Статья
908 29 мая 2010 0:45

Увлечение партнерством

25 мая 2010 года в Москве состоялась встреча заместителя министра иностранных дел РФ Сергея Рябкова с послом США Джоном  Байерли. Стороны обсудили подготовку визита президента РФ Дмитрия Медведева в США, который состоится в конце июня. Кроме того, были рассмотрены аспекты деятельности рабочих групп двусторонней президентской комиссии. 27 мая в Москве Рябков провел встречу с заместителем заместителя министра обороны США по политическим вопросам Джеймсом Миллером. В центре внимания сторон были актуальные вопросы военно-политической повестки дня российско-американских отношений. В тот же день во Владимире прошло второе заседание Рабочей группы по гражданскому обществу, входящей в состав двусторонней российско-американской президентской комиссии. Участники делегаций, возглавлявшихся первым заместителем руководителя Администрации президента (АП) РФ Владиславом Сурковым и специальным  помощником президента США, старшим директором СНБ по делам России и Евразии Майклом Макфолом рассмотрели вопросы, связанные с положением заключенных в тюрьмах и работой общественных наблюдательных комиссий в пенитенциарных учреждениях.

Активизация российско-американского диалога в общественно-политической и военно-политической сфере говорит о том, что взаимодействие между Москвой и Вашингтоном остается на беспрецедентно высоком уровне. Стороны продолжают демонстрировать  устойчивое «увлечение партнерством». После подписания нового договора о сокращении СНВ, которое поставило точку в «перезагрузке», обе державы продолжили динамичное сближение друг с другом. Паузы в контактах по линии РФ-США не произошло. В результате, в двусторонних отношениях появились предпосылки для постепенного выхода за пределы одного предметного (ядерного) трека к более диверсифицированной системе коммуникаций. Кроме традиционных связей по разоруженческой теме, относительно активно развивается общественно-политический диалог. Есть сдвиги в росте координации усилий двух стран по вопросам глобальной повестки дня. Наконец, прикладной сферой с большими перспективами остается экономика. Кремль рассчитывает на то, что в течение 2010 года торгово-экономическое сотрудничество между державами начнет приобретать черты главного регистра межгосударственного взаимодействия. Первым шагом на этом пути должен стать Петербургский международный экономический форум, который пройдет 17-19 июня. Участие в нем примет большая американская делегация. У РФ и США есть достаточно широкий коридор возможностей для развития многоуровневого партнерства.

Наиболее статусным в этой связи остается двусторонний диалог в сфере политики. Политические контакты традиционно являлись самым проблемным звеном в российско-американских отношениях. США рассматривали политическое измерение как плоскость, в которой им просто не о чем было говорить с РФ. Развитие российской политической системы находилось в понимании администраций Билла Клинтона и Джорджа Буша-мл. на таком  уровне, который не выдерживал никакого сравнения с американским. Вашингтон не видел и не желал видеть в Москве равного себе политического контрагента. Причем область политики выступала как инструмент постоянной критики России. Односторонние замечания по вопросам общественно-политического развития использовались Соединенными Штатами (которые позиционировали себя как непререкаемого демиурга в сфере развития демократии) для запуска процессов размежевания в двусторонних отношениях.

Предметность обсуждаемых вопросов и относительный динамизм, достигнутый в ходе работы группы Сурков-Макфол – свидетельство того, что Кремлю впервые в новейшей истории двусторонних отношений удалось добиться определенного равноправия в общественно-политическом взаимодействии с Белым домом. Администрация Барака Обамы пошла на обсуждение в достаточно паритетном и транспарентном режиме таких вопросов как уровень коррупции в двух странах, взаимодействие между НПО, положение заключенных, проблема миграции, защита прав детей. В рамках диалога по общественно-политической проблематике Москва смогла снять разногласия во взаимоотношениях с организацией Transparency International по вопросу оценки уровня коррупции в РФ. Начались конкретные переговоры по согласованию российско-американского договора о правилах усыновления. То есть обмен мнениями в сфере политики и общества обрел вполне осязаемые черты.

Пока в нем существует явный перекос в общественную плоскость. Стороны достаточно осторожно касаются тематики сугубо политического взаимодействия, отдавая предпочтения области гражданских свобод. Это обстоятельство несколько диссонирует с персональным потенциалом сопредседателей рабочей группы. Все-таки, Макфол, и в особенности, Сурков, являются, прежде всего, политическими стратегами. И их ограниченное внимание к сфере профессиональных интересов несколько сдерживает наращивание политических коммуникаций по линии Москва-Вашингтон. Однако, учитывая тот факт, что раньше США не проявляли желания для политического взаимодействия с РФ в принципе, текущее состояние дел в этой проекции можно признать успешным. Белый дом впервые с 1991 года дал понять, что видит в Кремле равнозначного субъекта, с которым можно и нужно вести дискуссию по общественно-политической проблематике. Преференциальный статус Москвы подчеркивает и тот факт, что аналогичных двусторонних президентских комиссий у США нет пока ни с одной страной мира. Единственным субъектом, связи с которым администрация Обамы развивает столько же динамично (в том числе и в общественно-политическом измерении), как и с Россией, является Китай. Членство в Top-2 контрагентов одной из ведущих держав мира - признание сохранения за РФ статуса страны с «глобальной ответственностью».

Тем не менее, увлеченность сближением не стоит излишне переоценивать. Полного  отказа Соединенных Штатов от «особого» мнения по теме политического развития России не произошло. Об этом говорят  подчеркнуто негативные оценки общественно-политической и социальной ситуации в России, представленные в четырёх докладах Государственного департамента, опубликованных на протяжении 2009 и первой половины 2010 года. Речь идет о Докладе о соблюдении прав человека в мире в 2008 году, Докладе о торговле людьми в мире в 2008 году, Докладе о свободе  вероисповедания в странах мира и Докладе о соблюдении прав человека в мире в 2009 году. Причем если первый доклад ещё можно списать на инерцию периода «сложного наследства» (этот документ готовился командой Кондолизы Райс), то второй, третий и тем более  четвёртый документ (вышедший 11 марта 2010 года) уже являлись отражением предметной позиции нового кабинета. С формальной точки зрения нельзя исключать, что стандартный набор претензий в адрес России, зафиксированный в этих обзорных документах, стал результатом  структурной игры «группы Клинтон» по сдерживанию процесса нормализации отношений между Вашингтоном  и Москвой. Не имея возможности для  определения системного вектора  политики США на русском треке, она  постаралась таким образом «переиграть» инициативы Обамы и его «ближнего  круга» в политической сфере. Особенно это заметно на примере Доклада  о соблюдении прав человека в мире в 2009 году, ставшего продуктом концентрированной  интеллектуальной деятельности «группы Клинтон», доминирующей на Фогги Боттом. Однако на практике, вероятность такого сценария представляется весьма невысокой. «Команда Клинтон» даже при поддержке других кланов вряд ли располагает достаточными полномочиями для самостоятельной реализации подобных целеполагающих инициатив. Обзорный формат обозначенных докладов подразумевает их детализированное согласование с Белым домом. А это значит, что позиция, представленная в документах, отражает не столько частное мнение государственного секретаря и её приближенных, сколько общие настроения демократического кабинета по вопросу долгосрочного развития общественно-политических связей с Москвой. Говоря о новом характере взаимодействия в сфере политики, Вашингтон в то же время демонстративно оставляет себе определенное пространство для контригры.

Максим Минаев, эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".