Статья
1293 20 мая 2009 8:30

Умер Олег Янковский

Выдающийся советский и российский артист, ведущий актер театра «Ленком» Олег Янковский скончался сегодня утром в одной из столичных клиник после продолжительной болезни.

Как сообщили источники в медицинских кругах, в течение длительного времени Янковский страдал раком поджелудочной железы, передает «Интерфакс».

Янковский ушел из жизни в возрасте 66 лет. Как сообщили в театре Ленком, 65-летний артист совсем недавно был участником церемонии в Кремле, где ему президент Дмитрий Медведев вручил орден За заслуги перед Отечеством II степени, передает ИТАР-ТАСС.

Буквально накануне трагического известия в кинотеатре «Художественный» открылась ретроспектива фильмов с участием Олега Янковского. На гигантской афише на здании кинотеатра написано: «Тот самый Янковский». Одним из первых в перечне фильмов стоит картина Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен», где любимый россиянами актер сыграл главную роль — мечтателя и «Дон Кихота».

Одним из последних фильмов с его участием стал фильм «Стиляги» Тодоровского-младшего, получивший российскую кинопремию «Ника». Там Янковский сыграл почти того же Мюнхгаузена, только перемещенного в эпоху Хрущева и сделанного сотрудником МИД СССР.

Наум Клейман, директор Музея кино:

У нас знаменитых и великих актёров много, но ни один другого заменить не может. Янковский уникален как всякий талант и совершенно понятно, что актёр такого масштаба и такого уровня рождается один раз на все времена. Другое дело, что подобных актёров у нас, слава богу, много. Но всё равно каждая потеря такого актёра – это потеря целого мира.

Тем более, что у Янковского было качество, которое отличало его от других людей – он обладал потрясающим сочетанием благородства (это первое слово, которое приходит в голову). Это актёр необыкновенно благородного облика и благородного поведения. И даже когда он играл отрицательные роли, было понятно, насколько он как личность дистанцируется от своего персонажа. Я думаю, что сочетание трагизма и иронии, которое было для него характерно, делает его абсолютно уникальным явлением.

 

Дина Годер, театральный критик, член жюри «Золотой маски»:

Мое главное соображение первоначально связано даже не с Янковским, а с этим театром, для которого в последнее время наступили совершенно трагические времена. Один за другим уходят артисты, на которых держался репертуар, слава и весь масштаб этого театра. И уходят не только артисты. Подряд после Караченцова умер главный художник этого театра Олег Шейнцис, который определил внешний вид спектаклей, очень важный для Ленкома. Потом Абдулов. И теперь Янковский. Каждый из этих людей составлял для театра целое направление, и, в сущности, из них троих-четверых этот театр и строился.

Мне кажется, что сейчас есть ощущение наступления какого-то конца времён для этого театра. Думаю, для Марка Захарова, который сейчас представляет такую трагическую фигуру (настоящий Король Лир, потерявший своих детей), будет невероятно сложным и очень важным делом показать, что театр ещё жив, несмотря на то, что ушли такие во многих отношениях великие артисты. Конечно, Янковский был очень важным из них, несмотря на то, что, как я считаю, главное его дело – это кино. Там есть молодые артисты - звёзды первой величины, но при этом таких артистов, как эти, и особенно, как Янковский, мне кажется, в молодом поколении Ленкома всё же нет.

Что касается Янковского по его театру, то он очень много играл и всюду играл первые роли. Но для этого театра краска, которую он вносил, была очень важная, но не выглядела, как основная, потому что главное – это бодрость, яркость, активность, скорость и победоносность, которую несли Караченцов и Абдулов. А Янковский – это задумчивость, серьёзность, интеллектуальность и т.д. Поэтому во многих спектаклях он играл очень крупные роли. Кого бы он не играл, мы на него смотрели, и было ощущение, что это человек, который работает как бы под крупные планы.

Для того, чтобы по полной программе по достоинству оценить то, что он делает, нам нужно всё-таки увидеть его глаза ближе, как мы привыкли их видеть в фильмах Тарковского. Он работал на такой сдержанности, на такой сложности, в отличие от этих моторных артистов. Он все время почти закрытый артист, у которого всё происходит как будто бы внутри, и это отражается в глазах. Мне кажется, что в этом смысле, с одной стороны, по части кино понятно, что он продолжал работать, он ушел из жизни, но для нас он ещё не умер, потому что фильмы с его участием будут продолжать выходить, и это очень крутые фильмы, которые сейчас ещё не вышли.

Что касается театра, то для нас важно, что последнюю роль, которую он сыграл (и, в общем, он играл её совсем недавно, уже будучи больным и когда все об этом знали) – это роль в спектакле «Женитьба», которая была очень неожиданна для этого сдержанного артиста. Она была абсолютно театральная, очень открытая, практически простодушная, очень сентиментальная, трогательная. Он в сущности играл в своем Жевакине роль маленького человека. Маленького, смешного, нелепого, жалкого. Это странно, такой красивый мужчина, вроде благополучный и интеллектуальный, а он играл какого-то почти блаженного, очень смешного и т.д… Несмотря на то, что я не считаю, что этот спектакль был очень удачный, тем не менее, это была очень неожиданная роль, которая поворачивала к нам Янковского какой-то совершенно неожиданной стороной. И очень важно, что мы это увидели до того, как он умер.

Комментарии экспертов

Смерть столь выдающегося актера - это большая утрата не только для театра "Ленком", но и для всей страны. Постепенно уходит старое поколение людей драматического искусства, и непонятно, удастся ли актерской молодежи удержать уровень игры на том высоком уровне, которым руководствовался и Янковский.

Олег Янковский является, в первую очередь, актером театра, хотя дорогу к сцене московского "Ленкома" и всесоюзной известности он прокладывал через кинематограф. Конечно, для широкого круга зрителей он известен именно своими киноролями. "Щит и меч" и "Служили два товарища" стали прокатными хитами, а образ Мюнхгаузена "от Янковского", похоже, надолго стал каноническим и непререкаемым.

Янковскому вручили звание Народного артиста СССР практически за несколько дней до того, как такая страна канула в Лету. Олег Иванович даже хвастался, что он стал последним, кого осенили столь высоким званием. Люди "старой школы" постепенно уходят от нас. Звезды на небосклоне гаснут, и с их светом исчезает настоящая российская культура.

В последнее время на Ленком обрушилось какое-то проклятие. Происходит одно несчастье за другим – сначала Караченцов, потом Абдулов, теперь Янковский. Вообще театр – это немного мистическое место. Я думаю, что всё-таки что-то не так происходит в Ленкоме в последнее время.

 

Я не знаю, с чем это связано, но у театра есть некие стадии его жизни. Театр рождается. Потом происходит его молодость – 70-80-е годы, когда в Ленкоме были спектакли «Тиль», «Юнона и авось» и т.д. Потом расцвет, потом зрелость. Это последние спектакли по Горину , «Шут Балакирев», «Королевские игры» и т.д. И потом происходит (не хочется говорить это слово) какое-то умирание.

Обратите внимание на то, что в Ленкоме очень мало заметных молодых актёров. Сейчас в Москве есть молодые театры (те же, например, театр Женовача, театр Фоменки), и там постоянно происходит подпитка. Мастера, руководители этих театров постоянно преподают и привлекают в театр новых людей, молодёжь. А в Ленкоме за последние, наверное, лет 15-20, нет молодых актёров, которые появились в Ленкоме и после работы в Ленкоме стали известны. Может быть, Олеся Железняк разве что.

Когда в театре начинает накапливаться какая-то немного мистическая субстанция и там всё начинает как-то немного закисать - а актёры же очень чуткие люди, они же всё это чувствуют. Это вообще даже не люди, это какие-то энергетические сгустки, которые всё через себя пропускают. И мне кажется, что эти последние несчастья в Ленкоме связаны именно с проблемами театра Ленкома вообще, а не с тем, что, условно говоря, Янковский вёл нездоровый образ жизни, Абдулов много курил, Караченцов ездил на машине и при этом разговаривал по телефону и т.д. Не в этом дело. Дело в том, что что-то нарушилось в духе театре.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".