутаты отложили принятие решения, сославшись на то, что в конституции нет четкого определения, какую сессию считать «очередной», а какую — «следующей очередной». Спустя месяц Конституционный суд дал понять, что нести ответственность за принятое решение придется все-таки самим депутатам. 
Эксперты и политики сходятся во мнении, что такое решение конституционного суда говорит лишь о несамостоятельности высшей надзорной инстанции страны.

 «Я считаю, что решение КС свидетельствует о зависимости Конституционного суда. Он зависим. Там большое количество людей, которые назначены еще предыдущим режимом. Сегодня их используют политики, это удобно обеим сторонам. Мне очень жаль, особенно из-за тех судей, которые пишут отдельные мнения, а голосуют "за"», – сказала вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид журналистам.

Эксперты, опрошенные «Актуальными комментариями», высказали схожее мнение. Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что «Конституционной суд просто отводит от себя любые упреки».

«Судьи, которые работают в этом органе, не первый день в системе крутятся, и они прекрасно понимают, что сегодня от них требуют одно заключение, завтра захотят второе заключение, а послезавтра еще за это и уволят. Поэтому они приняли решение, которое снимает с них ответственность»», – говорит он.

Экс-депутат украинского парламента Вадим Колесниченко считает, что главным судьей на Украине остается человек с ружьем. «После разгона конституционного суда в феврале 2014 года любой судья чувствует себя крайне незащищенным. Люди в мантиях прекрасно понимают, что если они примут решение не в интересах власти, как минимум, их могут просто избить на улице, а как максимум – отстранить от работы, или даже возбудить уголовное дело. Потому и принято такое решение», – отмечает собеседник.

Как пишет Украинское издание Zn.UA со ссылкой на источник, близкий к Конституционному суду, этот вопрос рассматривался так долго, поскольку не могли найти нужное количество судей, готовых проголосовать за такое решение. В результате был обеспечен необходимый минимум.

Минский процесс 

 Фактически это решение Конституционного суда ознаменовало начало так называемой «передышки» в реализации Минских соглашений, так как изменения в Конституцию напрямую увязаны с проведением местных выборов на Донбассе.

Исходя из договорённостей, сначала Украина должна принять согласованные с Донбассом поправки в конституцию, закон об амнистии, а потом на Востоке Украины должны состояться местные выборы. 

Сейчас совершенно очевидно, что депутаты не согласятся во время весенней сессии возвращаться к спорам по конституционным поправкам. Тем более что ни у кого нет сомнений – в Раде все равно не наберется необходимого количество голосов, чтобы утвердить их во втором чтении.

Украинский политолог Вадим Карасев считает, что рассмотрение Радой конституционных изменений возможно только после того, как будет решен вопрос о выборах ДНР и ЛНР. Это на самом деле противоречит Договоренностям.

Эксперты сходятся во мнении, что главная задача Киева – затянуть Минский процесс. 

Директор центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков отметил, что решение Конституционного Суда «возможно, позволит Украине сохранить техническое и нормативное пространство для реализации минских соглашений, однако вряд ли позволит "спасти лицо". Теперь очевидно, что трактовка Украиной собственного законодательства на самом высоком уровне легко подстраивается под текущий момент и может быть использована против достигнутых в Минске 12 февраля 2015 года договоренностей. Участникам процесса мирного урегулирования в Донбассе – в первую очередь России и ОБСЕ – придется учитывать специфику данного решения КС, чтобы создать необходимые гарантии необратимости выполнения украинской стороной минского Комплекса мер».

Эксперты сходятся во мнении, что в результате переговорный процесс выходит за рамки каких-то определенных сроков. Об этом сегодня сказал и полпред Донецкой народной республики Денис Пушилин. Он считает, что выполнение Минских соглашений не может определяться рамками 2016 года.

«Я могу высказать здесь свою позицию: глядя, как выполняются минские соглашения, глядя на ситуацию достаточно сложную в плане разрешения конфликта,
гражданского конфликта, то выполнение Минска по реальным срокам может затянуться на 10-15 лет, как я и говорил ранее», – цитирует «Интерфакс-Украина» Дениса Пушилина.

Он подчеркнул, что в связи со сложившимися обстоятельствами ограничивать «Минск-2» временными рамками не стоит.

 Ростислав Ищенко также полагает, что при сложившихся обстоятельствах ограничивать выполнение минских соглашений какими-либо временными пределами совершенно не стоит.

Он даже считает, что сложившаяся на Украине казусная ситуация с решением конституционного суда и нежеланием депутатов принимать конституционные поправки на руку Кремлю.

«Если бы в конституцию были внесены поправки Порошенко, то нам, конечно, было бы неудобно отбиваться от наших европейских партнеров, которые бы непременно указывали, что Киев выполнил свои обязательства. Хотя на самом деле эти поправки имеют мало общего с тем, что прописано в Минских договорённостях», – отметил Ищенко.

Изменения в конституцию, за которые никак не могут проголосовать украинские народные дипломаты, должны быть согласованы с представителями ДНР и ЛНР. Однако Киев не обсуждал этот вопрос с республиками, а сейчас практически заблокировал принятие во втором чтении.

Эксперты считают, что взятую паузу Киев использует для разрешения внутриполитического кризиса.

Успеть за две недели

При этом многие из них сомневаются, что это можно сделать за две недели. Анализируя украинскую прессу, можно лишь сделать вывод, что продолжается безуспешный поиск преемника Яценюка.

Однако претенденты все чаще отказываются от предлагаемой должности. Садовой от премьерства публично отказался. Другие возможные кандидаты – Владимир Гройсман, Наталья Яресько – официальных комментариев не дают.

Вадим Карасев считает, что Яценюк останется на своем посту. «Скорее всего, Яценюк останется у власти. Сохранится и коалиция «Народного фронта» и Блока Петра Порошенко с добавкой туда Радикальной партии Ляшко. «Самопомощь» не вернется в коалицию ни при каких условиях, поскольку готовит себя к будущим электоральным и политическим кампаниям. Таким, скорее всего, будет сценарий до конца марта этого года», – отметил он.

Больше всего жители Украины хотели бы видеть новым премьер-министром Юлию Тимошенко, Михаила Саакашвили и Олега Ляшко.

Об этом свидетельствуют результаты опроса, который провел Киевский международный институт социологии (КМИС). Так, за Тимошенко отдали голоса 12,95 респондентов, за Михаила Саакашвили – 9,9%; Олега Ляшко – 6,5%; Андрея Садового – 5,9%.

Лидер «Батьковщины» Юлия Тимошенко, которую чаще других называют главным интересантом отставки Яценюка, сегодня лишь подлила масла в многочисленные слухи об отставке премьера.

Выступая на всеукраинском бизнес-форуме, она заявила, что Украина получит нового премьера уже в ближайшие дни. «Но это будет не женщина», – сохранила интригу Тимошенко, пишет «Стрна.уа».

Примечательно, что в разгар политического кризиса часть депутатов начали собирать подписи за то, чтобы начать уголовное преследование экс-главы Администрации президента Кучмы Виктора Медведчука и запретить его «украинский выбор».

Ростислав Ишенко, комментируя эту новость, отметил, что Верховная Рада не решает вопросы ареста. «Они могут, конечно, принять любое постановление, но это превышение полномочий, вторжение в деятельность другой ветви власти, в частности, исполнительной, если речь идет о следствии, или судебной, если речь идет о суде. Поэтому с точки зрения права это абсолютный абсурд», – отметил он.

Эксперт считает, что эта история не получит никакого продолжения. «Для определенных групп важно создать информационный повод, который позволит отвлечь внимание от крупного политического кризиса, в котором сейчас находится Украина, где президент с премьером никак не могут решить, кто же из них для Украины является более ценным кадром», – отметил Ищенко.

Карасев расценивает эту информацию как попытку отдельных сил сорвать минские соглашения. Он напомнил, что был «вброс» в украинских СМИ о так называемом «плане Медведчука». Несмотря на антипатию к лидеру «Украинского выбора» сторонников мирного решения конфликта на Донбассе, этот план все-таки предлагал какие-то шансы на мирное решение конфликта еще в этом году. 

По словам Карасева, есть и вторая причина. «Это способ косвенного, непрямого давления на президента Порошенко. Попытка вывести Медведчука из украинской легальной политики кулуарной дипломатии», – считает эксперт. Он подчеркивает, что Медведчук принимает активное участие в рамках мирного процесса, является контактером между украинским политическим руководством, высшим политическим руководством и Российской Федерацией. «Кто-то пытается приоткрыть завесу закулисной киево-московской дипломатии по поводу Минска, и таким образом заставить Порошенко либо оправдываться, либо быть более осторожным в поиске способа реализации минских соглашений, либо быть более уступчивым по внутриполитическим вопросам», – сказал Карасев. 

Автор:
____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".