Статья
771 11 января 2010 0:01

Украина в преддверии выборов

Подготовка к выборам президента Украины идет спокойно, но сказывается задержка с ее финансированием, считает глава миссии наблюдателей Межпарламентской ассамблеи СНГ за ходом выборов, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин. Он сказал об этом корреспонденту ИТАР-ТАСС по телефону из Севастополя.

"Ситуация везде, где я побывал, спокойная, гораздо более спокойная, чем, в частности, в 2004 году", - подчеркнул сенатор. Грубых нарушений избирательного законодательства, по его словам, нет. "Тревоги ситуация пока не вызывает, однако проблемой является запоздавшее бюджетное финансирование избирательной кампании, что сказалось, прежде всего, на недостаточности наглядной агитации", - пояснил он.

Торшин посетил 13 областей, Киев и Севастополь, "стараясь побывать в основном в сельских районах, чтобы увидеть как готовится к выборам глубинка". Заметив, что "для нас все кандидаты равны", он сообщил, что успел посетить 12 из 18 штабов кандидатов.

"Жалоб одних штабов на действия других я не слышал, они пока друг с другом не воюют", - сказал глава наблюдателей, уточнив, что "речь идет о штабах, а не о кандидатах".

Выборы президента пройдут 17 января 2010 года. ЦИК зарегистрировала 18 кандидатов в президенты, в том числе нынешнего премьера Юлию Тимошенко, президента Виктора Ющенко, лидера Партии регионов Виктора Януковича, спикера парламента Владимира Литвина, банкира Сергея Тигипко, экс-спикера Арсения Яценюка.

Согласно соцопросам, Янукович и Тимошенко имеют наибольшие шансы стать следующим президентом страны. Нынешний президент Ющенко набирает менее 5% голосов избирателей.

Накануне выборов лидер Партии регионов Украины Виктор Янукович отказался участвовать в теледебатах с Юлией Тимошенко, сказав что готов соревноваться с действующим премьер-министром Юлией Тимошенко «добрыми делами в пользу людей», а не «красивыми словами».
 

Комментарии экспертов

В результате выборов на Украине, можно ожидать, что следующий украинский президент будет вынужден учесть неудачный опыт «оранжевого» президентства Виктора Ющенко. Совершенно очевидно, что Ющенко за этот период испортил отношения с Россией кардинально. При этом дивиденды, которые получала Украина от этого, несколько сомнительны. Понятно, что он делал это в первую очередь из каких-то политических, идеологических соображений.

Главной ставкой, по замыслу «оранжевых», было движение на Запад, но этого движения на самом деле не произошло. Если бы Украина радикально испортила отношения с Россией, но при этом за эти 4 года вступила в ЕС, тогда можно было бы говорить, что Украина потеряла в отношениях с Россией, но зато приобрела в отношениях на Западе. В итоге оказалось, что с Россией она потеряла, а на Западе она ничего не приобрела. То есть не понятно, какой смысл во всех этих вещах, если только просто удовлетворение каких-то злобных националистических амбиций. Для действительно серьёзного политика это не аргумент.

Поэтому я надеюсь, что следующий президент Украины, кем бы он ни был, всё-таки будет более трезво смотреть на эти вещи. Я не думаю, что мы получим пророссийского президента, для этого нет никаких предпосылок. Откровенно говоря, мы ничего для этого особенно и не делаем.Но я надеюсь, что это будет более трезвый и менее идеологизированный человек, чем Ющенко.

Может быть, это как-то скажется на потеплении отношений между Украиной и Россией, потому что, в принципе, для этого есть все предпосылки. На самом деле все проблемы в отношениях между Украиной и Россией заключены именно в сфере отношений представителей  правящих классов и их проблем. А так, предпосылок достаточно. Нынешний кризис ещё раз показал, что кооперация в рамках бывшего союза экономически выгодна и помогает решить некоторые проблемы, в том числе связанные с кризисом. Поэтому если бы в Киеве появился более трезвый политик, это было бы хорошо.

 

Совершенно очевидно, что выборы на Украине не пройдут в один тур. В данный момент ситуация такова, что шансы Тимошенко и Януковича примерно одинаковы, но Янукович всё-таки имеет достаточно большой задел, он находится впереди. Но, конечно, очень сильно влияет ситуация с кандидатами второго и даже третьего эшелона – сколько они наберут голосов, кому они их передадут и что будет происходить во втором туре.

На мой взгляд, существует достаточно высокая вероятность каких-то антиконституционных действий как со стороны действующего президента Украины, так и со стороны других фигур. Я не исключаю, что в случае ситуации, когда победа Януковича будет очевидна, могут пойти на срыв выборов, может быть введение чрезвычайного положения, какие-то другие резкие движения. На мой взгляд, это возможно.

Конечно, большое влияние будут играть разного рода закулисные переговоры. Первый тур – это фактически разминка. Ситуация сейчас очевидна – Янукович впереди с достаточно хорошим запасом. Но фигуры второго и третьего эшелона вносят в общий расклад очень сильное влияние. Есть Яценюк, есть другие достаточно активные люди, есть люди с большими собственными финансовыми ресурсами. Все они имеют определённый процент электората.

Нельзя, конечно, скидывать со счетов Ющенко, у которого, несмотря на свою очень небольшую электоральную поддержку, сколько-то процентов есть, а, самое главное, у него есть административный ресурс, который он максимально старается использовать. Я не исключаю, что и действующий украинский президент может пойти на какие-то антиконституционные действия, понимая, что его электорат, который он, видимо, хочет использовать в будущей торговле за те или иные свои политические позиции и сейчас пытается как-то договориться с кем-то из кандидатов, чтобы продать свой административный ресурс… я не исключаю, что если он поймёт, что это не удаётся, он пойдёт на какие-то острые шаги.

 

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".