Статья
10718 9 августа 2012 11:29

Ушел из жизни Петр Фоменко

Сегодня в Москве не стало Петра Наумовича Фоменко

Совсем недавно, 13 июля, легендарный театральный режиссер отметил свой юбилей – 80 лет. Вся страна поздравляла Петра Фоменко. Тогда только самые близкие знали, что здоровье его подводит, передает «Эхо Москвы». 

Свой 80-й день рождения Фоменко встретил вдалеке от суеты – в подмосковном санатории. Прошло меньше месяца, и из «Мастерской Петра Фоменко» пришли печальные известия. 

Петр Фоменко был одним из самых известных и уважаемых современных режиссеров. На его спектаклях всегда были настоящие аншлаги.

Будущий режиссер родился 13 июля 1932 года в Москве. Окончил московскую школу № 9. Школьнику Петру Фоменко любовь к театру, музыке привила мама. По позднейшему признанию, в театр он пришел именно через музыку. За годы учебы он получил основы творческого образования в музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова и на режиссерском факультете ГИТИСа, пишет ИТАР-ТАСС. 

Фоменко также учился на актерском отделении школы-студии МХАТ и даже на факультете русского языка и литературы Московского педагогического института. Потом он уехал из Москвы и работал в Ленинградском театре комедии. Затем возвратился в столицу, где с 1982 года работал режиссером в Театре имени Маяковского, а спустя семь лет – в Театре имени Вахтангова.

С 1993 года Петр Фоменко возглавлял Московский театр «Мастерская П. Фоменко». Им было создано более 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси и других городов. Многие из его спектаклей удостаивались высоких наград.

Петр Фоменко – неоднократный лауреат премий «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска». В 2011 году режиссер получил «Маску» за «Триптих» в номинации «Лучший спектакль малой формы».

В 2012 году Петр Фоменко стал лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «За выдающийся вклад в театральное искусство».

Режиссер награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II степени. 

Для режиссерской манеры Фоменко характерны щедрость фантазии и парадоксальность мышления, построение спектакля по принципу иронического сопоставления контрастных эпизодов. Его работы ярко театральны и музыкальны, отличаются блестящим актерским ансамблем. 

В ряде спектаклей конца 1970-х и начала 1980-х годов Фоменко экспериментировал в жанре трагического гротеска.

Телевизионным спектаклям режиссера свойственны углубленный психологизм, точное следование авторской идее и стилю. 

У Петра Наумовича десятки талантливых учеников в ГИТИСе. Ряд лет Фоменко преподавал в Парижской консерватории, а затем ставил спектакли в Комеди Франсез. Но, по словам многих его учеников, считал главным для себя работу в России.

Комментарии экспертов

Это очень печальное событие. Фоменко - не просто прекрасный театральный режиссер и не просто человек, который оставил свою актерскую школу. У Фоменко был совершенно свой взгляд на вещи, на историю, на то, каким должен быть театр.

Он обладал всеобъемлющим художественным взглядом на действительность и не случайно любил Пушкина - у Пушкина был подобный взгляд на жизнь и человека.  В спектаклях Фоменко всегда была глубина хорошего мастера. Он был удивительный художник, это было видно по тому, как он ставил классику, например, «Бесприданницу».

Его влияние на отечественное и мировое театральное искусство очень сильно. Пойдет ли по его стопам новое поколение? То, как делал спектакли Фоменко – это грандиозный труд, там подлинные страсти, которые никогда не подменялись громогласностью, там настоящее рвущее душу человеческое чувство никогда не заменялось какой-то плакатностью.

Он шел методом углубления понимания человеческой природы, искусства и т.д. А это страшная работа, это огромная работа души. Вопрос в том, готовы ли многие из его более молодых творческих коллег к такому. Очень часто мы видим спектакли яркие, броские, но, к сожалению, неглубокие, живущие недолго и не оставляющие такого следа, как лучшие работы Фоменко.

Вспоминаю спектакль «Война и мир». Временами мне казалось, что Фоменко где-то убирал многословие Толстого, и ты смотришь на Толстого и на четырехтомный роман «Войну и мир» другими глазами. Вот это - да, вот это - мастерство, вот это - сила. Будем надеяться, что найдутся люди, которые вот так понимают себя в искусстве и свою жизнь в искусстве.

Плеяда, действительно, уходящая. Петр Наумович принадлежал к той выдающейся, блистательной плеяде советских театральных деятелей, советской театральной режиссуры, которая составила славу страны в шестидесятые-семидесятые-восьмидесятые годы.

Сегодня говорят о времени застоя. Получается, что было время застоя, но сопровождалось оно расцветом театрального (да и не только) искусства в стране. Фоменко – один из ярчайших представителей этого расцвета.

Это огромная утрата для нашей культуры – не только для театральной. Фоменко был универсальной личностью. То, что он делал, было важно для всей нашей культуры, и это невосполнимая утрата. Остается только пожелать, чтобы традиции, которые он закладывал и так бережно развивал и созидал, сохранялись в нашем театре и в нашей культуре.

На сегодняшний день я не вижу равноценных Фоменко фигур. Но я бы выделил Сергея Женовача – это, на мой взгляд, человек, который способен продолжать эту традицию. Я имею в виду не повторять, а продолжать.

Смерть Петра Фоменко – предпоследний акт российской национальной трагедии. Ушли почти все режиссеры великого послевоенного поколения: Товстоногов, Акимов, Эфрос, Ефремов, Гончаров.

Эти люди надолго определили развитие театра. Еще осталось несколько человек – не хочу их называть, надеясь, что последний акт этой трагедии наступит нескоро. Кто придет им на смену? Боюсь, что никто.

Естественно, театр не умрет, и талантливых режиссеров будет достаточно, и талантливых актеров тоже будет очень много, но это будет уже другой театр. Прежде всего, потому что изменился зритель.

На спектакли Товстоногова и Эфроса или Фоменко ходил совершенно определенный зритель – тот, кого называли театральным зрителем.

Было такое негласное деление: есть зритель театральный, есть зритель вокзальный. Театральный – который разбирается в этом искусстве, который ходит на определенных актеров, который ценит и любит и классику XIX века, и современную драматургию, для которого театр – это учитель жизни. Когда-то Малый театр называли вторым московским университетом. Театр Товстоногова, Эфроса, Ефремова или Фоменко – это был университет.

А вокзальный зритель – тот, который приезжает в Москву или Питер на несколько дней, торопливо бежит в театральную кассу и хватает те билеты, которые рекомендует кассирша.

Когда-то Товстоногова спросили, почему он не ставит у себя очень популярных Рацера и Константинова, ведь на их комедии люди ходят. Георгий Михайлович ответил: «Да, на этот спектакль пойдет публика, но на другие мои спектакли моя публика ходить перестанет».

Это я к тому, что сейчас тон в театральных залах задает публика, когда-то называвшаяся вокзальной. Я не хочу о ней сказать ничего плохого, но эти люди приходят в театр не понять что-то о жизни, о себе, а отдохнуть и посмеяться.

Они тоже имеют на это право. Это другой зритель и другой театр. Не случайно сегодня на спектаклях публика восторженно встречает летящее со сцены матерное слово.

Так называемая «новая драматургия» может не раскрывать характеры, не рассказывать правду о глубине жизни – ей достаточно просто вывести на сцену парочку голых актрис. На них смотреть приятно, не буду говорить ханжески, что это ужасно. Нет, это не ужасно, но это – другой театр.

Петр Фоменко был одним из признанных лидеров того театра, который сейчас, к сожалению, уходит.

Но у нас еще остались великие актеры. У нас появляются и новые великие актеры. Им сейчас по 50, по 40, порой даже по 30 с небольшим лет, но это уже великие актеры, просто над их головами пока нет ореола. И я уверен, что им захочется не просто забавлять публику - им захочется снова превратить подмостки в еще один университет, ничуть не уступающий ни московскому, ни питерскому государственным университетам.

Фоменко надолго останется в памяти людей именно потому, что это был великий режиссер. Это был честный режиссер, это был фанатик, который всю жизнь старался выразить себя, выразить то, что у него на душе. Он никому не угождал – ни власти, ни зрителю.

Мне хочется верить, что у нас появятся режиссеры, которые если и умеют кланяться, то выходя после спектакля на аплодисменты, но не умеют кланяться ни чиновнику, ни вокзальному зрителю.

Хочется верить, что сохранится не только классическая драматургия, но и классическая русская режиссура, что сохранятся традиции Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Товстоногова и Фоменко.

После Фоменко остался целый театр. После него осталась некая театральная манера, некоторый такой дух театра, ощущение театра. Мы все знаем, что значит стиль Фоменко, так как безошибочно узнаем его в актерах.

Актеры Фоменко узнаваемы и любимы. Когда люди хотят сказать про актера что-то хорошее, тонкое, они говорят: «Как фоменковские актеры». Я уж не говорю о том, что любого театрального человека, если он спросит куда пойти, обязательно отправят в театр Фоменко. Это может быть любой человек - тетушка из Жмеринки или какой-нибудь там высоколобый коллега из Нью-Йорка, идти можно на любой спектакль Фоменко.

Это очень редкий театр, который объединял людей разных вкусов. Сейчас такого театра практически не осталось. То есть не только такого уровня образования, но и именно вкусов.

Если говорить о наследии Фоменко, то это не только спектакли. За ним осталась его школа. Последние годы в его актерской школе преподает уже не он. Курсы читает прекрасный режиссер Сергей Женовач (тоже его ученик) и другие ученики Фоменко.

К счастью, эта школа Фоменко очень распространяется, и это при том, что он был человеком очень определенного склада. При этом он совершенно не давил на учеников – у него была такая удивительная способность их раскрыть. У него самые разные ученики, очень непохожие на него. Они уже преподают по всей России.

При этом мы всегда говорим, что это – фоменковская школа, что они - выпускники Фоменко. Это касается даже режиссеров, которым уже далеко за сорок. Например, Олег Рыбкин – главный режиссер Красноярского главного драматического театра, но мы не устаем повторять, что он – ученик Фоменко, хотя про других людей, которые закончили институт даже пять лет назад, уже не вспоминают, чей он ученик. Это значимая вещь, потому что, если говоришь «ученик Фоменко», все понимают, что это некий знак качества.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".