Комментарий
1546 16 января 2023 12:00

Уроки Монтескье: что классика говорит о «внутриэлитных переворотах»

Глеб Кузнецов политологГлеб Кузнецов

Глеб Кузнецов
политологГлеб Кузнецов
Монтескье, описавший демократию участия в «Размышлении о причинах величия и падения римлян» и разделение властей в «Духе законов», был автором великого и по форме, и по содержанию романа «Персидские письма».

Там помимо прочего он дает очень хорошее описание своеобразной системы власти — «гарема». Условного, впрочем. Что он про реальный гарем знал в 1720-х? Ничего. А вот про власть и способы управления — более чем. 

Есть «владыка» — в буквальном смысле собственник системы, «гарема». Он не отделим от нее вообще никак. Он и есть система. Источник правил, норм, любой власти и любого блага в ней. И есть два типа людей, через которых (и над которыми) осуществляется эта самая власть: жены и евнухи. 

Жены — не имея прямой власти через специфические отношения с владыкой являются практически бенефициарами системы, получают колоссальные материальные блага и управляют ими. 

При этом они не заняты в непосредственном властвовании: в нормотворчестве, в администрировании, в карательном аппарате. Несмотря на огромное богатство и номинальный статус, они зависят как от владыки, так и от евнухов. 

Краткий момент их реальной власти — это момент ночной кукушки, «договора на вздохах», когда они через манипуляцию владыкой в определенные моменты получают прямое его решение в рамках конкретного интереса конкретного актора. Часто не имея полноты формальной власти, «жена» является не просто необходимым владыке партнером, но его опорой в мире.

Евнухи по понятным причинам лишены близости с владыкой. Их власть — администрирование гарема. Они облекают желание владыки в формальную «норму» и надзирают за ее выполнением, ограничивая и даже наказывая «нарушителей». Как у администраторов, у них огромная возможность ограничивать влияние жен и манипулировать, в том числе самим владыкой. Их власть основана на их «жертве» (в метафоре евнуха у Монтескье — демонстративный отказ от любого достоинства, отказ от собственного будущего, чести, амбиций обеспечивает доступ к власти). 

Роль и власть евнуха — это сознательный выбор, это карьера, работа, а не «случай» как у жен и не «воля небес» как у владыки. Евнухи «оставляют неволю, в которой нужно подчиняться, ради неволи в которой надо будет управлять». Это — лучшая фраза, которую я читал о мотивации на госслужбе. Треугольник «владыка — жены — евнухи» находится в постоянном динамическом равновесии, влияние как отдельного персонажа, так и «корпорации» — ситуативных союзов, групп то растет, то падает в зависимости от манипуляций как владыки, так и над владыкой. 

Но при этом и средняя «жена» и средний «евнух» — могут существовать только внутри гарема, внутри правил и норм, установленных владыкой. Мысль о бунте их не посещает, уход из гарема — это уход в нищету и ничтожество, а часто и из жизни. Власть у Монтескье — закрытая система, взаимодействие с внешним контуром у которой сознательно «высушено», а внутри — динамически реализуется два сценария: конкуренция и манипуляция. При понимании, что базовым условием существования является общий интерес всех участников в сохранении «владыки» и правил им порожденных в целом и невынос сора из избы ни в каком виде в частности. 

Читайте, в общем классиков, там все уже написано. И в смысле анализа, и в смысле прогноза. А то уже невозможно смеяться над мощными инсайдами и аналитикой и про «что означает назначение генерала А поверх генерал Б» и про «внутриэлитные перевороты» и прочую чушь.

Источник
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".