Статья
766 19 сентября 2009 0:01

Украинские выборы

19 сентября на Украине официально стартовала президентская гонка. Основными претендентами на президентское кресло являются лидер Партии регионов Виктор Янукович, премьер-министр Юлия Тимошенко и народный депутат, лидер "Фронта перемен" Арсений Яценюк.

В рейтинге симпатий избирателей они располагаются именно  в таком порядке.  Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального института стратегических исследований, проведенного 8-12 сентября 2009 года.  Если бы гражданам пришлось голосовать уже сейчас, то  21,3% опрошенных отдали бы свои голоса за В.Януковича, 14% - Ю.Тимошенко, 10,1% - А.Яценюка.

Действующий президент Украины Виктор Ющенко занял 4-е место: ему готовы отдать голоса 7,4% опрошенных, на 5-м месте - председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин с рейтингом 4,3%. 4% респондентов готовы голосовать за лидера украинских коммунистов Петра Симоненко. Согласно исследованию, 17,6% респондентов проголосовали бы против всех возможных кандидатов. 14% избирателей ответили, что им трудно ответить на вопрос, сообщает "Интерфакс".

В ходе исследования были опрошены 2010 респондентов во всех регионах Украины, в том числе в Крыму и Киеве. Организация, проводившая исследование, является государственной структурой.

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко опасается, что президентские выборы могут быть сорваны. Причем, она видит два сценария, каким образом это может произойти. По ее словам, первым сценарием является возможность отмены закона о выборах президента через решение Конституционного суда. "Где-то там прикопаются к какой-нибудь запятой и отменят закон, который принят большинством в парламенте", - заявила Ю.Тимошенко. В то же время, по ее мнению, именно этот закон снимает все угрозы фальсификации проведения выборов президента. Она также надеется, что Конституционный суд все-таки не будет вмешиваться в политические процессы.

Второй угрозой, по ее словам, является усугубление экономической ситуации в стране через механизм обесценивания национальной валюты. "О возможности такого плана я говорила еще вначале года: планируют гривню убить, так как это возможно довести полного коллапса банковской системы и экономики страны и после этого ввести чрезвычайное положение в стране", - подчеркнула Ю.Тимошенко. Она напомнила, что в условиях чрезвычайного положения согласно Конституции нельзя проводить выборы президента.

Выборы президента Украины назначены на 17 января 2010 года. К 19 сентября 2009 года определены 225 избирательных округов. В стране зарегистрировано 36 млн 582 тыс. 615 избирателей. Финансирование избирательного процесса в 2010 году может быть принято отдельным законом, в случае, если закон о государственном бюджете не будет принят до начала следующего года.

По материала "Интерфакс" и РБК-Украина.

Комментарии экспертов

Вопрос об отношении к России будет одним из основных на этих выборах. И я думаю, что сейчас конечно же крайне нервозное состояние у Ющенко и его команды, потому что они планировали восстать как феникс из пепла, на теме антироссийской мобилизации. Но антироссийская мобилизация не может происходить сама по себе – то есть если Вы против Росси, то значит должны быть с кем-то. А тут НАТО устраивает Ющенко один неприятный сюрприз за другим. Сначала представитель альянса говорит о том, что они из-за Украины с Россией воевать не будут. Затем происходит отказ от развертывания ПРО в Польше и Чехии. Затем грузинские представители говорят о том, что НАТО надо бы сотрудничать с Россией ОДКБ. И соответственно второго полюса не получается и вот эта вот растерянность украинских северо-атлантистов очень ярко проявилась в недавней статье г-на Горбулина, бывшего секретаря совета безопасности Украины и Валентина Бадрака, где они уже призвали к тому, что раз нас НАТО  кинуло, давайте как-нибудь сейчас выстраивать отношения с Китаем, может быть он нас защитит от страшной России.

Наблюдается легкая истерика в оранжевых СМИ  на тему закона, который сейчас принят Госдумой в первом чтении и позволяет использовать армию РФ за ее пределами по целому ряду позиций, в частности, для защиты своих граждан и в случае нападения на вооруженные силы РФ. Там продвигается идея, что якобы это относится именно к Украине, что, естественно, является откровенной нелепостью. Но тем ни менее эта компания идет, но  она безрезультатна, потому что когда вы нагнетаете такую истерию, вы должны предлагать выход.

А натовский выход закрыт, то есть выход остается один – дружить с Россией и в связи с этим украинские политики начинают корректировать риторику. То есть о НАТО уже ни один из них не говорит, даже Ющенко как-то затих на эту тему, изменилась очень сильно риторика Арсения Яценюка, который считается реинкарнацией Ющенко. Но тут с ним один вопрос – насколько искренне он сейчас отказывается от темы НАТО? Потому что Ющенко в компании 2004 года про НАТО не сказал ни словаце. А когда стал президентом начал двигать риторику именно в эту сторону. И Яценюк до весны этого года заявлял себя как ярого евро-атлантиста, потом у него появились российские политтехнологи, которые начали корректировать его публичную политпозицию. Но политтехнологи не навсегда, они уедут домой с чемоданами соответствующих денежных знаков, а политик останется со своими убеждениями. И поэтому если Яценюк хочет, чтобы его новая позиция по отношению к России, по отношению к его сотрудничеству с Россией действительно воспринималась, он должен предпринимать несколько большие усилия, чем просто заявлять тезисы, которые звучат в русле интересной для России политики.

Я считаю, что во главу угла нужно ставить совместное экономическое сотрудничество, но тут есть одна хитрая тенденция украинских политиков. Литвин на днях заявил, что на время выборов нужно запретить обсуждать конфликтные вопросы – язык, внешнюю политику, якобы это раскалывает страну. Возникает вопрос, когда еще обсуждать принципиальные вопросы, раскалывающие страну, как не на выборах? Давайте тогда хотя бы разберемся, почему страна начинает раскалываться? Что именно в политике нынешних властей нынешних властей вызывает отторжение значительной части населения?

В этом году окончательно запретили тестирование школьников на русском языке, идет наступление на вещание на телевидении на русском языке, запретили показывать фильмы в кинотеатрах на русском языке. "Давайте не будем обсуждать, давайте забудем!» Отличная позиция, но на мой взгляд не являющейся позицией ответственного политика.

И в этом смысле я могу сказать, что Юлия Тимошенко в конъюнктурных целях сейчас аппелирует к Западу (понятно уже, что большую часть голосов избирателей Юго-Востока возьмет все таки Янукович). И вот у нее уже начались жесткие заявления про то, что мы просто не дадим поднять вопрос о втором государственном языке, им будет украинский и так далее.  И здесь у нас в разных кабинетах говорят, что она постоянно обманывает и это относится и к русскому языку.

Я в это не верю, потому что Тимошенко делает то, что выгодно. И с этой точки зрения ей, поскольку у нее все равно основная электоральная база находится там – в центре и на западе Украины, было бы не логично менять позицию. Плюс если мы посмотрим состав ее окружения, то там преобладают люди радикально-рационалистических взглядов. Если мы не берем бизнесменов или спонсоров, у которых нет никакой идеологии, а те люди, которые идеологически заряжены, они заряжены антироссийски.

Но если мы продолжаем оценивать кандидатов, то если есть заряженные радикал-националисты из окружения Ющенко, если есть заряженные радикал-националисты в окружении Тимошенко, то Партия регионов традиционно демонстрирует этакую идейную аморфность и не смотря на все заявления Януковича о том, что русский станет вторым государственным, я честно говоря сомневаюсь, что он реально предпримет необходимые для этого действия,  в случае, если вдруг станет президентом. Потому что у него уже были возможности подобного рода вещи продвигать, но он же этого не делал в тот момент, когда был премьер министром. И классическая тактика партии регионов разменивать идеологические вещи на экономические интересы, она конечно не внушает большого оптимизма.

Я думаю, что Партия регионов будет держаться в каком-то идеологическом тонусе только в том случае, если появятся какие-то более радикальные проекты, причем я не стал бы их называть пророссийскими, потому что я считаю, что это именно патриотические украинские проекты, двуязычие, на мой взгляд, соответствует национальным интересам Украины и не дает провинциализировать эту страну. И с этой точки зрения интересны такие кандидаты, как Инна Богословская, которая высказывает интересные идеи. Интересен появившийся недавно на юге Украины политик Игорь Марков.  Ни Богословская, ни Марков не могут рассчитывать на победу, по крайней мере в этом электоральном цикле, но если они заявят свою позицию, то это будет вынуждать Партию регионов радикализироваться и занимать более  идеологическую позицию, чего пока на  самом деле не происходит. Я думаю, что очень большая ошибка Януковича сегодня в том, что он пытается делать такую расплывчато-обтекаемую кампанию, «услышу всех». Старт кампании Януковича достаточно слабый и с точки зрения технологии сегодня Тимошенко действует гораздо интересней,изобретательней и точечней.

После выборов на Украине не стоит ожидать каких-то совсем радикальных перемен украинской позиции. Точнее, те допустимые перемены, которые там произойдут, они будут фактически вне зависимости от того, кто окажется победителем. Совершенно понятно, что Ющенко победителем не окажется. У него нет никаких легальных способов остаться президентом дальше, его президентский рейтинг абсолютно на нуле и никогда с этого нуля не поднимется.

А все прочие кандидаты в президенты: Янукович, Тимошенко, Яценюк, кто-то ещё – все они будут склоны к тому, чтобы так или иначе изменить отношения с Россией. Ни один из них не подвязан под тот совершенно безумный и неадекватный украинский национализм, который исповедуется Ющенко и его командой. То есть все они будут настроены на то, чтобы строить отношения с Россией более прагматично и более адекватно.

Хотя, понятно, в разной степени. То есть у Яценюка, скажем, всё-таки репутация более прозападного политика. У Януковича репутация политика пророссийского. У Тимошенко репутация политика, который будет в каждый момент делать, что представляется наиболее выгодным для её власти, карьеры, достижений и т.д.

Но при этом коридор возможностей у всех как в плане отдаления от России, так и в плане сближения с ней довольно узок. Дело в том, что всякая украинская элита обречена на известную степень негативизма по отношению к России, поскольку только на этом негативизме вообще возможен сам факт существования украинской государственности в её теперешнем виде.

Поэтому никаких принципиальных изменений (скажем, Украина окажется союзным государством по отношению к России хотя бы в той же степени, в какой им оказалась Белоруссия) ожидать не приходится. В этом смысле сегодняшний формат государства Украина не будет принципиально пророссийссим.

Поэтому весь вопрос исключительно в том, какие конкретные тактические проблемы будут возникать в отношениях России и Украины, насколько сильна и влиятельна будет Россия как таковая. Если Россия будет сильна и будет проводить по отношению к Украине достаточно последовательную и достаточно жёсткую политику национальных интересов (это в том числе  и интересы защиты русского населения, русского языка на Украине, интересы защиты интересов РПЦ, её канонических границ), то любая украинская элита будет вынуждена в той или иной степени идти в фарватере политики Москвы.

То есть в данном случае многое зависит не столько от выборов на Украине (единственный очевидно неадекватный персонаж в украинском политическом раскладе – Ющенко, выпадет из игры в ближайшие месяцы), а от того, насколько Россия способна проводить политику, направленную на свои интересы.

 

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".