Комментарий
1453 8 декабря 2014 16:27

В условиях кризиса децентрализация на Украине невозможна

Богдан Безпалько политологБогдан Безпалько

Богдан Безпалько
политологБогдан Безпалько
Украина готова к децентрализации власти, заявил ее президент Петр Порошенко в поздравлении по случаю Дня местного самоуправления, который отмечается на Украине с 2000 года.

Подробнее — в материале «Децентрализация как уловка».

Замдиректора центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова, член президентского Совета по межнациональным отношениям Богдан Безпалько рассказал «Актуальным комментариям» о перспективах реформ территориального устройства в условиях кризиса, а также о том, какая модель децентрализации подходит Украине.

«Мне кажется, что разговоры о децентрализации больше относятся к области риторики и демагогии. На самом деле, эти разговоры ни к чему не приведут, разве что только к затягиванию процесса и к определенным уступкам со стороны России и Донецко-Луганских народных республик.

Разговоры о децентрализации можно было вести еще до украинского кризиса, до его горячей кровавой стадии. В принципе существуют определенные механизмы, которые используются многими государствами для решения именно проблем децентрализации — это федерализация государства. На Украине этот вопрос всегда был под запретом даже на обсуждении, не говоря о том, чтобы вынести его на всенародный референдум.

В тех условиях, безусловно, референдум мог бы показать относительно репрезентативное отношение граждан Украины к этому вопросу. Сейчас в условиях войны, в условиях, когда Крым уже не входит в состав Украины, когда Донбасс находится в состоянии войны, проводить децентрализацию крайне затруднительно. Между тем, все остальное население Украины подвергается жесточайшему информационному воздействию. Безусловно, ни референдум, ни подобного рода реформы по вопросу децентрализации и федерализации сейчас невозможны.

То, о чем говорил Порошенко, это разговоры ни о чем. Я не понимаю, каким образом децентрализация может привести к тому, что конфликт на Донбассе перейдет хотя бы из горячей стадии в спокойную. Кроме того, не видно никаких мер, которые кардинальным образом меняли бы отношение центра к регионам. Поэтому я и думаю, что это просто очередной прием киевского руководства для того, чтобы затянуть процесс подольше и задушить Донбасс экономической блокадой.

Что касается особого статуса языка, о котором ранее говорил Порошенко, то я думаю, что какая-то радикализация в этом отношении возможна, но, опять же, вопрос с языком тоже надо было решать раньше. Ведь еще после прихода к власти Ющенко ряд регионов считали русский язык региональным языком, причем основываясь на решении местных органов власти. То есть вроде бы была эта децентрализация в действии. И Киев, надо сказать, на это очень жёстко реагировал.

Порошенко неоднократно декларировал, что его гуманитарная политика будет унитарной, жесткой, националистической, и что никаких прав русскому языку он предоставлять не будет. Поэтому его робкие обещания сейчас отдать вопрос языка регионам тоже ничего не значат. Это просто-напросто риторика, также как и относительно децентрализации. Потому что сегодня он дает эти возможности, а завтра он их заберет. Соответственно, все вопросы и децентрализации, и русского языка будут отброшены назад, и люди останутся с тем же, с чем они были до так называемого процесса децентрализации.

Кроме того, есть масса вопросов о модели будущей децентрализации. Ранее Порошенко заявлял, что собирается обратиться к опыту Польши, но, на мой взгляд, эта модель совершенно не подходит Украине.  

Польша — это моноэтническое государство. Там подавляющее большинство населения — это поляки и люди, которые уже давным-давно ассимилировались и тоже считают себя поляками. Поэтому, я считаю, что польская модель децентрализации никак не подходит для Украины с ее очень разным этнически, ментально и говорящим на разных языках населением. И хоть Украина и ратифицировала Хартию по региональным европейским языкам, но, очевидно, что она не собирается ее выполнять. В данной ситуации переносить польский опыт на территорию Украины — это все равно, что переносить опыт нацистской Германии на Советский Союз: это вызовет лишь дополнительную напряженность. Не может польская модель (модель моноэтнического государства, фактически монорелигиозного) работать в условиях столь разнообразной этнически Украины.

Украине в этом смысле могла бы подойти модель Российской Федерации с существованием в ряде регионов статусов республик, автономных областей, автономных округов. Речь идет о  предоставлении полной самостоятельности в гуманитарной составляющей, когда в регионах может изучаться и использоваться в государственных и образовательных учреждениях родной язык. Также Украина могла бы взять на вооружение модель Германии, где у ряда земель тоже есть достаточно широкие права, в том числе и в гуманитарной области. Поэтому я думаю, что выбор польской модели как раз и обусловлен тем, что она соответствует той идеальной унитарной Украине, мононациональной, которую пытаются создать сейчас украинские националисты в Киеве.

Мне кажется, что в условиях нынешнего кризиса и экономической стагнации, какие-либо процессы реформирования экономики и территориального устройства на Украине невозможны. Украина является одной из самых коррумпированных стран. Это признание организации Amnesty International. Этот факт вызвал возмущение даже у тех американских политиков и силовиков, которые всячески поддерживают Украину в своих геополитических интересах. Поэтому говорить о том, что все эти миллиарды, которые Евросоюз собирается выделить Украине на осуществление реформ, будут использованы регионами, по меньшей мере, преждевременно.

Сейчас Киев экономическими рычагами душит жителей Донецкой и Луганской областей, отказывая им в пенсии, зарплате, в лекарствах, еде, фактически обрекая их на уничтожение. Поэтому говорить о том, что эти регионы сейчас получат какую-либо самостоятельность, тем более, часть из этих денег, на мой взгляд, абсолютно необоснованно. Сомневаюсь я и в том, что эти деньги будут выдержаны в таких размерах, потому что сейчас Евросоюз находится в достаточно тяжелом состоянии.

Ряд его основных двигателей, таких как Германия и Франция, находятся тоже в состоянии экономического кризиса, поэтому для них выделение таких значительных сумм как 55 миллиардов евро, на мой взгляд, будет тяжелейшим ударом по их собственным экономикам, особенно в условиях санкционной войны с Россией, которая являлась одним из основных рынков сбыта товаров, производящихся в этих странах. Таким образом, мне кажется, что говорить о том, что эти деньги могут быть выделены, и что они могут быть с умом потрачены на Украине, преждевременно».
16 апреля 2024 Новости  Ближневосточный конфликт: к чему приведет атака Ирана на Израиль Приведет ли атака Ирана на Израиль к полномасштабному конфликту? С какими проблемами столкнется Украина после расширения мобилизации? Эти и ряд других актуальных политических вопросов обсудили политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин во время эфира 15 апреля. «Актуальные комментарии» публикуют полную расшифровку стрима. 12 апреля 2024 Главное
Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины
 Угроза мирового кризиса: эксперты о последствиях поддержки Украины Продолжение финансирования Украины со стороны США может поставить под угрозу американскую финансовую систему, считают эксперты западных аналитических центров. Кроме того, Украина, по их словам, не сможет погасить кредиты, в виде которых выделяется часть помощи. 
КомментарийКомментарий От помощи до подкупа один шаг политологАлексей Чеснаков Оба кандидата на пост президента США все активнее используют украинский конфликт в своих предвыборных кампаниях. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".