Статья
29 Июня 2012 11:56

Узбекистан уходит из ОДКБ

<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;"><strong>Республикой Узбекистан принято решение о приостановлении своего участия в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности</strong>, говорится в сообщении информационного агентства «Жахон» при МИД республики, распространенном в пятницу.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Соответствующая нота министерства иностранных дел Узбекистана по данному вопросу была направлена в Секретариат ОДКБ 20 июня», - говорится в нем.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«В этой ноте изложены конкретные мотивы и причины, обосновывающие принятие такого решения», - отмечает «Жахон».</p>
<p style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;"><strong>Россия вместе с партнерами по ОДКБ вырабатывает совместную позицию <a href="http://actualcomment.ru/news/44717/" style="color: rgb(65, 112, 160);">по решению Узбекистана приостановить свое членство</a> в этой организации.</strong></p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Узбекистан - это суверенное государство и он имеет право принимать решения, которые считает необходимыми», - заявил в пятницу полпред РФ при ОДКБ Игорь Лякин-Фролов.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Сейчас мы с нашими партнерами по ОДКБ анализируем политико-правовые последствия, к которым может привести этот шаг, и вырабатываем совместную позицию по данному вопросу», - цитирует дипломата <a href="http://www.interfax.ru/" style="color: rgb(65, 112, 160);">«Интерфакс»</a>.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;"><strong>Между тем руководитель сектора внутренней политики казахстанского Института политических решений Максим Казначеев считает, что выход Узбекистана из ОДКБ связан с желанием руководства страны восстановить американскую военную базу.</strong></p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Очевидно, что те договоренности, которые были достигнуты в последние несколько недель, все больше и больше убеждают Узбекистан в возможности восстановления на своей территории американской военной базы», - заявил Казначеев.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">Политолог отметил, что на прошлогоднем саммите ОДКБ было принято решение о том, что появление военных баз третьих стран на территории действия договора должно согласовываться с остальными членами Организации.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;"><strong>«Чтобы избежать необходимости процедур согласования Узбекистану сейчас потребовалось приостановить свое членство в организации. По большому счету, это все причины», - считает Казначеев.</strong></p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">Секретариат ОДКБ получил ранее ноту узбекского министерства иностранных дел, в которой говорится, что республика приостанавливает свое участие в деятельности Организации.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;"><strong>Член комитета сената парламента Казахстана по международным отношениям, обороне и безопасности Гани Касымов также связывает уход Узбекистана из ОДКБ с намерением развивать связи с НАТО.</strong></p>
<p class="p1">«Выход Узбекистана из ОДКБ надо рассматривать с той точки, что они-то и членами там условными были, как наблюдатели. Фактически Узбекистан не принимал участия в заседаниях, они были или наблюдателями, или никем не были. Они формально числились», - сказал он журналистам в пятницу в Астане.</p>
<p class="p1">«Я думаю, узбекские коллеги продумают вариант на военно-политическое сотрудничество со странами НАТО или с американцами на двусторонней основе. Потому что то, что происходило последние годы, транзитный коридор и все, что Узбекистан предоставлял (странам НАТО - ред.), дает задел для того, чтобы они могли, грубо говоря, не только зацепиться, но и утвердиться на этом своем восприятии по отношению к американцам», - отметил сенатор.</p>
<p class="p1">«Поэтому одна из причин, и наверно, может быть каких-то договоренностей (с НАТО - ред.), что Узбекистан должен выйти из ОДКБ. Другой логики я не вижу», - сказал он.</p>
<p><strong>В киргизском парламенте считают, что Киргизии как следующему председателю в ОДКБ необходимо искать пути реформирования и модернизации Организации.</strong></p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Надо понять причины, почему Узбекистан приостановил членство в ОДКБ, может быть что-то нужно изменить в организации, нужно реформировать и модернизировать организацию, делать акцент на ее эффективность», - заявил в пятницу председатель комитета по обороне и безопасности парламента Киргизии, зампредседателя постоянной комиссии парламентской ассамблеи ОДКБ по вопросам обороны и безопасности Токон Мамытов.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">Он напомнил, что в конце нынешнего года председательствование в ОДКБ перейдет к Киргизии, которой необходимо будет сосредоточить усилия на придании организации большей эффективности, чтобы ее деятельность «соответствовала нынешним реалиям».</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Я думаю, что наш президент в период своего председательствования, и Киргизия в целом, внесет ряд существенных поправок и инициатив, которые позволят поднять эффективность организации и провести ее реформирование. Те реформы, которые уже были сделаны, они очень важны, но в какой-то степени отстают от нынешней ситуации», - полагает Мамытов.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;"><strong>При этом он считает, что приостановление Ташкентом членства в ОДКБ «не повлияет на авторитет организации», а также не отразится на обеспечении безопасности в регионе.</strong></p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Узбекистан не принимал участия в созданных в рамках ОДКБ коллективных силах, поэтому его неучастие на военной составляющей не отразится. Но при возможном осложнении обстановки на южных границах организации ОДКБ никогда не закроет двери перед Узбекистаном», - сказал Мамытов.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">Он также считает, что у Киргизии нет оснований для приостановления вслед за Узбекистаном членства в ОДКБ. </p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">В Таджикистане считают, что приостановка участия Узбекистана в ОДКБ  -  давно намеченный и потому закономерный шаг, заявил  в пятницу высокопоставленный источник в правительстве Таджикистана.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Все к этому шло: Ташкент был известен тем, что не соглашался ни с одним решением ОДКБ, постоянно требовавшим внесения каких-то поправок, уточнений, особого статуса для Узбекистана, хотя в ОДКБ все решения принимаются совместно на условиях консенсуса», - сказал источник.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«Узбекистан очень не устраивало решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), вернее то, что страны-участники могут ввести КСОР в одно из государств - члена без согласия всех участников, что потом и было закреплено в положении о КСОР», - отметил источник.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;"><strong>Также в Душанбе не исключили, что Ташкент решил оставить ОДКБ в угоду Вашингтону.</strong></p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">«США и их партнеры по НАТО готовятся к интенсивному выводу войск из Афганистана, завершить который намечено в 2014 году, и Ташкент видит в этом свою ключевую транзитную роль, а обязательства в рамках ОДКБ, возможно, могли бы помешать ему выполнять ее», - считает источник.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">Не исключил он и того, что Узбекистан не хочет быть союзником в рамках ОДКБ с теми странами, с которыми у него все более углубляются проблемы в водно-энергетических спорах. Ташкент, по мнению Таджикистана и Киргизии, последовательно создает условия для того, чтобы в этих странах не были построены соответственно Рогунская и каскад Камбаратинских ГЭС.</p>
<p class="p1" style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">Узбекистан указывает на необходимость тщательной сейсмической и экологической оценки этих советских проектов, но Душанбе и Бишкек видят в этом, по мнению источника в таджикском правительстве, «попытки политического давления, направленные на то, чтобы Таджикистан и Киргизия оставались гораздо более бедными по сравнению с Узбекистаном странами».</p>
<p style="margin: 0px 0px 16px; color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;"><strong>«Я думаю, Узбекистан все же в скором времени объявит официально причины, побудившие его пойти на этот шаг», - заключил источник. </strong></p>
<p><span style="color: rgb(117, 117, 117); font-family: Arial,Helvetica,sans-serif; font-size: 14px; line-height: 17px;">В настоящее время в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.</span> </p>
Комментарии экспертов
<p>Политика Узбекистана в отношении интеграционных проектов всегда была неоднозначна. К тому же у Узбекистана есть собственные претензии на лидерство в центральноазиатском регионе.</p>
<p>Не надо сбрасывать со счетов и то, что Узбекистан практически всегда действовал в соответствии с текущей политической ситуацией. Мы уже видели и выход Узбекистана из ОДКБ, и его возврат в эту организацию. Не исключено, что мы это увидим еще раз.</p>
<p>Мы видели также, как после андижанских событий Узбекистан резко прервал отношения с американцами и даже выдворил их, что было достаточно жестким актом.</p>
<p>Поэтому делать сейчас какие-то далеко идущие выводы преждевременно. Кричать «караул, интеграция погибла» было бы слишком поверхностным подходом.</p>
<p>Узбекистан никогда не играл значимой и активной роли в ОДКБ. Нам, конечно, жаль, что он уходит, но ничего страшного не случилось.</p>
<p>Я не исключаю, что ситуация может еще неоднократно поменяться. Если вы посмотрите процесс в динамике, Узбекистан за последние двадцать лет столько раз делал такие перевороты - и в отношении России, и в отношении с Западом, и в отношении с соседями, что это становится стилем внешней политики Ташкента.</p>
<p>Что касается последствий выхода Узбекистана, то в других интеграционных процессах он практически никогда не участвовал. Те, кто очень ждет, что интеграционный процесс провалится, будут говорить о том, что это ужас, кошмар и все пропало. А те, кто знает ситуацию более глубоко, беспокойства не испытывают.</p>
<p>ОДКБ не будет никак переформатироваться: Узбекистан не вышел из организации, а приостановил свое членство. Это он уже делал однажды. На саму организацию это никак не повлияет, потому что активного участия в программах ОДКБ Узбекистан и раньше не принимал.</p>
<p>Узбекистан давно уже дрейфовал в сторону от любых интеграционных проектов на постсоветском пространстве.</p>
<p>Это, в частности, связано с очень сложными отношениями с Казахстаном и с претензиями узбекского руководства на лидерство во всей Центральной Азии - при том, что пока экономически более успешен Казахстан, и он является более привлекательной моделью для соседей, чем Узбекистан, страдающий от перенаселения и большого количества внутренних проблем.</p>
<p>Узбекистан однажды уже выходил из ОДКБ. После возвращения его участие в этой организации было довольно вялым. Узбекские военные в учениях участвовали неохотно и ко всем совместным мероприятиям относились достаточно прохладно.</p>
<p>С другой стороны, нельзя сказать, что узбекское руководство как-то сильно улучшило свои взаимоотношения с Соединенными Штатами Америки. Эхо андижанских событий до сих пор создает очень серьезные проблемы для движения Узбекистана в сторону Запада.</p>
<p>Я думаю, пока Каримов будет пытаться искать какой-то баланс между Западом и Россией.</p>
<p>Решение Узбекистана достаточно ожидаемо.</p>
<p>Его руководство в последние годы взяло курс на дистанцирование от интеграционных объединений на постсоветском пространстве – достаточно вспомнить относительно недавний выход из ЕвраАзЭс.</p>
<p>Кроме того, не надо забывать, что Узбекистан в ОДКБ долгое время отсутствовал. Он вышел из этой организации в 1999 году, а в 2006 году под влиянием андижанских событий опять вернулся.</p>
<p>Но Узбекистан вернулся формально. Он вошел в организацию, но активного участия в ее действиях не принимал, а пользуясь уставным правом членства, накладывал вето на многие решения и зачастую блокировал попытки совершенствования этой военно-политической организации, которые предпринимались другими странами.</p>
<p>Как повлияет выход Узбекистана? Конечно, это прецедент. Разговоры о том, что вслед за ним выйдут и другие страны Центральной Азии, не основаны ни на чем. Наоборот, как известно, у Узбекистана очень напряженные отношения с Киргизией и Таджикистаном (из-за строительства гидроэлектростанций, ресурсов воды и т.д.).</p>
<p>В Центральной Азии вода является жизненно важным ресурсом, поэтому, если Узбекистан вышел из ОДКБ, уж точно вслед за ним Казахстан и Таджикистан не последуют. Они надеются именно в рамках ОДКБ получить гарантии безопасности от, в том числе, конфликтов с Узбекистаном.</p>
<p>Тем более я не думаю, что вслед за ним начнет двигаться Казахстан. Не секрет, что роль лидера в центральноазиатском регионе идет скрытая, но достаточно активная борьба между Узбекистаном и Казахстаном за. И поэтому Казахстан не последует за Узбекистаном, я уже не говорю об Армении и Белоруссии.<br />
<br />
После выхода Узбекистана переформатирование ОДКБ пойдет более быстрыми темпами. Потому что Узбекистан во многом блокировал эти действия.</p>
<p>Решение Узбекистана о выходе из ОДКБ не означает, что эта страна выбрала прозападный вектор.</p>
<p>На данном этапе, может, это и так. Но на Востоке никогда не говори никогда. Сегодня он выбрал прозападный курс развития – завтра в благодарность за это западные страны поспособствуют неким народным волнениям в очередной точке Узбекистана, и он вернется назад.</p>
<p>Видимо, в ожидании такого важного события, как начало вывода союзнических войск НАТО из Афганистана, Каримов решил обеспечить себе более широкую политическую свободу, не ограниченную обязательствами участника такой военно-политической организации, как ОДКБ.</p>
<p>Произошло логическое изменение вектора внешней политики Узбекистана.</p>
<p>На протяжении последних нескольких лет Узбекистан придерживался этого направления, ограничивая свое участие в основных интеграционных проектах. Это касается не только ОДКБ, но и ШОС, и других интеграционных модулей.</p>
<p>Сейчас, в сущности, просто зафиксировано то положение, которое реально уже сложилось где-то в начале 2010 года. По большому счету, никакой сенсации не произошло.</p>
<p>Узбекистан в проектах по ОДКБ активно не участвовал, поэтому решение о выходе из организации не означает разрыва отношений - просто они переводятся в двусторонний формат, без многосторонних интеграционных модулей, в том числе и в сфере безопасности.</p>
<p>Учитывая двойственную политику Каримова, совсем не надо хвататься за голову и посыпать ее пеплом.</p>
<p>Но нельзя сказать, что Узбекистан выбрал прозападный вектор. Все зависит от того, как дальше будет складываться ситуация вокруг северной сети поставок.</p>
<p>Для США Узбекистан, Таджикистан актуальны. Но если пакистанский маршрут будет реанимирован (а к этому есть определенные предпосылки), тогда ташкентский и душанбинский варианты отойдут для Вашингтона на второй план. Следовательно, преференции от Вашингтона, которые мог бы получить Узбекистан в случае вывода американских войск именно по этому маршруту в 2014 году, будут нивелированы.</p>
<p>Каримов продолжит крайне осторожно выстраивать линию баланса между Москвой и Соединенными Штатами.</p>
<p>Окончательно утверждать, что сформировался прозападный вектор и никаких отклонений от него не будет, я бы не стал. Вспомним 2005 год после Андижана, когда Каримов резко поменял свое движение в сторону Москвы, отказавшись или свернув сотрудничество с Западом.</p>
<p>В узбекской внешней политике ничего нельзя исключать.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".