Статья
1452 6 июля 2015 20:43

В Москве обсудили «Минск-2»

Прошло почти 5 месяцев с момента заключения «Минска-2» – «дорожной карты» по урегулированию украинского конфликта. Почему возникли сложности с реализацией соглашения? Удастся ли его выполнить в срок? Есть ли смысл в «Минске-3»? Эти и другие вопросы обсуждались в Москве на круглом столе «Минский процесс глазами Донбасса», в котором приняли участие как политологи, так и представители Донецка и Луганска.

КИЕВ ИМИТИРУЕТ МИНСКИЙ ПРОЦЕСС

Украина сейчас по сути игнорирует Минский комплекс мер и занимается лишь имитацией переговорного процесса. Такое мнение высказал представитель Донецкой народной республики на минских переговорах Денис Пушилин.

В качестве примеров он привел конституционную реформу, которую Киев вопреки минским соглашениям не согласовывал с представителями Донбасса, закон «об особом статусе» (он, по словам Пушилина, фактически не действует и был принят «для галочки»), а также ситуацию с проведением местных выборов (как отметил полпред ДНР, в случае с выборами Украина «опять пытается навязать одностороннюю позицию»). «Необходимо заставить Киев прекратить имитировать переговорный процесс», – подчеркнул Пушилин.

При этом он не согласился с точкой зрения, будто «Минск-2» был подписан зря. Полпред ДНР отметил, что заключение соглашения позволило прекратить полноценные боевые действия, а также создать площадку для обсуждения путей выхода из конфликта. «По моему мнению, "Минск" был абсолютно нужен, – заявил Пушилин. – Минские соглашения – это шанс на политическое, мирное решение конфликта. Но как будут развиваться события, зависит не только от нас, но и от наших оппонентов. Со своей стороны мы должны сделать всё от нас зависящее, что мы и делаем», – отметил полпред ДНР.

В свою очередь представитель Луганской народной республики в минской контактной группе Владислав Дейнего добавил, что в имитации выполнения «Минска-2» Украина уже зашла достаточно далеко. «На деле Украина полноценно не выполнила ни один из пунктов [соглашения]», – констатировал полпред ЛНР.

Он выразил надежду, что Германия и Франция как гаранты минских договоренностей смогут повлиять на Украину и вернуть её в контекст мирного процесса.

УКРАИНА ВЫТАЛКИВАЕТ ДОНБАСС

Из заявлений и действий Киева очевидно, что украинская сторона не хочет выполнять Минский комплекс мер в том объеме, под которым она подписалась, считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

По его словам, своими действиями Киев лишь выталкивает Донбасс из собственного конституционного пространства. «Если украинский политический класс не собирается разговаривать с нынешними представителями Донбасса, то ему вряд ли удастся инкорпорировать эту территорию на каких-либо условиях», – констатировал эксперт.

Как считает Чеснаков, сейчас Киеву необходимо «проявить добрую волю, принять на себя политические обязательства и не запускать конституционный процесс так далеко, что он из него уже не сможет выйти». «Чем дальше украинская сторона реализует самостоятельный конституционный процесс, тем меньше шансов, что Донбасс может встроиться в него», – подчеркнул политолог.

Читайте также Новая конституция Украины срывает Минские соглашения

Напомним, в соответствии с минскими соглашениями Киев должен провести конституционную реформу, предусматривающую децентрализацию. Притом она должна быть вначале согласована с Донецком и Луганском. ДНР и ЛНР направляли свои предложения по поправкам к новой украинской конституции спикеру Верховной Рады Владимиру Гройсману, спецпредставителю главы ОБСЕ Хайди Тальявини и сменившему ее на этом посту Мартину Сайдику. Однако в Киеве на мнение народных республик попросту закрыли глаза.

Более того, украинская сторона разработала в итоге такой вариант конституционной реформы, которая «усиливает и расширяет президентскую власть, но ни в коей мере не проводит политику децентрализации», считает директор Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко. «Президентская власть еще сильнее доносится до уровня общин, – отметил эксперт. – Фактически на Украине формируется унитарно-общинный строй. И места здесь для Донбасса – нет».

Со своей стороны старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО Николай Силаев напомнил, что те поправки в украинскую конституцию, которые предлагали ДНР и ЛНР, предполагают оставление республик в составе Украины. По его оценке, предложения Донецка и Луганска дают возможность для широкого компромисса, однако со стороны Киева готовности к какому-либо компромиссу не видно. Между тем, как отметил эксперт, «любое государство, которое сталкивалось с таким дроблением, с радостью бы приняло такие поправки». «Наверное, в Киеве не до конца осознают, насколько благоприятные условия им предложены», – считает Силаев.

IMG_20150706_134234507.jpg
ИНТЕГРАЦИЯ ДОНБАССА В РФ

Есть два основных интересанта минских соглашений, полагает Олег Бондаренко. «Это население Донбасса, которое получило возможность находиться не под таким количеством массовых обстрелов, как раньше, и восстанавливать свою экономику, а также Россия, которая таким образом пытается институциализировать свое присутствие на Украине», – заявил политолог.

По его мнению, минские соглашения фактически стали для Донбасса путем интеграции в единое экономическое, валютное и оборонное пространство с Россией. «С точки зрения переориентации всех этих цепочек и, самое главное, структурирования политического пространства, Донбасс де факто интегрируется в РФ», – заявил Бондаренко. При этом он отметил, что пока не видит для России возможности признать ДНР и ЛНР.

Кроме того, одним из главных защитников и интересантов минских соглашений становится Евросоюз, добавил эксперт. «У Берлина сейчас не остается никакого другого выхода, кроме как становиться главным "адвокатом" исполнения "Минска" в Европе. В Греции политика [канцлера ФРГ] Ангелы Меркель полностью провалилась. Теперь они должны защитить хоть какую-то свою позицию. Эта позиция сейчас может быть связана исключительно с "Минском". Таким образом, складывается довольно интересная ситуация, когда Берлин начинает диктовать Киеву, что он должен исполнять минские соглашения», – сказал он.

«C учетом новых внешнеполитических вводных данных будет интересно понять перспективы пролонгации минских соглашений на 2016 год», – добавил Бондаренко.

«МИНСКА-3» НЕ БУДЕТ, НО «МИНСК-2» МОГУТ ПРОДЛИТЬ

Отвечая на вопрос о возможности заключения нового мирного соглашения по Украине, эксперты сошлись во мнении: в этом нет необходимости. Однако пролонгация существующей «дорожной карты» не исключена.

«Никакого "Минска-3" не предполагается, – развеял слухи Алексей Чеснаков. – В любом случае предстоит решить все четыре комплекса вопросов [«Минска-2»], и я не очень понимаю, какие еще можно формулировать договоренности свыше тех, которые есть сейчаc».

«Понятно, что Киев очень хотел бы обсуждения возможности заключение нового соглашения как элемента торга или элемента отвлечения внимания от выполнения "Минска-2". Эта игра очевидна. И это демонстрирует уровень понимания украинской стороной способов решения конфликта и той ответственности, которую она на себя возлагает», – добавил политолог.

В то же время он напомнил, что в «Минске-2» четко обозначены сроки выполнения соглашения –до конца 2015 года. «Сейчас понятно, что эти сроки, скорее всего, не удастся выдержать», – считает Чеснаков.

Читайте также Минск-2 как безальтернативный сценарий

В разговоре с «Актуальными комментариями» эксперт подчеркнул, что время для многих решений уже упущено. По его словам, сейчас нужно начать обсуждение «дорожной карты» на следующий год. «Возможно, и остановив процедуру внесения изменений в украинскую конституцию», – допустил Чеснаков.

По словам эксперта, односторонние действия Киева по изменению конституционного поля Украины в конечном счете приведут к признанию ДНР и ЛНР. «Выступив одним из гарантов выполнения минских соглашений, Россия не может бросить республики Донбасса на произвол судьбы. Отказ Киева от прямого диалога с представителями нынешних властей Донецка и Луганска не переводит ситуацию в игру с нулевой суммой», – добавил политолог.

Он отметил, что успех в процессе мирного урегулирования может быть достигнут только путем движения сторон конфликта навстречу друг другу. «В противном случае – замораживание конфликта и последующий постепенный развод при посредничестве международных гарантов», – заявил Чеснаков.

IMG_20150706_132345345453.jpg
НОВАЯ МИНСКАЯ ВСТРЕЧА

Круглый стол в Москве прошёл в преддверии очередной встречи контактной группы в Минске, намеченной на 7 июля. Кроме того, в столице Белоруссии состоятся встречи четырех рабочих подгрупп – по политическим, экономическим и гуманитарным вопросам, а также вопросам безопасности.

Как рассказал Денис Пушилин, повестка переговоров от встречи к встрече, к сожалению, не меняется. «Это связано с разными причинами, в частности, с имитацией переговорного процесса Украиной. Интенсифицировать его, как хотелось бы, пока не получается. Подвижки есть с каждой встречей, но их недостаточно для того, чтобы закрепить полноценной перемирие», – отметил он.

В то же время Пушилин не исключил, что на новой минской встрече может быть подписан документ по отводу от линии соприкосновения военной техники калибром до 100 мм. «Необязательно речь идёт о подписании, но завтра может быть поставлена точка в обсуждении технических деталей», – сообщил полпред ДНР.

Касаясь перспектив выполнения «Минска-2» в целом, Пушилин признал, что быстрого политического урегулирования украинского конфликта не существует.

Эксперты же сошлись во мнении, что «ключ» от того, насколько быстрым будет это урегулирование и насколько оно вообще возможно, сейчас находится в Киеве; ДНР и ЛНР сделали всё для того, чтобы этот процесс ускорить.

Подготовил Вадим Погиба
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".