Статья
2215 8 октября 2017 10:47

Украинские элиты против «Минска»

В 2019 году Россия и Запад окажутся перед сложной дилеммой.

Открытое отрицание Минских соглашений становится общей платформой для подавляющего большинства оппонентов президента Порошенко, которые имеют реальные шансы изменить конфигурацию власти на выборах 2019 года. Такой вывод можно сделать из обсуждения и принятия двух законов по Донбассу в Верховной Раде.

Голосование по законопроектам «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» и «О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» едва не привело к новому политическому кризису, как это было во время рассмотрения поправок в Конституцию в 2015 году, которые создавали предпосылки для особого статуса Донбасса. Только исключение из текста первого документа упоминания Минских соглашений позволило Порошенко достичь компромисса в парламенте, в том числе внутри самой правящей коалиции, и протащить закон.

В итоге, как показали прения и конфликты в Верховной раде, за безусловную имплементацию Минских соглашений готовы выступать лишь «Оппозиционный блок» и ряд примкнувших к нему бывших регионалов-одномандатников и с тем или иными оговорками — часть депутатов внутри президентской партии «Блок Петра Порошенко». Все остальные политические силы, включая входящий в коалицию «Народный фронт», выступили категорически против инкорпорирования в украинское законодательство даже ссылки на мирные договоренности. Таким образом, большинство политических сил в Раде и за ее пределами обозначили позицию, которая состоит даже не в имплементации соглашений в каком-либо другом порядке, а в полном отказе от них.

При обсуждении законопроектов украинские политики не стеснялись в выражениях. Избранный в парламент от президентской партии Мустафа Найем заявил, что не будет поддерживать «легализацию» Минских соглашений. «С формальной точки зрения, Минские договоренности не могут считаться источником права, в том числе международного, поскольку они не подписывались субъектами международного права. Их подписывали в том числе террористы», — настаивал он. Представляющий радикальную «Свободу» в парламенте Андрей Ильенко назвал мирные договоренности «амнистией террористов» и сказал, что они ведут к «разрушению украинского государства».

Вокруг непризнания Минска объединились как совсем «махровые» радикалы и реакционеры, так и проевропейски настроенные политические силы, которые видят «украинский проект» в повторении успешного опыта европейской интеграции восточноевропейских соседей.

Такая ситуация создает большие риски, учитывая тот факт, что в 2019 году на Украине пройдут выборы президента и парламента. Одним из реалистичных сценариев исхода этих выборов является перехват власти именно теми силами, которые сейчас декларируют свое отрицание мирных договоренностей. Они могут выиграть если не президентское кресло, то захватить контроль над правительством. Последние события показали, что разномастные противники Порошенко собираются сделать электоральную ставку на отказ от Минских соглашений. Подписанные в 2014 и в 2015 годах документы, наряду с положением в экономике, социальной сфере и с анемичной борьбой с коррупцией, станут одной из главных претензий к действующей власти.

Следует признать, что на Украине Минские соглашения превратились в аналог Версальского мира для Германии между двумя войнами — не в инструмент урегулирования и основание твердого национального консенсуса, а в синоним национального позора, на чувствах которого с энтузиазмом будут играть украинские политики, по всем остальным вопросам придерживающиеся часто диаметрально противоположных взглядов. И вина за это лежит целиком на президенте Порошенко, который клянется Минском на словах, но саботирует на деле. Нарушив данные в 2014 году обещания по особому статусу и амнистии и тем самым потеряв время, а вместе с ним и комфортный расклад сил в Верховной Раде, украинский президент дал зеленый свет радикалам превратить соглашения в аргумент против него самого. Все это время Порошенко держится за Минск лишь потому, что последний гарантирует продление санкций против России и продолжение экономической помощи со стороны Запада.

Перспективы отказа Украины от Минска после выборов должны стать предметом озабоченности как на Западе, так и в России. Если даже представить себе идеальную ситуацию, что мирные договоренности будут в том или ином виде выполнены к 2019 году или же достигнут значимый прогресс в их имплементации (например, компромиссы по отводу вооружений или параметров введения особого статуса), могут появиться реальные политические условия для их ревизии. Можно представить себе ситуацию, когда заявления о несогласии с Минскими соглашениями станет единственным выходом для формирования работоспособной власти после выборов (при сохранении за Порошенко или его преемником президентского кресла и соответственно при получении оппозицией поста премьера).

Учитывая эти риски, с одной стороны, Порошенко и его союзники оказываются менее худшим из всех зол для России и Запада. Но, с другой стороны, давно понятно, что украинский президент не может обеспечить выполнение текущих договоренностей и поощряет своей политикой силы, которые выступают за открытый отказ от них. Лучшим доказательством этого служат последние компромиссы Порошенко с радикалами — как в случае блокады Донбасса, так и в случае голосования по законам о реинтеграции Донбасса в Верховной Раде.

Вместе с тем, реалии таковы, что ни у России, ни у Запада объективно нет достаточных инструментов политической инженерии, чтобы постараться изменить траекторию движения украинских элит. Если у Москвы вообще отсутствуют возможности влияния на внутреннюю политику в Киеве, то у западных партнеров Украины они серьезно ограничены. Теоретически обезопасить Минские соглашения может более жесткая увязка дальнейшего предоставления Украине помощи с их поддержкой или полным выполнением, чтобы поставить местные элиты перед выборов, в котором будет решаться само существование государства. Но и здесь возможны откаты и шаги назад, учитывая многочисленные примеры пасования перед радикальными силами и общим настроем украинских властей показывать слабость там, где нужно демонстрировать силу даже ценой силового столкновения с оппонентами.

Если текущую ситуацию в мирном процессе можно назвать тупиком, в 2019 году международные гаранты Минска могут оказаться уже перед лицом кризиса, который повлияет на отношения в треугольнике Москва-Запад-Киев и проверит на прочность украинскую государственность. Пути выхода из этого вероятного кризиса нужно начинать продумывать уже сейчас.
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".