Статья
2547 26 июня 2015 13:51

В тюрьму за пиар

Правозащитники и журналисты призвали депутатов Госдумы доработать законопроект о наказании за чрезмерные траты губернаторов на пиар. Документ вводит серьезную ответственность для глав регионов, вплоть до тюремного заключения.

Согласно законопроекту, главам регионов будет запрещено расходовать бюджетные средства «на информирование о деятельности органов государственной власти субъекта РФ».  Под прицелом оказались не только губернаторы, но и региональные СМИ, которые просто могут исчезнуть в результате этих политических игр.

Закрутить гайки

Примечательно, что документ подготовили представители «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», то есть всех четырех думских фракций.

По мнению члена Общественной палаты РФ, адвоката Елены Лукьяновой, это свидетельствует о том, что депутаты, которые вошли в нынешний парламент, соревнуются в запретительных инициативах, поскольку более действенных мер они предложить не могут. «Значит, такие фракции, они не понимают никаких других мер, кроме как сажать и наказывать. Они не умеют работать, у них нет других способов», — считает Лукьянова.

Журналисты против

В Госдуму законопроект пока не внесен: он направлен для получения отзыва в Верховный суд. Однако на инициативу уже критически отреагировали и в правозащитной, и в журналисткой среде.

«Мы категорически против принятия этого проекта в таком виде», — заявил секретарь Союза журналистов России Леонид Никитинский.

Глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев также посчитал нынешнюю редакцию законопроекта неприемлемой. По его мнению, принятие документа может нанести вред большому количеству региональных СМИ, которые перестанут получать господдержку, передает ТАСС.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов видит причину недовольства представителей журналистского сообщества в том, что предложенный законопроект лишает их «любимого» источника дохода — «черного». «То есть это те деньги, которые на самом деле в газету или на телевидение не шли, а шли в карман к владельцу этого издания или в карман журналисту за «джинсу», и, конечно, их сильно поддерживали», — отметил эксперт. 

Аналогичным образом объясняет негативную реакцию Союза журналистов и юрист Илья Ремесло. «Ну да, "журналистам" очень не хочется от губернаторской кормушки отлипать», — написал он в своём «Твиттере»
 
Читайте также: Чрезмерные затраты на пиар   

СМИ начнут критиковать власть

Эксперты увидели и положительные моменты в данной инициативе. «На первом этапе это точно плохо отразится на региональных СМИ, и, может, некоторые не выживут, потому что для многих из них это или основной, или единственный источник доходов, — говорит главный редактор ИА «Моссовет» Юрий Загребной. – С другой стороны, в этой инициативе есть много полезного. В общество будут возвращаться правильные СМИ, а не те, которые настроены на то, чтобы «смотреть в рот» чиновникам и власти, хотя по определению СМИ должны их критиковать. Одно из предназначений СМИ — это смотреть под микроскопом, чем занимается власть. А тут у нас просто покупают их лояльность».

Елена Лукьянова также убеждена, что главы регионов не должны тотально контролировать местные СМИ, как это сейчас происходит. «СМИ должны отражать реальные события, а не петь осанну губернаторам», — заметила эксперт.

По ее прогнозу, многие региональные СМИ действительно не выживут в случае принятия законопроекта. «И не надо. Потому что как они привыкли работать? Они привыкли только славить губернаторов и жить «на подсосе», но перестали быть СМИ», — считает Лукьянова.

Прозрачная схема

Однако эксперт подчеркнула, что здесь нужны иные меры, нежели введение уголовной ответственности: «Сажать в тюрьму не надо, надо делать прозрачной схему».

Излишним такое наказание считают и в президентском Совете по правам человека. «Нужно экономить меры уголовной репрессии, иначе мы просто девальвируем само понятие уголовной ответственности», — подчеркнул глава СПЧ Михаил Федотов. По мнению правозащитника, предложенный депутатами законопроект «преследует правильную цель, но использует неправильные средства».

Сейчас парламентарии предлагают наказывать губернаторов за траты на пиар в размере от 1,5 до 7,5 миллиона рублей либо штрафом до 300 тысяч, либо заключением до двух лет. А за нецелевое расходование средств на сумму более 7,5 миллиона может грозить штраф до 500 тысяч рублей или заключение сроком до пяти лет.

Не исключено, впрочем, что законопроект в этой части будет скорректирован. Глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин в ходе дискуссии в парламенте уже призвал коллег вносить предложения по улучшению документа. При это он заметил, что «не услышал практически ни от кого, что кто-то против ограничения этого самого пиара губернаторов». «Вопрос, как это будет делаться, и будет ли это эффективно», — цитирует парламентария МИА «Россия сегодня».

Читайте также Губернаторам могут запретить пиариться

Контролировать губернаторов

Эксперты считают, что предложенный думой законопроект является механизмом контроля центра за главами регионов.

«Москва действительно хочет контролировать губернаторов, потому что часто их пиар-мероприятия оборачиваются сплошным негативом», — отмечает Вячеслав Смирнов. Эксперт привел примеры: «Это могут быть вручения каких-то дорогостоящих призов, которые воспринимаются населением как «разбазаривание» бюджетных средств, или  поездки за границу, которые в последнее время вообще воспринимаются совершенно негативно не только населением, но и Администрацией президента». «Поэтому да, будет определенное «закручивание гаек», — полагает Смирнов.

Юрий Загребной также отмечает, что одна из задач законопроекта — увеличить контроль центра за регионами. «Сегодня сложилась такая ситуация, что в регионах местные СМИ, которые губернаторы контролируют, способны влиять на настроение избирателей не меньше, чем центральные. И тут центр, выбив такой ресурс губернаторов, будет в большей степени информационно влиять на регионы, а значит, и на губернаторов», — объяснил он.

Читайте также: ОНФ атакует Воробьёва 

Вопрос о чрезмерных тратах губернаторов на пиар поднимается уже давно. Даже существует некая конкуренция между различного рода структурами.

Тему активно развивал Общероссийский народный фронт (ОНФ), неоднократно обращавший внимание на значительные траты некоторых глав регионов на освещение своей деятельности в местных СМИ. В частности, критике ОНФ подвергались глава Подмосковья Андрей Воробьев, экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, глава Самарской области Николай Меркушин.

Сопредседатель центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы от «Единой России» Ольга Тимофеева, которая является одним из инициаторов нынешнего законопроекта, указывала, что есть регионы, где проживают всего десятки тысяч человек, и власти тратят 5 тысяч рублей на информирование одного человека, а есть ряд регионов с миллионным населением, где на эти цели из бюджета тратится 10 рублей на человека. 

Губернатор — всего лишь наместник Москвы 

Эксперты считают, что проблема с излишними тратами действительно есть. Вопрос лишь в том, как решать проблему.

Вячеслав Смирнов выделяет несколько проблем, связанных с тратами глав регионов на пиар.

Во-первых, по его словам, «очень сложно оценить, сколько стоят какие-то пиар-мероприятия, когда они заказываются через агентства». «Со СМИ все просто — это количество строк либо количество времени в эфире с обязательной пометкой «реклама». Если же вы нанимаете пиар-специалиста, то он может вам обойтись и в 30 миллионов рублей просто за то, что он с вами рядом ходит и подсказывает вам, какой галстук надеть. И в данном случае все будет законно, потому что у него такой ценник, он его вам так поставил, а вы решили, что он самый лучший. Не всегда в этом случае проходят тендеры, потому что очень сложно определить качество пиар-услуг. То есть, если ориентироваться только на тех, кто предложил самую низкую цену, это не означает, что это будут самые качественные пиар-услуги, потому что все это очень субъективно», — объяснил Смирнов.

С другой стороны, все партии понимают, что губернаторы уделяют собственному пиару слишком много времени и средств и при этом воспринимают себя как главного политического субъекта в регионе, заметил эксперт. «А на самом деле губернатор — это всего лишь наместник Москвы, обычный чиновник, который сегодня есть, а завтра он либо в тюрьме, либо ушел на повышение. И партии, естественно, заинтересованы в том, чтобы губернатор себя таковым ощущал», — констатировал Смирнов.

P.S Обсуждение проблемы пиара на бюджетные деньги вновь активизировалось после того, как в начале текущей недели на ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин. «Конечно, власть любого уровня — муниципальная, региональная, общенациональная — обязана освещать свою деятельность. И для этого необходимо выделять какие-то средства, но эти средства должны быть ограничены, а информация должна быть сухая, — заметил глава государства, выступая в Общественной палате. — Если деньги выделяются из бюджета на пиар конкретных лиц, чиновников, то ничего хорошего здесь нет. Это, по сути, нецелевое использование средств. И нужно изобрести такую формулу, которая не позволяла бы деньги, которые можно использовать для решения социальных задач, тратить на этот голый пиар». «Мы будем всячески ограничивать расходы», — заверил Путин. 

Не исключено, что, услышав месседж от президента, депутаты, политики и общественники начнут наперебой предлагать самые различные инициативы. Тем более что предоставляется такой редкий случай попиариться бесплатно.

Материал Подготовили Лина Вискушенко, Вадим Погиба

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".