1053 25 июля 2011 8:17

Украшать нельзя помиловать

Ювелир Дмитрий Гуржий рассказал корреспонденту «Актуальных Комментариев» Татьяне Роднянской о проблемах российской ювелирной промышленности, регламенте политиков и ручке Владимира Путина.

АК: Давайте поговорим о тенденциях. Раньше в нашей стране потребителями ювелирных украшений были в большей степени женщины, а сейчас мужчины тоже стали украшать себя. Но я не говорю о молодых людях, хипстерах, у которых серьги на лице.Что себе позволяют наши солидные мужчины, что они предпочитают носить?


Д.Г.: Мне кажется, что русские мужчины достаточно консервативны. Они все равно классически одеваются и покупают классические ювелирные изделия. Другое дело, что они изо всех сил стали украшать себя, чего не было прежде.

Во-первых, главное мужское украшение – это часы. Во-вторых, запонки. Соответственно, когда люди идут в офис, я наблюдаю два варианта запонок: классический - строгий черный оникс, второй - что-то личное, что имеет какое-то отношение к человеку, его мироощущению и привычкам. Мужчина может прийти с запонками в виде волка или тигра, или с октябрятской звездочкой, но это - уже уникум.

Хочется также отметить тенденцию к религиозности – сейчас часто приобретают очень дорогие магендовиды и кресты. То есть, если в начале 1990-х годов мужчины ходили просто с «цепурами», и это было украшением, то теперь ходят с видными цепями, на которых - нательный крест или икона. В зависимости от религии возможна Звезда Давида. Российские мусульманские мужчины скромнее в аксессуарах, хотя тоже стараются выделяться, например - четками или личными печатями.

АК: Вы говорите о большой цене. Возможно, это все - напоказ?

Д.Г.: Богатые мужчины стараются, чтобы эта дороговизна была неявная. Хотя, знаете, не только в ювелирном сегменте встречаются уникальные персонажи. Например, есть такой модный человек - банкир Алексей Поляков. Вот он даже открыл ателье по пошиву сорочек. Идея - очень хорошая, яркая, но это рассчитано на бизнес-молодежь, которая не боится выделиться.

АК: А политическая элита может себе позволить украшаться теми же звездочками? Могут они выделяться, или должны ходить только с маленьким строгим рубинчиком?

Д.Г.: Любое действие, любое украшение публичного политика будет интерпретироваться и связываться с его деятельностью. Поэтому, если он наденет вдруг октябрятскую звездочку, то ему придется объяснять, почему он надел именно ее. Если он наденет магендовид, то это также будет замечено и предано огласке. Поэтому лучше выбирать нейтральные вещи, как рубин или другие камни.

АК: А есть среди нашей политической элиты трендсеттеры? Ведь, помимо дяденек в кургузых костюмах, у нас есть и господин Лавров, который всегда одет с иголочки.

Д.Г.: Я думаю, что у нас нет трендсеттеров. У нас есть просто элегантные люди, у которых есть стилист. Но я не могу сказать, что они - законодатели, что они что-то новое придумывают. Среди политиков таких нет точно.

АК: В политике все-таки все строже. Может, в бизнес-элите?

Д.Г.: Да, строже. Да, нет у нас модников. Это в Лондоне все - трендсеттеры. Мы же в хорошем смысле повторяем за кем-то. Весь мир повторяет за кем-то. В конце XIX - в начале XX веков, когда был стиль «a la russe», «казачок» - вот это были наши трендсеттеры. Например, князь Юсупов одевался на императорские балы в образе казака, кто-то еще преображался в бурятского монаха. Юсупов или Дягилев - вот они были мировыми законодателями моды. За ними потом следовали Шанель и прочие будущие мастодонты европейской моды. Это - факт. Так же, как в русском авангарде были Родченко или Степанова. Их костюмы стали мировыми трендами. Родченко придумал комбинезон. А сегодня таких нет. Может, еще появятся.

АК: Первых лиц государства мы не можем назвать трендсеттерами?

Д.Г.: Нет. Они не должны быть трендесеттерами. Их задача - создать для граждан своего государства комфортные условия жизни. Трендсеттеры среди политиков бывают крайне редко. В основном, это харизматики в таком обществе, которое находится в движении. Ататюрк, например, - вон какой харизматик! Турецкое общество было без ориентиров, их искало, и люди за Кемалем шли. Тот же Сталин, когда он во френче ходил, или Ленин, который ходил в тройке и кепке, модными были дядьками. Владимир Ильич - чистый дольчегаббана, такой сицилианец.

АК: Влияние Европы?

Д.Г.: Абсолютно! Я уверен, что это все ему привозил Горький. Да и потом он сам лет пятнадцать провел за границей. Поэтому ему было, где шмотки прикупить и на Роллс-Ройсе ездить...

АК: А как обстоит ситуация на Западе? Чего хочет аудитория? Могут ли там себе позволить что-то экзотическое?


Д.Г.: Они в этом смысле гораздо больше раскованны, более смелы и открыты. Я заметил такой тренд, что у них элементы ежедневного ювелирного украшательства становятся более дешевыми. Если прийти в лондонский или парижский магазин, то ювелирные украшения для мужчин (например, запонки) стоят в основном до 200 евро, и подавляющее большинство носят именно их.

АК: А вы не думаете на это ориентироваться?

Д.Г.: У нас ценятся драгоценные материалы - серебро, золото, камни. У нас - азиатская страна, поэтому все любят, чтобы блестело.

АК: А что касается брендов, наша аудитория пока еще предпочитает пойти в Картье (Cartier), чем к частному ювелиру?


Д.Г.: Во всем мире пока еще ориентируются на бренды.У нас аудитория после 35 лет считает, что надо купить что-то блестящее, дорогое и, обязательно, с именем.

АК: Ваши изделия несут патриотическо-национальный настрой. Как так получилось?


Д.Г.: Наша история очень богата и многогранна, и это необходимо ипользовать. Я подумал, что будет вполне естественным предложить ее в аксессуарах.

АК: Не наблюдаете, что некоторе время назад был интерес к советскому и царскому?

Д.Г.: Да, такая теденция действительно была во всем - от ресторанов до одежды. Но она уже уходит или меняется. Остается эстетика периода, а идеология просто забывается. Так всегда и везде происходит.

АК: А царская?

Д.Г.: Она, к сожалению, уже забыта, с одной стороны. Но, с другой - была слишком сильно использована и как бы девальвировалась. К царской эстетике требуются более тонкие подходы. Мне кажется, религиозная эстетика будет актуальнее.

АК: Но религия - это сложная материя в нашей многоконфессиональной стране.


Д.Г.: Почему? К примеру, коллекция ручек - исламская, православная и иудаистская.

АК: Вы наверняка слышали про показ православной моды, который был организован с подачи Всеволода Чаплина?
 
Д.Г.: Я считаю, что религиозная мода имеет место быть. Я заметил, например, что у нас молодые мусульмане очень элегантно одеваются. Элегантнее, чем в арабских странах, и при этом активно демонстрируют свою религиозную принадлежность.

АК: Может быть, люди просто не знают свою историю и свои символы? Ордена и их значение?


Д.Г.: В обществе должны быть такие знаки или ориентиры. Раньше они были, а сейчас у нас их пока нет.

Интересно, что даже советская военная форма не сильно отличается от царской. Другое дело, что форма Красной армии – это настоящая эстетика. Хотя и та форма была подготовлена для царской армии, а потом случилась революция, и она осталась у большевиков. То, что сейчас пытаются воссоздать - это прекрасно.

АК: Может быть, Гуржий тоже будет популярен не только для наших в Куршевеле?

Д.Г.: Тоже возможно.

АК: Русскости нам, что ли, не хватает?

Д.Г.: Люди хотят ориентиры для себя. Я недавно был дежурным в Dewarist’е (http://dewarist.livejournal.com/). Спросил, что молодежи нужно. Общее мнение: что-то, связанное с IT (например, смайлики). Но это не имеет никакой национальной принадлежности и не связано с Россией. Общая мысль этого форума, что эстетика молодых - это либо IT, либо что-то, связанное с их детством.

АК: Я знаю одну вашу историю про ручку и про то, как она приобрела популярность. Расскажете?


Д.Г.: Мы довольно долго занимались итальянской маркой Montegrappa. Она продавалась достаточно вяло, хотя ручки были очень красивые, каждая - произведение искусства. Бренд проснулся знаменитым, когда Борис Ельцин ушел в отставку, назначив преемником Владимира Путина. На Первом канале бесконечно показывали, как он дает напутствия Владимиру Владимировичу и передает ручку Montegrappa Dragon со словами: «Вот, будешь казнить и миловать». На следующий день элита решила, что это - правильная ручка и правильная марка, что ее необходимо иметь. Такая вот история. Но вообще наши политики избегают подобного рода ситуаций.

АК: Это - случайность, что все, чем вы заниметесь, попадает в руки Путину и снимается крупным планом?


Д.Г.: Все – простые совпадения. Вот есть ручка Pentel. Наш премьер-министр очень любит эту дешевую ручку. Она одноразовая, но у нее несмываемые чернила. Она называется Document Pen.

Когда он был президентом, ее бесконечно показывали. Мы даже не поленились и взяли фотографию, где он с этой ручкой. Но далеко не все, что используют первые лица, будет иметь популярность. Этот Document Pen массовым не стал.

АК: А в чем проблема?

Д.Г.: В изделии: цена, качество, дизайн. Из-за того, что кто-то взял в руки Patek Philippe или Breguet, никто не побежит их покупать оптом. Это просто совпадение. В 1999 году, после кризиса, люди захотели чего-то статусного, мол «вот мы встали на ноги, захотели показать это». Эта ручка Montegrappa попала в правильный момент в правильное место, она соответсововала времени.

АК: Таким образом, когда кто-то из политиков что-то рекламирует - это не гарантирует коммерческий успех?

Д.Г.: Если даже кто-то что-то и рекламирует, то это не поможет марке, если она рынку не подходит.

АК: Ну а как же история с модными видами спорта?

Д.Г.: Ну, Ельцин играл в теннис, и тогда тратилось огромное количество денег на Федерацию тенниса и инициировался интерес с этому виду. То же самое с дзюдо. Играл Ельцин, и еще 100 человек вокруг него играли, но это - еще не рынок. Но вообще мне нравится такой подход. Пусть хотя бы с таким прицелом строят спортзалы.

АК: Давайте вернемся к ювелирному бизнесу. Какие здесь сейчас проблемы?
 
Д.Г.: Пожалуй, две: первая – дороговизна, постоянный рост мировых цен на драгоценные металлы. Вторая - мастера капризные. Очень важны руки талантливого мастера.

АК: Чтобы воплотить все эти интересные и смелые идеи?


Д.Г.: Абсолютно. Ювелирные мастера живут в Москве и не хотят жить где-то еще. А в Италии они обитают в деревушках и отлично себя чувствуют. Им не нужно никуда узжать, а если захочется съездить в большой город – обычно это час езды. Хотя и живут скромно, то есть там зарплата ювелира - полторы тысячи евро в месяц, а в Москве вы секретаря не найдете за такие деньги.

АК: А какова русская школа, подготовка?


Д.Г.: Школа лучше в Италии. Но у нас тоже есть хорошие мастера.

АК: Сегодня наши дизайнеры, которые работают с одеждой, говорят, что 90% их бизнеса  - это ателье готового платья. В ювелирном бизнесе такое есть?


Д.Г.: В Москве есть прекрасные мастера, но для наших потребителей в основном это дорого и долго. Это - не массовый спрос. У нас в стране еще существуют проблемы с дистрибьюцией, сложно попасть в крупные сети. Но дело уже сдвигается с мертвой точки: ГУМ и ЦУМ начали закупать и нашу продукцию, и продукцию других российских дизайнеров.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".