В Государственную Думу внесен проект федерального бюджета на 2021-2023 годы
Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, распоряжение об этом
подписал премьер-министр Михаил Мишустин, говорится в сообщении на официальном сайте правительства.
«При формировании документа правительство исходило из двух приоритетов: безусловное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами и реализация национальных целей развития, сформулированных президентом России», —
сказано на сайте правительства.
Согласно проекту, доходы бюджета в 2021 году составят 18,77 трлн руб., в 2022 году — 20,64 трлн руб., в 2023 году — 22,26 трлн руб. Расходы в 2021 году будут на уровне 21,52 трлн руб., в 2022 году — 21,88 трлн руб., в 2023 году — 23,67 трлн руб.
Дефицит бюджета в 2021 году будет 2,75 трлн руб., в 2022 году — 1,25 трлн руб., в 2023 году — 1,41 трлн руб. На реализацию национальных проектов в следующем году предусмотрено 2,25 трлн руб., в 2022 году — 2,62 трлн руб., в 2023 году — 2,79 трлн руб.
Проект бюджета основывается на базовом варианте прогноза социально-экономического развития с ростом экономики в 2021 году на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%. Прогнозный объем ВВП в 2021 году составит 115,53 трлн руб., в 2022 году — 124,22 трлн руб., в 2023 году — 132,82 трлн руб. Инфляция не будет превышать 4%.
Как
комментирует бюджет первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, «в нынешнем проекте бюджета почти в два раза увеличены расходы на финансирование пособий нуждающимся семьям с детьми в возрасте от трех до семи лет. Это одна из наиболее уязвимых категорий населения — на более маленьких детей (от полутора до трех лет) из малообеспеченных семей, согласно действующему с 1 января нынешнего года закону, выплачивается прожиточный минимум. Если же ребенок немного подрос, то он уже не имеет права на эту выплату, а расходов в семье меньше не становится. Предложенные меры позволят существенно смягчить эту проблему — и в целом уменьшить бедность в стране». Также эксперт отмечает, что «еще одна важная мера по борьбе с бедностью — ввод программы социального контракта на всей территории страны. Эта программа, в частности, предусматривает финансовые выплаты нуждающимся, которые можно потратить лишь на товары и услуги из особого списка — например, на приобретение предметов первой необходимости или открытие своего дела. Один из главных факторов успешности программы — ее всеобщий характер, чтобы этими возможностями могли воспользоваться люди, вне зависимости от того, где они живут, — ассигнования на это увеличиваются более чем в четыре раза. Эти целевые выплаты выглядят разумным контрастом „вертолетным деньгам“ (массовой раздаче бюджетных средств без всяких условий), о которых немало говорили весной, а сейчас уже забыли». «Также в следующем году планируется увеличение расходов на финансирование национальных проектов и инициатив, предусмотренных в президентском послании нынешнего года. Пока примерно на 15%, а в 2023-м — почти на 40%. Снижение налоговой нагрузки на IT-отрасль дает импульс развитию современной экономики, в том числе цифровизации. В то же время в бюджете предусмотрены существенные сокращения расходов по сравнению с предполагавшимися, включая оптимизацию на 10% всех „незащищенных“ статей бюджетных расходов и уменьшение на 5% госпрограммы вооружений. Это неудивительно — в полной мере реализовать намечавшиеся ранее планы сейчас не может ни одна затронутая пандемией страна», — говорится в комментарии Макаркина. По его словам, «государство делает более справедливым распределение доходов от сырьевого сектора, пересматривая налоговые льготы, — таким образом оно не только пополняет бюджет, но идет навстречу общественным настроениям… Но для многих граждан значимее другое — рост акцизов на табак, который приведет к подорожанию сигарет. В памяти тут же возникают „табачные бунты“ начала 1990-х, однако это ложная аналогия, потому что бунтовали тогда совсем по другому поводу — из-за дефицита сигарет в результате плановой остановки на ремонт табачных фабрик».
По
мнению доцента кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова, кандидата экономических наук Алиева Аяза Аладдина оглы, «поддержка экономики и социальной сферы является необходимой и в среднесрочной перспективе реально эффективной мерой. К малополезным и популистским можно отнести повышение НДФЛ для богатых, чей доход превышает более 5 млн руб. в год. На первый взгляд это справедливо, но как будет эффективно работать механизм сбора непонятно. Не говоря уж о том, что обеспеченные граждане станут искать пути обхода системы и занижать доходы. Сократить расходов на здравоохранение и образование предлагается на 65,7 млрд руб. Такая экономия на важнейших социально-ориентированных направлениях выглядит несколько неожиданно. Бюджет ориентирован на максимальную материальную поддержку населения и бизнеса, а здравоохранение и образование пока, видимо, справляются».