Комментарий
381 28 Июля 2009 0:00

В бой идут одни мертвяки

Вячеслав Данилов философВячеслав Данилов

Вячеслав Данилов
философВячеслав Данилов

ответ М. Литвинович

Хотели бы мы оказаться на месте этих ребят? Ну, к примеру, на месте тех, кто прыгал с чертесотого этажа Башен-близнецов 11 сентября 2001 года? Или на месте того парня, который написал записку в погибшей подлодке «Курск»? Или на месте тех, кто оказался на пути американской военщины в Ираке? На месте жертвы.

Место жертвы требует ритуального оформления — ненапрасная жертва работает мгновенно и безотказно: сожженная рука Муция Сцеволы развернула войска варваров от Рима. Жертва, принесенная непосредственно на глазах у врагов, эффектна и эффективна.

Место жертвы становится священным — жертвенное становится объектом тайного желания. По большому счету — каждый желает быть жертвой. Невозможность быть жертвой — то есть погибнуть зазря — называется homo sacer. Человек священный — его может убить всякий, при этом убитый не может считаться жертвой.

Сегодня мы не можем провести четкой границы между современным homo sacer — бомжом или приговоренным к смертной казни — и жертвами массовых репрессий или жертвами капиталистической гиперэксплуатации.

Капитализм катастроф обезличивает жертву — имена тех, кто выпал из WTC 11.09 никому не известны. Территория трагедии отдана под застройку — и больше не является могилой неизвестного менеджера.

Жертва и смысл жертвы разошлись. Сегодня Иисус погибнет в ДТП, и никто об этом не узнает: Иисус останется цифрами милицейской статистики, и то, если повезет.

Индустрия катастроф превращается в катастрофу в форме индустрии: жертвы не считаются (нумерически), и не считаются (более ничто не значат). Мы утратили вкус к жертве, никто не хочет больше быть жертвой. Нет альтернативы тихой и тупой смерти — герой более невозможен.

Что, примерно, то же самое, что и невозможность эффективной жертвы — сегодня даже трупами никого не завалишь.

Глеб Павловский в недавнем интервью Марии Сергеевой на РСН заявил, что жертвы — это объект пересчета и прогноза. К примеру, некой «медведевский авангард» — борьба за сомнительное преимущество быть которым — нумерически востребует определенное число жертв. Чем-то это напоминает историю из III Властелина колец, где в атаку идут одни мертвяки. Кто-то может выступать в роли политического авангарда, будучи заранее смертником. Авангард заранее возможен только как дело штрафников. Без имени и фамилии, или именами, которые будут написаны лишь потом — как у Александра Матросова.

Жертва более не совпадает со своим именем — именем которой и только можно подымать кого-то в бой.

Комментарии для сайта Cackle
23 Марта 2020 Новости
Эксперты назвали главные риски коронавируса для российской политики
 Эксперты назвали главные риски коронавируса для российской политики Эксперты Центра политической конъюнктуры (ЦПК) опубликовали аналитическую записку, в которой зафиксированы 10 главных рисков пандемии коронавируса для российской политики.
17 Марта 2020 Новости
Карантин с пользой: лучшие фильмы о политике и онлайн курсы по политологии
 Карантин с пользой: лучшие фильмы о политике и онлайн курсы по политологии В связи с коронавирусом многие работодатели переводят своих сотрудников на удаленную работу. Закрыты кинотеатры, театры, в Москве запрещены мероприятия численностью более 50 человек. Так как многим придется провести это время дома, в предпочтении оказались различные онлайн-активности.
6 Марта 2020 Новости
Россияне все меньше хотят видеть женщин на главных государственных постах
 Россияне все меньше хотят видеть женщин на главных государственных постах Россияне все меньше хотят видеть женщин на государственных должностях. Такой вывод следует из совместного исследования Центра политической конъюнктуры (ЦПК) и Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного 1 марта 2020 года.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".