Статья
504 8 августа 2011 16:19

Усложнившийся контекст

Избирательная кампания проходит в ситуации очень запутанных и сложных отношений между властью и обществом. С одной стороны, очевидно, что ситуация в стране после кризиса постепенно выправляется, уровень жизни «подрастает», а система управления пусть и не без сбоев, но работает. По большому счету серьезных предметных претензий к власти широкие слои населения предъявить не могут, особенно в условиях отсутствия сколько-нибудь реальных альтернатив нынешнему политическому и социально-экономическому курсу. Тем не менее, как минимум два момента являются тревожащими с точки зрения поддержания стабильности.

 Прежде всего, надо отметить, что среди граждан все более распространяется скепсис по отношению к политической системе в целом и деятельности ее представителей в частности. Если ранее (до 2008 г.) у руководства страны был значительный «кредит доверия», позволявший ему благополучно «переживать» практически любые катаклизмы и ЧП, то сейчас он во многом исчерпан и все чаще действует принцип «каждое лыко в строку». Прежде всего, это связано с тем, что в 2008-2011 гг. власть, заигравшись в «диверсификацию» и «компромиссность», утратила контроль над повесткой дня и перестала ставить перед страной четко обозначенные, ясно сформулированные задачи национального развития.

Однако такая политика не соответствует «патерналистской» политической культуре России, которая предполагает активную роль «верхов» в определении стратегии страны и мобилизации населения на достижение «высоких целей». Когда же граждане почувствовали, что власть сама не слишком четко понимает перспективу, что аппаратное противоборство «команд» Владимира Путина и Дмитрия Медведева блокирует выработку «общей линии», они стали постепенно дистанцироваться от режима, что наблюдается не только в росте латентной оппозиционности, но и в том, что общество все с меньшим энтузиазмом реагирует на проекты, выдвигаемые госвластью, интуитивно ощущая их имитационность. Но еще более опасно то обстоятельство, что население перестает рассчитывать на власть в плане обеспечения собственной безопасности и начинает консолидироваться «снизу», зачастую прибегая к «суду Линча» или «превышению мер необходимой самообороны».

Это касается не только прогремевших на всю страну случаев консолидации русского населения в рамках межнациональных конфликтов, но и в ряде бытовых случаев – в последнее время участились попытки граждан вершить самосуд над особо злостными преступниками (например, педофилами). Такая «стихийность» свидетельствует о падении авторитета власти и постепенном выходе из-под ее контроля «народных масс». А это, помимо рисков дестабилизации политической ситуации, влечет за собой еще риски «неуправляемого» голосования в ходе думских и президентских выборов. Более того, подобные расклады порождают для всех политических сил РФ соблазн поиграть на «охлократических» настроениях. Причем такая тенденция характерна не только для «партии власти» и ее популистских оппонентов, но и для самых что ни на есть «прагматиков».

В этом плане примечательна интеграция в состав «Правого дела» руководителя фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана, который известен как своими «неоднозначными», выходящими за рамки закона методами борьбы с наркотиками и наркоторговцами, так и своим участием в защите «коренного» населения Урала от «кавказцев» и «мигрантов» (последний пример – его активная роль в защите жителей поселка Сагры, подвергшихся нападению «кавказско-цыганской» мафии).

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".