Украина и Белоруссия займутся нефтью
Белоруссия и Украина готовят частичный ареверс нефтепровода Дружба для приема венесуэльской нефти, сообщает первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко.
Украинские и белорусские специалисты (Белнефтехим) уже отработали необходимые технические моменты, проводится обвязка насосных станций по всему маршруту нефтепровода Одесса-Броды и участку нефтепровода «Дружба», который идет до Мозырского НПЗ, передает ИА БЕЛТА.
«Перед нами стоит задача в конце октября начале ноября этого года сделать пробную прокачку нефти в аверсном режиме в объеме 80 тысяч тонн», – заявил Семашко.
Экономия от трубопроводной схемы поставок по сравнению с применяемой сейчас железнодорожной составит 25-30 долларов за тонну.
«Нами подписаны соответствующие документы, согласно которым прокачка венесуэльской нефти, если не с декабря этого года, то с января 2011-го будет осуществляться именно по нефтепроводу Одесса-Броды. Это даст нам возможность полностью отказаться от транспортировки нефти железнодорожным транспортом», – заметил белорусский чиновник.
Газета «Взгляд» отмечает, что украинские официальные лица также говорят об этих планах, хотя и не приводят технических подробностей. В частности, ранее на это неделе министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко сообщил, что в ноябре Украина осуществит тестовую прокачку партии венесуэльской нефти в направлении Белоруссии по нефтепроводам «Дружба» и Одесса - Броды.
В украинской трубопроводной монополии «Укртранснафта» (является оператором трубопровода Одесса-Броды) подтвердили, что для прокачки нефти из Одессы потребуется частичный реверс «Дружбы», уточнив, что контракт еще не подписан. «Пока идут консультации с белорусской стороной и еще рано говорить о каких-то деталях - время еще есть», – приводит слова представителя компании Reuters.
Между тем у российского оператора единой трубопроводной системы – компании «Транснефть» – информации о планах украинской стороны нет. Пресс-секретарь Транснефти Игорь Демин заявил: «Нас никто в известность не ставил, мы узнали об этом из прессы».
Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:
Идея создания совместной нефтяной системы Белоруссии и Украины давно муссировалась. Ющенко и Лукашенко её активно проталкивали. Понятно, что в большей степени это было необходимо для того, чтобы использовать новый аргумент в торге с Москвой по вопросу цен на энергоносители. Судя по всему, с этой целью Минск в очередной раз пытается активизировать эту идею. Дело в том, что решения по Таможенному союзу, по тарифам, которое крайне интересно Белоруссии и которая пытается их лоббировать, будут приняты к середине года.
Украина бы с удовольствием загрузила свои НПЗ, поэтому непонятно, зачем их перенаправлять в белорусскую энергетическую систему. Наконец, ключевой момент – Янукович не будет ссориться с Москвой в преддверии различных преференций.
Перспектива транспортировки белорусской нефти достаточно туманна, причём, судя по всему, транспортировка будет осуществляться просто за транзитный тариф. Даже в совместном предприятии эти перспективы не стоят газовых соглашений с Москвой, не стоят инвестиций российской стороны в украинскую экономику, которой сейчас крайне необходимы внешние вливания, которые Белоруссия обеспечить не сможет.
Ещё очень важный момент – судя по всему, Белоруссия пытается давить не только на российскую сторону, но и на польскую. Дело в том, что Белоруссия сначала хотела поставлять нефть именно через Польшу. Но у Минска возникли очень серьёзные проблемы с этим, потому что после демарша Лукашенко в отношении общественных организаций поляков на территории Белоруссии Варшава, скорее всего, изменила свою позицию по данному вопросу. И, предлагая Украину в партнёры, Минск может пытаться надавить именно на Польшу.
В любом случае, мне кажется, если Украина и пойдёт на данный достаточно туманный проект, то только с точки зрения каких-то информационных интересов, то есть поддержка собственной позиции в переговорах с Москвой или лоббирование какого-то решения. Но реально участвовать в таком достаточно капиталоёмком, сложном с технологической точки зрения и не совсем экономически оправданном проекте Киев вряд ли будет.