Комментарий
1689
20 мая 2015 9:29
Украина садится на иглу МВФ, теряя привлекательность в глазах других заемщиков
экономистВладимир Рожанковский Правительство Украины направило в Верховную Раду законопроект о предоставлении ему права введения моратория на выплату внешнего долга из-за тяжелой ситуации в экономике. Если этот документ будет принят, в затруднительном положении могут оказаться и Киев, и Международный валютный фонд, и другие зарубежные кредиторы, которых ждут многочисленные судебные разбирательства.Читайте также Украина готовится к дефолту
Директор аналитического департамента инвестиционной группы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский в интервью «Актуальным комментариям» о финансовых проблемах Украины и ситуации с кредитами.
«Рада уже выпустила множество ортодоксальных законов, которые, безусловно, войдут в историю мирового законотворчества. Но все эти законы немножко отвлекают от главной деятельности – переговоров между эмитентом и инвесторами. Поэтому данный законопроект можно оценить как деструктивный. Он не то чтобы навредит где-то или что-то испортит, он просто ровным счетом ничего не изменит.
Дело в том, что МВФ выдает деньги под реформы, и критерием выдачи очередного транша является имплементация этих реформ, а у Украины, как я понимаю, не все хорошо с этим делом.
МВФ – это экономическая структура, она следит за параметрами экономики: за бюджетным дефицитом, за уровнем инфляции, за уровнем социальных обязательств и прочими вещами.
Вопросами долгов должна заниматься другая структура, должен быть организован совет инвесторов. Так происходило в Греции в 2011-2012 году, когда шли многоступенчатые реструктуризации и репрофилизации – был создан совет инвесторов, которые инвестировали в греческие облигации. Были приглашены крупнейшие бизнесмены. Они владели в общей сложности более чем 60 процентами греческих облигаций, которые подлежали либо выплате купонов, либо полному погашению в течение ближайших 5 лет. И с ними велась работа как на уровне греческого министерства финансов, так и на уровне Марио Драги и Ангелы Меркель.
Но на Украине сегодня ситуация такова, что ни один из крупных инвесторов-держателей украинских долгов не соглашается на реструктуризацию.
Представьте, вы заняли соседу до зарплаты, и вдруг он вам говорит: «Я зарплату получил, но у меня есть некоторые проблемы, поэтому не мог бы ты подождать еще месяц». Вы говорите: «Нет, мне эти деньги нужны. Поскольку ты мне обещал 10-го числа, я их и ждал к этому времени. Поэтому будь добр, отдай мне те деньги, которые ты у меня занимал». Ровно по этой же причине такое же отношение сейчас у инвесторов к Украине. Для того, чтобы добиваться отсрочки и реструктуризации, необходимо коллективное обсуждение с большинством держателей украинских бумаг, чего не происходит.
Украина сейчас пытается в частном порядке договориться с заемщиком, и все ее попытки заканчиваются провалом. Это методологически неправильный подход, необходима выработка ковенанты – некоего инструмента, являющегося гарантом уверенности в возврате выданных ссуд. А ковенанта может быть выработана только коллективно, чтобы все участники переговоров видели, что они находятся на равных правах.
Тот факт, что Украина не пытается инициировать этот процесс, а принимает вместо этого какие-то одиозные законы в Раде (которые ровным счетом никакой силы не имеют на международной арене), заставляет меня предположить, что дефолт по этим бумагам все-таки произойдет.
Однако дефолт по бумагам, как правило, оборачивается резким взлетом доходности, который делает невозможным размещение подобных бумаг в будущем. И это очень деструктивный нюанс всей этой истории, поскольку Украине сейчас нужны достаточно большие объемы заимствований. А под 40% годовых кто захочет занимать деньги?
Украина уже почти полностью садится на иглу МВФ, теряя привлекательность в глазах других заемщиков. То есть лишает себя опции выбора привлечения внешних ресурсов. Это очень тревожный момент, и он мне почему-то подсказывает, что госпожа Наталья Яресько, возможно, не обладает необходимой финансовой квалификацией для того, чтобы адекватно оценить складывающуюся ситуацию. Когда она «кидает» своих коммерческих инвесторов, она фактически остается в полной зависимости от единственного некоммерческого своего кредитора.
Словом, принятие этого закона все равно ровным счетом никаких последствий не будет иметь. В международном праве нет такого понятия, как мораторий на выплату долгов. Если бы речь шла о внутриукраинском законе, который касается лишь украинских граждан, то там все что угодно можно сделать.
Можно «железный занавес» повесить, можно отменить хождение доллара, можно ликвидировать понятие «долг» («ворог» по-украински), то есть своя рука – владыка. Но лишь до той поры, пока это касается исключительно граждан, проживающих и являющихся субъектами Украины.
Проблема в том, что долг здесь распространяется не только на граждан Украины, но и на бенефициаров этого долга, коими являются иностранные граждане. Поэтому все как было, так и останется. В конце мая – начале июня наступает дата первой выплаты купона, все ждут этого времени».
Беседовала Лина Вискушенко
Цифра дняЦифра дня
2,1
процента составит рост российской экономики в 2023 году по прогнозу Международного валютного фонда
15 октября 2020
Новости
FT: как разные страны будут выходить из экономического кризиса
Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал
исследование «Перспективы мировой экономики», в котором отмечается, что глобальная экономика в 2020 году сократится на 4,4%. Однако разные страны будут по-разному выходить из кризиса.
КомментарийКомментарий
политологРостислав Ищенко