Комментарий
1689 20 мая 2015 9:29

Украина садится на иглу МВФ, теряя привлекательность в глазах других заемщиков

Владимир Рожанковский экономистВладимир Рожанковский

Владимир Рожанковский
экономистВладимир Рожанковский
Правительство Украины направило в Верховную Раду законопроект о предоставлении ему права введения моратория на выплату внешнего долга из-за тяжелой ситуации в экономике. Если этот документ будет принят, в затруднительном положении могут оказаться и Киев, и Международный валютный фонд, и другие зарубежные кредиторы, которых ждут многочисленные судебные разбирательства.

Читайте также Украина готовится к дефолту

Директор аналитического департамента инвестиционной группы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский в интервью «Актуальным комментариям» о финансовых проблемах Украины и ситуации с кредитами.

«Рада уже выпустила множество ортодоксальных законов, которые, безусловно, войдут в историю мирового законотворчества. Но все эти законы немножко отвлекают от главной деятельности – переговоров между эмитентом и инвесторами. Поэтому данный законопроект можно оценить как деструктивный. Он не то чтобы навредит где-то или что-то испортит, он просто ровным счетом ничего не изменит.

Дело в том, что МВФ выдает деньги под реформы, и критерием выдачи очередного транша является имплементация этих реформ, а у Украины, как я понимаю, не все хорошо с этим делом.

МВФ – это экономическая структура, она следит за параметрами экономики: за бюджетным дефицитом, за уровнем инфляции, за уровнем социальных обязательств и прочими вещами.

Вопросами долгов должна заниматься другая структура, должен быть организован совет инвесторов. Так происходило в Греции в 2011-2012 году, когда шли многоступенчатые реструктуризации и репрофилизации – был создан совет инвесторов, которые инвестировали в греческие облигации. Были приглашены крупнейшие бизнесмены. Они владели в общей сложности более чем 60 процентами греческих облигаций, которые подлежали либо выплате купонов, либо полному погашению в течение ближайших 5 лет. И с ними велась работа как на уровне греческого министерства финансов, так и на уровне Марио Драги и Ангелы Меркель.

Но на Украине сегодня ситуация такова, что ни один из крупных инвесторов-держателей украинских долгов не соглашается на реструктуризацию.

Представьте, вы заняли соседу до зарплаты, и вдруг он вам говорит: «Я зарплату получил, но у меня есть некоторые проблемы, поэтому не мог бы ты подождать еще месяц». Вы говорите: «Нет, мне эти деньги нужны. Поскольку ты мне обещал 10-го числа, я их и ждал к этому времени. Поэтому будь добр, отдай мне те деньги, которые ты у меня занимал». Ровно по этой же причине такое же отношение сейчас у инвесторов к Украине. Для того, чтобы добиваться отсрочки и реструктуризации, необходимо коллективное обсуждение с большинством держателей украинских бумаг, чего не происходит.

Украина сейчас пытается в частном порядке договориться с заемщиком, и все ее попытки заканчиваются провалом. Это методологически неправильный подход, необходима выработка ковенанты – некоего инструмента, являющегося гарантом уверенности в возврате выданных ссуд. А ковенанта может быть выработана только коллективно, чтобы все участники переговоров видели, что они находятся на равных правах.

Тот факт, что Украина не пытается инициировать этот процесс, а принимает вместо этого какие-то одиозные законы в Раде (которые ровным счетом никакой силы не имеют на международной арене), заставляет меня предположить, что дефолт по этим бумагам все-таки произойдет.

Однако дефолт по бумагам, как правило, оборачивается резким взлетом доходности, который делает невозможным размещение подобных бумаг в будущем. И это очень деструктивный нюанс всей этой истории, поскольку Украине сейчас нужны достаточно большие объемы заимствований. А под 40% годовых кто захочет занимать деньги?

Украина уже почти полностью садится на иглу МВФ, теряя привлекательность в глазах других заемщиков. То есть лишает себя опции выбора привлечения внешних ресурсов. Это очень тревожный момент, и он мне почему-то подсказывает, что госпожа Наталья Яресько, возможно, не обладает необходимой финансовой квалификацией для того, чтобы адекватно оценить складывающуюся ситуацию. Когда она «кидает» своих коммерческих инвесторов, она фактически остается в полной зависимости от единственного некоммерческого своего кредитора.

Словом, принятие этого закона все равно ровным счетом никаких последствий не будет иметь. В международном праве нет такого понятия, как мораторий на выплату долгов. Если бы речь шла о внутриукраинском законе, который касается лишь украинских граждан, то там все что угодно можно сделать.

Можно «железный занавес» повесить, можно отменить хождение доллара, можно ликвидировать понятие «долг» («ворог» по-украински), то есть своя рука – владыка. Но лишь до той поры, пока это касается исключительно граждан, проживающих и являющихся субъектами Украины.

Проблема в том, что долг здесь распространяется не только на граждан Украины, но и на бенефициаров этого долга, коими являются иностранные граждане. Поэтому все как было, так и останется. В конце мая – начале июня наступает дата первой выплаты купона, все ждут этого времени».

Беседовала Лина Вискушенко
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".