Статья
1755 28 июня 2017 19:42

«Украинская мечта»

На фоне отсутствия прогресса в мирном процессе в Донбассе вопрос о дальнейшей стратегии Кремля в отношении Украины продолжает оставаться предметом споров.

Спустя три года после Крыма и начала войны на востоке Украины рецепты в этом интеллектуальном конфликте в сущности не претерпели изменений.

Адепты «партии войны» по-прежнему уверены в том, что Россия может достойно выйти из донбасской истории, действуя только силовым способом. Например, использовать провокацию Киева в отношении ДНР-ЛНР как casus belli и поставить Запад перед фактом быстрой оккупации всей Украины или ее значительной части с полным лишением Киева доступа к Черному и Азовскому морям. В качестве «мягкого решения» также популярны различные варианты силовой смены режима с целью возвращения всей Украины в зону российских интересов и включения ее в российские интеграционные проекты. Сохраняется в повестке и тема неизбежного развала самой Украины под давлением внутренних противоречий, которого российским властям следует лишь дождаться.

Как и прежде, сторонники «партии мира» считают, что России в долгосрочной перспективе будет достаточно, если Украина останется нейтральным и, возможно, федеративным государством, которое будет выступать в качестве моста между двумя большими интеграционными проектами на континенте – ЕС и ЕАЭС. При благоприятном развитии отношений Киев рано или поздно признает российский суверенитет над Крымом и подпишет новый договор о границе.

Кроме того, эти подходы часто пытаются примирить в рамках одной и той же стратегии – как программа-максимум и как программа-минимум. Расстановку приоритетов в таком случае предлагается осуществлять в зависимости от складывающихся внешнеполитических и внутриукраинских обстоятельств.

Однако в этих дискуссиях, если вынести за скобки непроработанный и откровенно «прожектерский» характер многих идей, теряется вопрос о том, каков для Кремля наиболее оптимальный и одновременно наиболее реалистичный сценарий развития событий на Украине в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Представить такой сценарий достаточно просто, и носит он не военный, а чисто политический характер.

Во-первых, российское руководство заинтересовано в непереизбрании президента Порошенко и в смене правящей команды на Украине в целом на более нейтральную и настроенную на конструктив – по крайней мере в вопросах торговли и, возможно, безопасности.

Во-вторых, следует признать, что добиться этого Россия может только с помощью украинских избирателей – через очередные выборы.

В этом смысле наглядный пример на постсоветском пространстве возможного политического развития Украины предоставляет Грузия.

В августе 2008 года Россия и Грузия находились в состоянии прямого военного конфликта. В Москве звучали призывы «дойти до Тбилиси» и сменить режим Саакашвили. Кремль пошел на беспрецедентный шаг – отказался от принципа нерушимости границ бывших советских республик, признав суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Отношения двух стран достигли критической точки. Как казалось тогда, любая нормализация отношений между двумя странами исключена на долгие годы.

В 2012 году на парламентских выборах победу одержало объединение «Грузинская мечта». Новая власть не признавала и вряд ли когда-либо признает независимость Абхазии и Южной Осетии, выступает за интеграцию Грузии в ЕС и НАТО, но одновременно заявляла о готовности к постепенной нормализации отношений с Россией и восстановление нормальной торговли между двумя странами. Смена власти в Грузии не решила большинства проблем двусторонних отношений. Тбилиси двигается по своему пути, в сторону от России. Однако серьезным достижением стало то, что страны вышли из состояния жесткого клинча и угроза возобновления войны практически равна нулю. Грузия больше не является открыто враждебным России государством. Развиваются и экономические отношения между двумя странами. Все это произошло благодаря тому, что в Грузии состоялась легитимная и демократическая смена власти.

В 2019 году на Украине должны пройти сначала президентские, а затем и парламентские выборы. Вероятность поражения президента Порошенко и правящей коалиции в данный момент скорее растет, чем сокращается. Так, согласно июньскому опросу группы «Рейтинг», действующий президент проигрывает Юлии Тимошенко во втором туре – 24% против 32%. В то же время вероятность прихода к власти на Украине открыто пророссийского режима трудно оценить даже в долгосрочной перспективе. Было бы наивным всерьез рассчитывать на то, что какой-либо из украинских политиков, который в состоянии побороться за власть, выступит в своей программе с предложением признать Крым российским – как и отказаться от евроинтеграции. Однако предложение перейти к прямым переговорам с отколовшимися территориями в Донбассе не кажется политически невозможным.

Главным интересом России в отношении Украины в настоящий момент является прекращение войны в Донбассе и восстановление нормальных экономических отношений – отмена всех взаимных санкций и ограничений, которые были введены после 2014 года. Президентские и парламентские выборы 2019 года открывают в этом смысле определенные возможности. Несмотря на свою жесткую риторику, Тимошенко имеет богатый и позитивный для Кремля опыт контактов с российскими властями. В любом случае ей придется править с помощью создания широкой коалиции, в которую, возможно, войдут и бывшие «регионалы». Не исключено, что России будут выгодны и другие кандидатуры, кроме Порошенко, которые будут набирать электоральный вес уже ближе к выборам. Так, новое поколение украинских реформаторов, которое негативно настроено в отношении Порошенко, также может прийти к необходимости восстановления экономических отношений с Россией и занятия более гибкой позиции по Донбассу, что послужит толчком для более серьезной «разрядки».

До 2014 года Россия имела свою игру на всех украинских выборах. В 2019 году вряд ли у Москвы появится существенно больше инструментов для влияния на украинскую внутреннюю политику, как и сторонников на территории Украины. Однако ставка на политическую работу сейчас кажется наименее рискованной и наиболее многообещающей. К тому же, принимая во внимание фактор большой непопулярности действующей украинской власти и разочарования в элитах в целом, Кремлю нет необходимости пытаться агрессивно вмешиваться в украинскую политику и создавать там свои группы влияния. Всю главную работу придется сделать украинскому обществу, однако на определенном этапе точечные и умные сигналы вполне могут помочь привести к власти в Киеве политиков, которые захотят изменить вектор двусторонних отношений.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора
____________

Читайте также:
16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".