Статья
1085 4 мая 2010 2:10

Управление на основе гибких целей

Требование отказа от бюджетного управления, опыт двенадцати успешных компаний из шести стран и впечатляющее описание принципов, на основе которых эти пионеры смогли ответить требованиям успеха экономики знаний.

Комментарии экспертов

В своем «Черном лебеде» Нассим Талеб, рассуждая о бесперспективности попыток предсказать поведение системы, имея в основе только эмпирические данные о её состоянии, предлагал опираться не на числовые системные показатели, а лишь на свойства этих показателей. Говоря образно, представлять информацию о системе не в форме таблицы с числами, а скорее в форме текста, с характеристиками чисел, причем сами числа значения не имеют — они могут быть какие угодно.

Если начать с этого утверждения Талеба и предположить, что из него можно вывести целостную экономическую теорию, то постепенно начнет собираться маленькая библиотека по предмету.

В неё с высокой долей вероятности войдет книга Нильса Пфлегинга «Управление на основе гибких целей». В принципе, ничего радикально нового автор в ней не говорит. Существенная часть книги — это уже успевшая с конца 80-х стать привычной критика тейлоризма, но есть и кое-что новенькое. Собственно, менеджмент Пфленинга, так называемый «внебюджетный» — почти новая попытка революции в управлении. Автор рассуждает следующим образом. Чем больше наша экономика (ремарка: речь у автора в первую очередь идет о странах Запада и Японии, а не о странах-пролетариях) зависит от знаний и людей, которые этими знаниями обладают, тем сложнее мотивировать этих людей и увеличивать эффективность их работы. Созданная Тейлором система, в которой высшее руководство навязывало свою волю, стандарты и отчетность, все меньше устраивает представителей «креативного класса». Причины тому на поверхности. Нынешний специалист может претендовать на уровень подготовки, не уступающий его руководителю, а если он это осознает, то просто начинает пренебрегать стандартами системы, а если духа у него на это не хватает, пытается особо цинично обходить эти стандарты, выторговывая для себя бонусы за «числа».

Выход Пфлегинг видит в тотальной децентрализации управления, передаче управления финансами и даже планирования на места и увеличении профессионализма сотрудников. Предполагается, что в этом случае количество показателей станет настолько огромным (по существу, скрытое, оно уже сейчас не поддается подсчёту — доказал кризис), что эффективное управление посредством планов и цифр станет невозможным. И, следовательно, можно будет говорить только об общих свойствах показателей. Например, их можно будет сравнивать с предыдущими отчетными периодами или аналогичными показателями конкурентов. Важно, что вместо конкретного числа в таблице у нас получается некая формула. Высшему роуководству в этой ситуации достается роль «советников с неограниченными полномочиями» и авторов «стратегического виденья» (а не стратегического планирования, кстати).

Можно, конечно, предположить, что эта схема, которая, кстати, уже лет 60 действует в структурах вроде коллегий адвокатов, годится только для стран с развитой экономикой, а не для их экономических и сырьевых сателлитов вроде России. Но для страны, вознамерившейся сменить свою роль с пролетария на роль «белого воротничка», овладение подобными схемами может быть полезно.

Нильс Пфлегинг «Управление на основе гибких целей. Вне бюджетирования. Как превзойти конкурентов в XXI веке», М.: Белый город, 2009 — 280 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".