Статья
749 23 марта 2009 0:01

Украинская ГТС в Брюсселе

В Брюсселе состоялась европейская инвестиционная конференция по модернизации газотранспортной системы Украины. В ней приняли участие президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко. По итогам конференции подписана совместная декларация в отношении модернизации украинской ГТС. В число подписавших сторон входят Правительство Украины, Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Всемирный банк (ВБ). Как сообщает «Интерфакс», с украинской стороны документ подписала премьер-министр Юлия Тимошенко, со стороны Европейской комиссии - член ЕК, ответственный за внешние связи Бенита Ферреро-Вальднер и еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, со стороны ЕИБ - президент Филипп Майстадт, со стороны ЕБРР - первый вице-президент Валер Фриман, со стороны ВБ - Мартин Райсер. Президент Украины Виктор Ющенко также объявил о намерении Украины в ближайшее время присоединиться к к договору о совместном европейском энергетическом пространстве.

Смысл подписанной декларации состоит в предоставлении правительством Украины независимости оператора газотранспортной системы в вопросах его юридической и организационной формы, а также процедур принятия решений и составления бухгалтерской отчетности. В соответствии с декларацией, оператору ГТС будет предоставлено право самостоятельно распоряжаться доходами от транспортировки и хранения газа. Таким образом, оператору должно быть предоставлено право работать на коммерческих принципах для реализации планов собственной модернизации, по крайней мере на тот период, пока заем для осуществления модернизации будет оставаться непогашенным. При этом правительство Украины обязуется обеспечить максимальную прозрачность заёмщика, назначенного для осуществления модернизации газотранспортной системы. Кроме того, декларацией открывается возможность предоставления доступа к газохранилищам третьим лицам на прозрачных коммерческих условиях.

Первоначально планировалось, что по итогам конференции Украине будет выделена безвозмездная помощь в размере 2,5 млрд евро. Позже стороны отказались от этой идеи и задекларировали, что средства будут собраны в виде инвестиций. Изменилась и их сумма - с 2,5 млрд евро на $2,5 млрд. Украина также представила к сегодняшней конференции инвестиционный мастер-план реконструкции ГТС. Документ предусматривает финансирование работ в объеме $2,57 млрд. $1,435 млрд. предлагается использовать на реконструкцию и замену компрессорных станций на всех ветках газопроводов высокого давления. На ремонт линейной части трубопроводов предполагается израсходовать $616 млн, на реконструкцию Богородчанского и Бильче-Волыцко-Урегского подземных хранилищ газа - $455 млн.

Следует отметить, что уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский, разъясняя тезисы декларации, заявил о том, что вопрос о приватизации украинской ГТС не стоит – речь, по его мнению, идёт лишь об инвестировании в модернизацию ГТС. Он также предложил проект увеличения пропускной способности украинской ГТС до 180-200 млрд кубометров газа в год в качестве альтернативы проектам «Южный поток» и «Северный поток». При этом он отметил, что проектная мощность украинской ГТС составляет 140 млрд кубометров газа в год, а реально она составляет 120 млрд кубометров.

В конференции также принимали участие представители США и Российской Федерации. Россию на конференции представлял министр энергетики Сергей Шматко. Он выразил сомнение в возможности успешной модернизации украинской ГТС без участия России и выразил озабоченность двусторонним характером документов между ЕС и Украиной.

Посол США на Украине Уильям Тейлор заявил о том, что в США не рассматривается вопрос о возможном финансировании украинской газотранспортной системы.

Состояние украинской газотранспортной системы является одной из основных проблем, связанных с недостаточной надёжностью транзита российского газа в Европу,. Ряд экспертов отмечает недостаточные вложения в модернизацию украинской ГТС со стороны «Нафтогаза Украины» и, как следствие, высокую вероятность проблем с техническим состоянием системы и надёжностью транзита.

Комментарии экспертов

Стороны оказались в патовой ситуации, когда никаких судьбоносных решений они принять не могут из-за того, что позиции сторон слишком различны. В чём была позиция Украины до начала этого мероприятия? Она была очень простой: «дайте нам 2,5 миллиарда, а дальше мы их потратим так, чтобы никаких проблем с транзитом газа не было». Эта позиция проистекала из старого понимания Украиной отношения Европы к проблеме транзита. Украина считала, что Европа всегда будет на её стороне, потому что есть «страшная Россия» и демократическая «оранжевая Украина». А значит, надо сделаться всё, чтобы помочь Украине. Отсюда – такие примитивные требования («дайте денег, а мы потом сами разберёмся»). Многие участники конференции в Брюсселе говорили мне о том, что были очень удивлены такой позицией Украины: она требовала денег, но плана их расходования предоставлять не собиралась.

Конечно, после «газовой войны» отношение к России несколько ухудшилось, но в то же время многие стали понимать, что и Украина - далеко не подарок. Сейчас мнение о том, что виновны и те, и другие - это позиция типичного европейского бизнесмена, связанного с газом. Конечно, никто в Европе не винит сам ЕС, но все считают, что обе страны (и Россия, и Украина) виноваты в том, что случилось, поэтому на них и нужно возложить всю ответственность.

Как бы то ни было, но теперь европейская позиция заключается в том, что просто так, исключительно под идеи о том, что «мы хорошие, оранжевые, а Россия плохая, дайте 2,5 миллиарда» денег даваться не будет. Европа будет давать деньги только под чёткий план модернизации газотранспортной системы Украины, которая находится в очень непростом состоянии.

Кстати, сама Украина так и не представила данные аудита, хотя он и проводился. Но он так и не был опубликован в полном варианте. Если Украина считается транспарентной страной, пусть опубликует данные аудита состояния ГТС. Сегодня же мы имеем данные о состоянии ГТС только со слов «Нафтогаза». То, что он нарисовал в своих презентациях - то мы и считаем правдой, а что творится на самом деле, мы понять не можем - хотя международные аудиторы и работали с «Нафтогазом». Но он никаких данных, к сожалению, не представляет. Конечно, хотелось бы более чёткой информации о том, в каком состоянии находится труба, и о том, куда Украина собирается тратить 2,5 миллиарда.

Насколько я понимаю, никаких решений о кредитовании на конференции в Брюсселе принято не было. И украинская позиция заключается в том, что «да, денег мы на этой конференции не получим, но самое главное – то, что мы согласовали некую декларацию, которая позволит нам в будущем легко получить эти заёмные средства». Но эту декларацию можно понимать по-разному. По крайней мере, мы видим, что в ней есть некие признаки готовности Украины как государства поступиться частью своего транзитного суверенитета. Несмотря на то, что там зафиксировано, что труба остаётся собственностью Украины, тем не менее, там есть намёки на возможность при определённых условиях рассмотреть участие по крайней мере, покупателей газа в том, чтобы эту систему модернизировать, особенно если ЕБРР начнёт финансировать модернизацию ГТС.

Мы помним, об идее газотранспортного консорциума с участием России и европейских компаний (прежде всего, немецких). Украина всегда от этого отказывалась, потому что считала это утратой суверенитета. Но декларация составлена настолько обтекаемо, что понять из неё ничего невозможно. В этой ситуации мы должны ориентироваться на намёки, которые там есть. Конечно, судьбоносных решений в ней не содержится. По сути дела, она нужна только для того, чтобы этот форум не был признан бессмысленным и бестолковым.

Если говорить об инвестициях – то они всегда даются под что-то конкретное. Совершенно очевидно, что Украина не получит денег под абстрактную идею модернизации трубы. Ещё полгода назад (конференция задумывалась давно, до «газовой войны») именно так всё это и выглядело: Украины была уверена, что ей дадут деньги под какую-то неконкретную идею о модернизации («мы сами там разберёмся, вы, главное, нам деньги подбрасывайте»). Сейчас же ЕС намекает, что хотя деньги он дать и может, но он уже требует от Украины уже непосредственно «пустить его в трубу». Украина, в свою очередь, намекает на то, что она готова отказаться от своего суверенитета, но лишь бы там не было рядом России. Россию пытаются исключить из этой игры.

Каковы итоги? Украина столкнулась с довольно жёсткой позицией Европы. Ей дали понять, что под революцию теперь точно никто деньги давать не будет. Украина понимает, что интерес к трубе есть и со стороны американцев, и со стороны европейцев, но от неё будут требовать отказаться от части своего транзитного суверенитета, пустить туда инвесторов и наблюдателей. Украина демонстрирует готовность идти на эти переговоры, но с условием вытесения России. Но Россия, разумеется, не будет уходить – она неизбежно будет возвращаться к идее газотранспортного консорциума. Пусть даже мы и будем там миноритариями, но нам небезразлично состояние газопровода. Россия желала бы изменения ситуации, когда несколько раз в год в ГТС Украины возникают какие-то аварии.

Сейчас в споре о ГТС Украины точку ставить рано. Нет понимания того, что будет с газотранспортной системой Украины. Денег Украина не получила. Кроме того, там будут президентские выборы, которые могут поставить под сомнение все ранее подписанные документы. Поэтому возвращение к идее газотранспортного консорциума в той или иной форме мне кажется почти неизбежным.

Но самый главный итог – Украина окончательно признала, что сама она эту проблему не решит. Раньше они грудью стояли на защите трубы, говоря «мы никого не пустим, потому что эта труба – наша гордость», а теперь она даже готова  немного поступиться своим суверенитетом – только выдвигает условие, чтобы русских рядом не было. Но как всё это делать без русских, пока не вполне понятно.

Изначально конференция предполагалась как форум по созданию консорциума, который должен был заниматься транспортировкой газа через Украину. Напомню, что соответствующий проект выдвинула Российская Федерация в так называемом «втором пакете» газовых предложений во время перекрытия транзита Украиной, предполагая, что европейские страны вместе с Газпромом будут заниматься именно транзитом газа - в то время, как «Нафтогаз Украины» будет заниматься отпуском газа непосредственно украинским потребителям. Что, собственно говоря, и было запланировано. Однако ситуация, как известно, разрешилась иным способом: было опять подписано два соглашения.

Перед газотранспортной системой Украины действительно стоят очень большие проблемы. Мало того, что она очень изношена, так она ещё и перегружена и, ко всему прочему, нестабильная политическая ситуация создаёт массу рисков для тразита. Инвестиции в неё нужны достаточно большие и объёмные. Никто, конечно, инвестировать в неё во время финансового кризиса не будет – однако как минимум в ближайшие 2-3 года в неё нужно будет вложить значительное количество денежных средств – как на модернизацию, так и на ремонт. Причём, учитывая что от транзитируемого Украиной газа зависит большая часть Восточной Европы, риск аварий на транзитных газопроводах может привести к полному прекращению поставок газа в некоторые государства, например, в Венгрию или Болгарию, а значит – к новому тяжелейшему витку газового кризиса.

Собственно, что именно предлагается? Предлагается создать консорциум, который будет заниматься привлечением инвестиций и в дальнейшем получит право на прокачку газа. Конечно же, Украина в этом не заинтересована и попытается всеми возможными способами торпедировать данное предложение. Но европейцы от такой идеи, конечно, не откажутся. У самих европейцев не хватает денежных средств, и понятно, что они попытаются получить контроль. Позиция «Газпрома» здесь очень проста – он будет финансировать украинскую газотранспортную систему только при получении пакета в операторе трубопроводов («Укртрансгазе»). В противном случае «Газпром» помогать не будет. Соответственно, вокруг этих проблем и затягивается основной спор.

Интересный факт, что туда приезжает и Ющенко, и Тимошенко. У обоих, как известно, продолжается конфликт по вопросу «Нафтогаза» и «Росукрэнерго», и вопрос транзита там стоит напрямую. «Росукрэнерго» сейчас находится в состоянии конфликта с «Нафтогазом Украины» по поводу газа, находящегося в ПХГ «Укртрансгаза» и ранее принадлежавшего «Росукрэнерго». «Росукрэнерго» пытается вернуть этот газ. Непонятно, кто является транзитёром этого газа – «Росукрэнерго» или уже «Нафтогаз». Эту коллизию тоже предстоит решить на форуме, потому что в противном случае газ просто не будет приниматься европейской стороной и будут проблемы с его растаможкой, что, собственно говоря, сейчас и происходит. В этом контексте очень интересно посмотреть, как будет продолжаться спор.

Этот и ряд других конфликтов с большой вероятностью приведут к тому, что президент и премьер-министр будут выступать с различными инициативами. Скорее всего, глава правительства Тимошенко привезёт туда первого вице-премьера, а президент Украины попытается вытащить представителя или сторонника секретариата президента, возможно, как раз замглавы СБУ Украины Хорошковского. Как известно, Хорошковский ранее был главой таможни и препятствовал растаможке спорного газа как принадлежащего «Нафтогазу Украины». Так что, вполне возможно, на конференции кулуарно продолжится очередной раунд газового конфликта внутри самой Украины. И конечно же, в этом вопросе премьер-министр и президент Украины попытаются заручитья поддержкой европейских партнёров. Скорее всего, Юлия Тимошенко опять вспомнит мертворожденный проект «Белый поток», который предполагает перекачку через территорию Украины среднеазиатского газа, а Ющенко попытается напомнить о многочисленных мифических проектах, например, о той же достройке нефтепровода «Одесса-Броды».

Декларация оставляет много вопросов. Во-первых, предполагает ли независимость оператора ГТС возможность частичной покупки акций потенциальными инвесторами или нет? И как именно будут осуществляться инвестиции в модернизацию украинской газотранспортной системы?

В период финансового кризиса отдавать даром достаточно большие деньги никто не будет. Отказ в льготном кредите со стороны ЕС означает именно это. Но в то же время и ЕС, и Россия, что называется, кровно заинтересованы в надёжном функционировании украинской ГТС, которое, что бы не говорили Ющенко и Тимошенко, находится под большим вопросом. Любые альтернативные проекты транзита газа в Европу, как российские («Северный» и «Южный» потоки), так и «антироссийские» (Набукко) будут построены в лучшем случае через несколько лет – а транзитировать газ надо сейчас и, желательно, бесперебойно. Поэтому позиция ЕС – вовсе не свидетельство какой-то кризисной жадности.

Очевидно, что и ЕС, и России в конечном счёте выгодно долевое участие своих энергетических компаний в капитале оператора украинской ГТС, которое бы гарантировало и его прозрачность, и его коммерческую эффективность. Очевидно, что политические проблемы Украины и разборки между местными транзитными олигархами, кумуфлируемые под политические противоречия, порядком «достали» уже и любителей демократии из ЕС.

Поэтому результаты конференции, на мой взгляд, следует оценивать как очень осторожное и мягкое, но последовательное давление на Украину с целью обеспечения контроля над её ГТС. К политическим элитам Украины уже ни у кого нет доверия: украинская власть доконтролировалась до того, что чуть не заморозила в январе половину Европы. И сегодня даже у самых упрямых русофобов, любителей «цветных революций» и «молодых демократий» окончательно сформировалось понимание, что политическая ситуация на Украине – это серьёзная проблема, с которой надо что-то делать. Таким образом, хотя сама декларация по итогам конференции носит общий характер, тем не менее сигналы, в ней заложенные, свидетельствуют об отрезвлении представления ЕС о реальной ситуации на Украине, о договороспособности и надёжности её политических элит.

Как я понял из обрывочных сообщений информагентств, произошло примерно следующее. Главная суть сегодняшних событий – то, что неоправданная ставка на Юлию Тимошенко как на главного партнёра России в Украине оказалась проигрышной, о чём я трубил во все трубы на протяжении последнего полугода, рассказывая и публично, и непублично, что такое Тимошенко как союзник, почему этот союзник абсолютно ненадёжный и почему этому человеку верить нельзя. При этом игры с Юлией Владимировной продолжались и была какая-то странная уверенность в том, что этот человек способен выполнять данные ею неофициальные обязательства. Оказалось, что Юлия Владимировна и официально, и неофициально свои обязательства выполнять не в состоянии.

Что сегодня произошло по сути дела? Первый пункт – обсуждалась тема о возможном предоставлении Украине кредита на модернизацию украинской ГТС в размере 2,5 миллиарда долларов. При этом реальные затраты, я думаю, будут минимум 10 миллиардов. Оценка российской стороны, которая сегодня покинула эту конференцию – что даже в 10 раз больше, чем упомянутая сумма. Я не был бы столько радикален, но я думаю, что 10 миллиардов – это минимум.

К экономике то, что сегодня было, не имело абсолютно никакого отношения. Во-первых, никаких гарантий предоставления этих средств дано Украине не было. Во-вторых, суммы явно недостаточны. В-третьих, российская делегация попала, честно говоря, в глупое положение. Юлия Тимошенко почувствовала, что её игры с Россией ударяют по её электоральному полю на западе Украины, и у неё возникла необходимость в очередном антироссийском демарше, чтобы показать, что она играет с Европой и Западом, а не с Россией. Для этого была использовала эта конференция. То есть, в действительности Тимошенко решала свою конкретную внутриполитическую проблему, связанную с обвальным падением её рейтинга на Западной Украине.

Крайними в этой ситуации опять оказались мы, которые в лице представителей российских властей почему-то имели иллюзии, что Тимошенко является договороспособным партнёром. На чём основывались эти иллюзии, я, честно говоря, до сих пор понять не могу. Но они были. В итоге оказалось, что когда российская сторона пыталась выстраивать долговременные экономически взаимовыгодные модели, украинская сторона в это время просто-напросто нагло использовала Россию как некий элемент внутриукраинской политической разводки.

С ГТС ничего делать не будут. ЕС говорит своим гражданам и бизнесменам – «мы занимаемся украинской ГТС». Ющенко – «мы продолжаем свой путь в Европу». А Тимошенко – «дорогие избиратели Западной Украины, я вас не предавала, вот смотрите – я иду в Европу, с этими москалями дел иметь не хочу, мы даже их в текст итоговой декларации не включили». Это пиаровское мероприятие, в котором страдают экономические интересы Украины, экономические интересы России и имидж России.

И всё это после того, как, во-первых, Россия признала абсолютно невыгодную для нас интерпретацию срыва газовых переговоров с Украиной, которую предложила Тимошенко (о том, что якобы Фирташ отправил какой-то факс «Газпрому» и из-за этого сорвались межгосударственные переговоры. Прямо хочется профинансировать какого-нибудь человека, чтобы он держал Фирташа за руку, чтобы тот не нажимал на кнопочку «пуск» на факсе). Мы эту глупость косвенно подтвердили – что «РосУкрЭнерго» прислало какие-то предложение, газовые переговоры сорвались, и Европа осталось без газа. Какие последствия? Теперь мы для Европы подписались, что «Газпром» и его дочернее предприятие «РосУкрЭнерго» сорвали переговоры, а Украина не при чём – чем заложили под имидж России долговременную мину.

Во-вторых, абсолютно неправовым способом подарили правительству Тимошенко 11 миллиардов кубов газа, которые были закачаны компанией «РосУкрЭнерго» в подземные хранилища газа и которые стоят более 5 миллиардов долларов по цене около 1,7. Мы сделали подарок правительству Тимошенко, который превосходит по своей сумме те обещания, которые сегодня были даны и под которые нет никаких гарантий (о том, что, быть может, ЕС вложит 2,5 миллиарда). Россия уже подарила Тимошенко 3,5 миллиарда, и после этого получила вот такую пощёчину.

Россия и впредь будет получать вот такие пощёчины - до тех пор, пока будет играть с конкретными украинскими политическими деятелями вместо того, чтобы делать ставку на конкретные тренды, тенденции и решения. Я не понимаю, почему наш новый «друг» (который стал другом, правда, совсем недавно, всего несколько месяцев назад), блок Юлии Тимошенко, не поставил вопрос о русском как о втором государственном или хотя бы втором региональном языке. Почему БЮТ, наш новый «друг», которому мы финансово помогаем, причём очень серьёзно (кстати говоря, рассматриваем сейчас вопрос о кредите в 5 миллиардов долларов), почему этот наш замечательный друг не поставил вопрос о пересмотре закона о внешней политике Украины, в частности, об исключении оттуда пункта о евроатлантической интеграции? Через Верховную Раду этот вопрос прошёл бы просто «на ура»: голоса БЮТ, Партии регионов и коммунистов. Это было бы 300 с лишним голосов. Я не понимаю, что у нас за друзья такие, которым мы даём многомиллиардные подарки в долларах, и которые после этого дают  нам прилюдно пощёчины. Я отказываюсь понимать эти вещи в нашей внешней политике.

Мне сейчас хотелось бы посмотреть в глаза тех персонажей, которые в январе, во время газовой войны на полном серьезе рассчитывали, что Россия и Европа под этим соусом разделят неэффективную и нерентабельную Украину. А разговоры подобные шли тогда вполне серьезно. Мы видим, что дело обстоит совсем не так, как хочется нашим европофилам. Необходимо раз и навсегда понять одну простую истину - никаких «союзников» на Западе у России нет и не будет. Единственное, что может заставить какие-то из западных стран пойти на хотя бы имитацию союза с Россией, - это угроза со стороны внешнего агрессора. Коль скоро таковой сейчас нет, у ЕС и нет оснований выступать вместе с Россией «против» своей Украины. Европейцы предпочтут раскошелиться на поддержание хотя бы на несколько месяцев нежизнеспособного украинского государства. А там что-нибудь придумается. При этом нет никаких оснований рассчитывать на то, что Украина не сможет выполнить взятые на себя обязательства. Украина и не будет пытаться это делать, а главное - никто от нее этого и не ждет. Европейцы ведь прекрасно понимают, что газ прекратил поступать не из-за неэффективности украинской ГТК, а в силу принципиальных политических расхождений «оранжевой» Украины и России. Решение выделить Украине 2,5 миллиарда означает, что ЕС готов и дальше оплачивать наличие этих разногласий.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".