Статья
14 Февраля 2012 0:01

В фокусе - высшее образование

В фокусе - высшее образование
Фото: Shutterstock

Премьер-министр России Владимир Путин провел встречу с ректорами российских вузов. Во встрече принимали  участие заместитель председателя правительства Владислав Сурков, министр образования Андрей Фурсенко, руководители ведущих вузов страны, представители вузовской науки.

Начиная свое выступление, премьер заявил, что предложения о повышении стипендий студентам - это не предвыборная подачка.

«Что касается студентов, из чего я исходил: это не предвыборный лозунг. То есть, это, конечно, появилось в ходе нашего календаря внутриполитического, но сделано это предложение было осознанно и не как какая-то подачка», - заявил Путин, передает «Интерфакс».

Напомним, накануне глава правительства, который баллотируется в президенты, в своей очередной предвыборной статье предложил довести стипендии студентам до прожиточного минимума.

«Это было сделано для того, чтобы мы с вами смогли сформировать ту самую систему справедливых так называемых социальных лифтов, которых у нас не хватает. Это правда», - сказал премьер.

Кроме того, необходимо создать условия, чтобы талантливые молодые люди из небогатых семей смогли себя реализовать «себе на пользу и стране на пользу». 

Премьер-министр также предложил ректорам российских вузов сформулировать свое видение решения проблемы «разрыва» в объемах доходов руководства вузов и рядовых преподавателей.

«Я сейчас ничего не хочу здесь навязывать, не хочу усугублять эту тему. Я попросил бы Виктора Анатольевича Садовничего, других наших коллег и друзей, самим сформулировать видение этой проблемы и способы ее решения», - заявил Путин. 

Владимир Путин заявил о необходимости нормализации соотношения между количеством студентов, обслуживающего персонала и преподавателей в российских вузах.

«Сейчас стало очевидным, что у нас (соотношение между количеством студентов и обслуживающего персонала в вузах - ред.) примерно 50 на 50. 50% - это обслуживающий персонал», - проинформировал глава правительства.

Он подчеркнул, что его слова не означают необходимость начала «каких-то массовых чисток».

«Но постепенно, спокойненько нужно приводить в нормальное состояние (это соотношение - ред.)», - отметил премьер.

Путин сказал, что по нормативам на одного преподавателя должно приходиться 10 студентов, а сейчас это соотношение составляет один к четырем - пяти. 

Глава правительства напомнил, что недавно, когда в вузах было очень много платных студентов, резко увеличилось и число преподавателей. Тем не менее, по мере сокращения числа платных студентов «сеть никак не рестуктурируется».

«Совсем не призываю заниматься массовыми увольнениями, Боже упаси, но кадровый состав должен соответствовать», - подчеркнул Владимир Путин. 

Премьер-министр также заявил о необходимости привлечь регионы к созданию программы грантовой поддержки молодых преподавателей вузов на местах.

«Идея в том, чтобы грантовую программу сделать для молодых преподавателей, молодых ученых с тем, чтобы наши молодые хорошие специалисты ехали в вузы по всей территории РФ», - пояснил Путин.

По его словам, эту программу необходимо будет выстраивать всем вместе: правительство должно будет внести свою лепту, вузы должны будут поддержать, помощь необходимо оказать и со стороны региональных властей.

Напомним, как уже писали «Актуальные комментарии», в опубликованной 13 февраля статье Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» говорится о повышении качества высшего образования, совершенствовании системы приема в вузы, повышении престижа прикладных компетенций. 

В этих целях, в частности, планируется с 1 сентября 2012 года повысить уровень оплаты преподавателей государственных вузов до средней по региону. В течение 2013-2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей в системе высшего образования должна быть повышена еще в два раза - до уровня 200% от средней по экономике. При этом предусмотрена система стимулов для конкурентоспособных преподавателей - тех, кто имеет научные результаты и пользуется авторитетом среди студентов. Цель - добиться того, чтобы зарплата определялась не принадлежностью к какому-либо учреждению, а реальным вкладом в образование и науку.

Одновременно предложено реформировать систему стипендий: для тех, кому она реально необходима, предлагается повысить стипендии до уровня прожиточного минимума - прибавка может составить до 5 тысяч рублей. 

Комментарии экспертов
<p class="p1">Все, что говорится Путиным по проблеме образования в последнее время, носит ключевой характер. Еще в своей первой статье он заявил, что мы вступили в новую социальную реальность, которая называется «эпоха послеобразовательной революции». </p>
<p class="p1">Дело в том, что количество людей с дипломами вузов у нас среди молодежи превышает 50%. В будущем этот показатель достигнет и 80%.  То есть, мы какое-то постсоветское время занимались производством людей с высоким образовательным стандартом. А проблема оказалась в том, что структура экономики и вся социальная структура этого постсоветского общества, которое еще только ищет себя, абсолютно не подготовлена к такому наплыву дипломированных специалистов. Вот в этом и есть суть проблемы. Поэтому вопрос о том, в каком состоянии сегодня образование и что с ним надо делать завтра -  один из ключевых для  всей стратегии государственного развития России. </p>
<p class="p1">Я поэтому не удивился, что Путин опять возвращается к проблеме образования. Проблематичность ситуации состоит в том, что, действительно, структура подготовки кадров с высшим образованием инерционна и практически идет еще из советского периода. Функционируют все еще советские вузы, поменявшие вывеску и переделанные под новые реалии постсоветского периода. Плюс, еще появились конъюнктурные самоделки, вплоть до каких-то чистых фальшивок, где ничему не учат, а только за деньги выдают дипломы.  В любом случае направленность вузов остается советской в том смысле, что система образования абсолютно не развернута на реальные потребности современного рынка. </p>
<p class="p1">Но здесь еще одна беда: современный рынок в России перекошен. Пока у нас сложилась экономика сырьевого государства. В ней совершенно не востребованы люди креативные, мыслящие на перспективу, инновационного склада ума. Им просто нет приложения. Потому что те производственные отрасли, которые существуют, очень бедны и очень заточены на рутинную, простую, примитивную работу. Инновационных и венчурных  предприятий практически нет. А то, что есть, это, в общем, легко покрывается с избытком людьми, которых производит все еще наша образовательная система.</p>
<p class="p1">И получается, что, с одной стороны, каждый день с дипломами выходят на рынок несколько сот тысяч человек. Но они растворяются в этом рынке, идут работать не по специальности, для них диплом – это просто какая-то бумажка. Отсюда неудовлетворенность, ощущение того, что человек со своими профессиональными знаниями не востребован. Это такой большой порочный круг, в котором одна проблема вызывает другую, и целая цепь нерешенных проблем загоняет общество в какой-то глубокий нерешенный тупик – за что не схватишься, все не так. Экономика плоха, потому что она сырьевая, а сырьевая она, потому что в ней нет инноваций, но инноваций нет, потому что нет спроса, но его нет потому что …. и т.д.</p>
<p class="p1">Поэтому люди, которые приходят в эту экономику с дипломами, в основном, рассасываются по каким-то госструктурам и, таким образом, идет прирост бюрократии и усиливается дефицит в областях инновационной экономики, которая должна быть спросовой.</p>
<p class="p1">Похожая ситуация - с гуманитарным образованием. Куда идут люди с гуманитарным образованием - тоже большая загадка. Средняя школа очень нуждается в молодых педагогических кадрах именно в гуманитарной сфере. Потому что именно гуманитарные науки формируют личность и отвечают за социализацию. Учить химии, физике, математике может любой человек, социализующая роль этих предметов минимальна в сравнении с гуманитарно-социальными науками. А куда рассасываются люди с гуманитарно-социальным образованием? Мыкаются в этом пространстве, как-то устраиваются, но явно этот потенциал не реализуется. </p>
<p class="p1">Поэтому то, что год назад было поставлено как проблема, то, что наши вузы производят не то, что нужно, и что нужно сделать некий аудит вузов для того, чтобы спилотировать, сфокусировать наше образование на потребностях рынка, это одна задача. Другая задача - одновременно в нашей стране создавать спрос на вот эти профессии, которые продолжают еще производить вузы России.</p>
<p>Поэтому разговор об изменениях в сфере образования только начался. Очень важно, что эта проблема осознана как одна из острейших и ключевых. Когда говорят о качестве человеческого капитала, то именно образовательные параметры этого капитала считаются  решающими. Да, здоровье тоже важная вещь: больные люди ни на что не способны. Но если в мозгах все не так, если их просто нет или их не знают, как использовать, это означает, что у общества нет перспектив на будущее. Поэтому, я бы так сказал, что ключ к решению очень многих проблем, прежде всего проблем модернизации, находится именно в том, как мы будем реформировать нашу образовательную сферу. Но не отдельно, а в комплексе, в тесной связке с общеэкономической реформой. </p>
<p class="p1">Разговор с ректорами – это продолжение статьи Путина «О справедливости», потому что высокие зарплаты ректоров при очень низкой зарплате в вузах, прежде всего, в региональных, вызывают вопрос о справедливости. Именно преподаватели учат студентов, именно преподаватели зарабатывают, что называется, вузу на кусок хлеба, а разница в зарплатах с руководством, действительно, разительная. В палате этот вопрос обсуждался. Получается, что, по существу, ректоры сами устанавливают себе зарплату и это, вообще, нарушает всякую коллегиальность и подрывает этическую атмосферу вуза.  Этот вопрос  должен быть отрегулирован.  Никакой особой  проблемы  здесь нет.</p>
<p class="p1">Идея, чтобы молодые преподаватели, подготовленные в лучших вузах, ехали в регионы, -  - абсолютно правильная. Зачастую с этим просто беда. Приходилось сталкиваться, что учат по представлениям двадцати-тридцатилетней давности, в то время как молодые преподаватели, которые прошли стажировку за границей, становятся частью мировой социальной науки. У нас ситуация с социальными науками просто аховая. Нужно, чтобы преподаватели ехали в регионы. Приезд двух-трех преподавателей в вуз просто меняет атмосферу. </p>
<p class="p1">Должны существовать гранты на эти цели с тем, чтобы люди, сменившие статус и получившие звание доцентов, ехали из Москвы в вузы и получали грантовую поддержку. Им ведь надо менять среду обитания, друзей, жить в непривычной среде. И ничего  страшного, если эти преподаватели будут получать какое-то время зарплату выше, чем их коллеги в вузах. Но при этом важно, чтобы была и обратная связь. То есть, эти преподаватели в течение трех-четырех лет  должны оцениваться студентами (а не их коллегами-преподавателями, это понятно, как они их оценивают).  Тех, кто не получает поддержки со стороны студентов, нужно  лишать грантовой поддержки.  И они сами  пускай решают, возвращаются в Москву или куда-то еще.</p>
<p>Сам процесс преобразования образовательной сферы – инерционный. Изменения происходят очень медленно.  В предлагаемых мерах не хватает участия структур бизнеса в определении программ обучения. Об этом много говорили в прошлом году,  но в итоге это не сделано.  Важно, чтобы не только и министерства профильные, которые занимаются прогнозом развития, но и ассоциации бизнеса совместно вырабатывали профили подготовки специалистов и стандарты подготовки специальностей. Без этого дело не сдвинется, особенно, по специальностям техническим и важным для экономики. А по гуманитарным специальностям, по образовательным, нужно  привлечение независимых экспертов. Все-таки еще очень отстают профили специальностей от реальной ситуации, от реальных запросов. </p>
<p class="p1">Как нам подсказывает жизненный и политический опыт, от разговоров как таковых не меняется ровным счетом ничего. Поэтому дискуссии о состоянии образования в России, о той роли, которую оно должно играть, нужно рассматривать просто как преддверие к реальным изменениям.</p>
<p class="p1">Образование и образовательные институты продолжают находиться в том состоянии, в котором они оказалась после начала системной трансформации в нашей стране. В этом смысле, институты образования ничем не отличаются от большинства других институтов. Главными задачами институтов и тех лиц, которые там базировались, стала адаптация к резко изменившейся ситуации и использование возможностей в собственных интересах. Отсюда курс на резкое снижение требований к абитуриентам, чудесные превращения высших и средне-специальных учебных заведений во всевозможные академии, колледжи. Появилось много красивых названий учебных заведений, но качество образовательного процесса снизилось.</p>
<p class="p1">Отсюда гигантские, фантастические масштабы производства специалистов с высшим образованием, не востребованных ни российской экономикой, ни государственным строительством. То есть, появляется вилка между продуктом, который производит система образования, и конечными потребителями в лице рынка и российского государства. И эта вилка все время только увеличивается. И то, что предложено в статье Владимира Путина - это комплекс мер, который направлен на то, чтобы если не ликвидировать этот разрыв, то, по крайней мере, начать его существенно сокращать.</p>
<p class="p1">Конечно, предложенные меры могут сработать только в комплексе. Если только повышать зарплату преподавательскому составу и стипендии студентам, то никаких перемен это не даст. Но предложен именно комплекс мер, и он способен дать эффект только в той мере, в которой эти предложенные меры и будут осуществляться комплексно.</p>
<p>Пока же я существенных перемен в образовательном процессе не увидел. Был хороший опыт подключения вузовских специалистов и специалистов из науки к корректировке стратегии 2020, да, он был. Это в высшей степени новый шаг, новое явление, но все-таки к образовательному процессу оно прямого отношения не имеет.  </p>
<p class="p1">Вузы исполняют чрезвычайно важную функцию по подготовке молодежи, по подготовке кадров для промышленности, для модернизации страны. И, к сожалению, сложившаяся ситуация не может не вызывать озабоченности в связи с тем, что подчас сами преподаватели не удовлетворены состоянием образовательной системы. Исходя из этого, они и транслируют своим ученикам сигналы не только образовательные, но и сигналы неудовлетворенности и непонимания ситуации.</p>
<p class="p1">Поэтому, если ситуацию надо менять, то так, чтобы, действительно, статус преподавателя, статус учителя был серьезно повышен. Сюда должны придти и остаться лучшие кадры, лучшие профессионалы. От их профессионализма зависит наше будущее. Поэтому нужно всерьез позаботиться не только о совокупном положении денежных средств (в том числе, бюджетных средств), но и их распределением внутри коллективов. </p>
<p class="p1">Я недавно была в одном из регионов, и могу сказать, что очень много жалоб как раз связано с тем, что внутри коллективов существует несправедливое распределение заработной платы. Есть  ряд людей, которые получают уральские надбавки, а другие почему-то нет.</p>
<p class="p1">Естественно, когда у человека не удовлетворены первичные потребности, то говорить о каких-то высоких материях не приходится. Это классическая теория. Поэтому базовые вещи,  хотя бы справедливое распределение средств, надо  отрегулировать.</p>
<p class="p1">Но помимо этого, нужно еще поставить вопрос о том, что вложение дополнительных финансовых средств от бюджета должно идти в обмен на ответственность  людей, задействованных в этом.  То есть, мы должны не просто накачивать деньгами систему образования, а ставить еще и критерии качества оказываемых услуг, в том числе и образовательных услуг. </p>
<p class="p1">И в этой части, конечно же, нужно, чтобы лучшие люди поехали в регионы, потому что у нас огромное количество самородков и талантливой молодежи живет в регионах.  И нужно постараться обеспечить достаточно высокий уровень образования и в регионах, а не только в столицах. </p>
<p class="p1">Поэтому это чрезвычайно важная тема, и я надеюсь, что то внимание, которое сейчас ей уделяется, позволит нам говорить о совершенствовании системы образования в самом широком смысле этого слова. </p>
<p class="p1">Хочу также напомнить, что еще в прошлом году мы ставили вопрос о том, что у нас очень большое количество высших учебных заведений выпускает специалистов, которые не востребованы экономикой. И связано это с тем, что образовательные стандарты не коррелируются с профессиональными стандартами. </p>
<p class="p1">Другой вопрос в том, что у нас такое большое количество вузов, что мы не можем полностью быть уверены в том, что все они дают адекватное качественное образование. Поэтому этот вопрос стоит сейчас достаточно остро. Нужно в данном случае выстраивать более тесное взаимодействие между профессиональным сообществом, между теми, кто потребляет эти кадры, и образовательным сообществом. </p>
<p class="p1">Мы сейчас ведем очень серьезную работу, в частности, в строительной отрасли, чтобы соотнести эти стандарты и сделать так, чтобы выпускники соответствующих высших учебных заведений были максимально востребованы промышленностью и рынком. </p>
<p class="p1">Удается это достаточно успешно.  Например, удалось  в одном соглашении объединить министерство образования, министерство регионального развития, все профильные высшие учебные заведения. А также присоединить к этому соглашению профессиональные саморегулируемые организации и образовательные центры, которые есть в промышленности. </p>
<p class="p1">То есть, соотнеся это все в единую цепь, мы теперь можем быть уверены, что у нас выпускники и высших, и средних профессиональных училищ учатся не просто в отрыве от промышленности, а проходят стажировку по современным технологиям непосредственно в образовательных центрах на самых современных заводах. Собственно говоря, это является базой для подготовки высокопрофессиональных кадров, причем как высших инженерных кадров, так и средних кадров, так и высококвалифицированных рабочих. </p>
<p>Такие программы уже начали осуществляться в авиационной промышленности, в газовой промышленности.  </p>
22 Февраля 2017 Новости  Американцы все лучше думают о Путине Популярность президента России Владимира Путина в США выросла до самого высокого с 2003 года уровня. Больше американцев стали одобрительно высказываться о российском лидере и о России. При этом лучше всего относится к России американская молодежь 21 Февраля 2017 Новости  В Кремле опровергли слабость власти Президентские выборы в России пройдут по плану в 2018 году. Власть начала информационную кампанию, связанную с приближающейся датой – 11 марта. С этого дня начнется обратный отсчет года до выборов президента РФ. 14 Февраля 2017 Новости  При Путине – лучше всех Россияне считают, что при Владимире Путине жизнь лучше, чем при всех других правителях, руководивших страной за последние 100 лет. Подобного мнения придерживается почти треть респондентов. Таковы результаты опроса, приуроченного к 100-летию революции.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".