Статья
1686 14 февраля 2012 0:01

В фокусе - высшее образование

Премьер-министр России Владимир Путин провел встречу с ректорами российских вузов. Во встрече принимали  участие заместитель председателя правительства Владислав Сурков, министр образования Андрей Фурсенко, руководители ведущих вузов страны, представители вузовской науки.

Начиная свое выступление, премьер заявил, что предложения о повышении стипендий студентам - это не предвыборная подачка.

«Что касается студентов, из чего я исходил: это не предвыборный лозунг. То есть, это, конечно, появилось в ходе нашего календаря внутриполитического, но сделано это предложение было осознанно и не как какая-то подачка», - заявил Путин, передает «Интерфакс».

Напомним, накануне глава правительства, который баллотируется в президенты, в своей очередной предвыборной статье предложил довести стипендии студентам до прожиточного минимума.

«Это было сделано для того, чтобы мы с вами смогли сформировать ту самую систему справедливых так называемых социальных лифтов, которых у нас не хватает. Это правда», - сказал премьер.

Кроме того, необходимо создать условия, чтобы талантливые молодые люди из небогатых семей смогли себя реализовать «себе на пользу и стране на пользу». 

Премьер-министр также предложил ректорам российских вузов сформулировать свое видение решения проблемы «разрыва» в объемах доходов руководства вузов и рядовых преподавателей.

«Я сейчас ничего не хочу здесь навязывать, не хочу усугублять эту тему. Я попросил бы Виктора Анатольевича Садовничего, других наших коллег и друзей, самим сформулировать видение этой проблемы и способы ее решения», - заявил Путин. 

Владимир Путин заявил о необходимости нормализации соотношения между количеством студентов, обслуживающего персонала и преподавателей в российских вузах.

«Сейчас стало очевидным, что у нас (соотношение между количеством студентов и обслуживающего персонала в вузах - ред.) примерно 50 на 50. 50% - это обслуживающий персонал», - проинформировал глава правительства.

Он подчеркнул, что его слова не означают необходимость начала «каких-то массовых чисток».

«Но постепенно, спокойненько нужно приводить в нормальное состояние (это соотношение - ред.)», - отметил премьер.

Путин сказал, что по нормативам на одного преподавателя должно приходиться 10 студентов, а сейчас это соотношение составляет один к четырем - пяти. 

Глава правительства напомнил, что недавно, когда в вузах было очень много платных студентов, резко увеличилось и число преподавателей. Тем не менее, по мере сокращения числа платных студентов «сеть никак не рестуктурируется».

«Совсем не призываю заниматься массовыми увольнениями, Боже упаси, но кадровый состав должен соответствовать», - подчеркнул Владимир Путин. 

Премьер-министр также заявил о необходимости привлечь регионы к созданию программы грантовой поддержки молодых преподавателей вузов на местах.

«Идея в том, чтобы грантовую программу сделать для молодых преподавателей, молодых ученых с тем, чтобы наши молодые хорошие специалисты ехали в вузы по всей территории РФ», - пояснил Путин.

По его словам, эту программу необходимо будет выстраивать всем вместе: правительство должно будет внести свою лепту, вузы должны будут поддержать, помощь необходимо оказать и со стороны региональных властей.

Напомним, как уже писали «Актуальные комментарии», в опубликованной 13 февраля статье Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» говорится о повышении качества высшего образования, совершенствовании системы приема в вузы, повышении престижа прикладных компетенций. 

В этих целях, в частности, планируется с 1 сентября 2012 года повысить уровень оплаты преподавателей государственных вузов до средней по региону. В течение 2013-2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей в системе высшего образования должна быть повышена еще в два раза - до уровня 200% от средней по экономике. При этом предусмотрена система стимулов для конкурентоспособных преподавателей - тех, кто имеет научные результаты и пользуется авторитетом среди студентов. Цель - добиться того, чтобы зарплата определялась не принадлежностью к какому-либо учреждению, а реальным вкладом в образование и науку.

Одновременно предложено реформировать систему стипендий: для тех, кому она реально необходима, предлагается повысить стипендии до уровня прожиточного минимума - прибавка может составить до 5 тысяч рублей. 

Комментарии экспертов

Все, что говорится Путиным по проблеме образования в последнее время, носит ключевой характер. Еще в своей первой статье он заявил, что мы вступили в новую социальную реальность, которая называется «эпоха послеобразовательной революции». 

Дело в том, что количество людей с дипломами вузов у нас среди молодежи превышает 50%. В будущем этот показатель достигнет и 80%.  То есть, мы какое-то постсоветское время занимались производством людей с высоким образовательным стандартом. А проблема оказалась в том, что структура экономики и вся социальная структура этого постсоветского общества, которое еще только ищет себя, абсолютно не подготовлена к такому наплыву дипломированных специалистов. Вот в этом и есть суть проблемы. Поэтому вопрос о том, в каком состоянии сегодня образование и что с ним надо делать завтра -  один из ключевых для  всей стратегии государственного развития России. 

Я поэтому не удивился, что Путин опять возвращается к проблеме образования. Проблематичность ситуации состоит в том, что, действительно, структура подготовки кадров с высшим образованием инерционна и практически идет еще из советского периода. Функционируют все еще советские вузы, поменявшие вывеску и переделанные под новые реалии постсоветского периода. Плюс, еще появились конъюнктурные самоделки, вплоть до каких-то чистых фальшивок, где ничему не учат, а только за деньги выдают дипломы.  В любом случае направленность вузов остается советской в том смысле, что система образования абсолютно не развернута на реальные потребности современного рынка. 

Но здесь еще одна беда: современный рынок в России перекошен. Пока у нас сложилась экономика сырьевого государства. В ней совершенно не востребованы люди креативные, мыслящие на перспективу, инновационного склада ума. Им просто нет приложения. Потому что те производственные отрасли, которые существуют, очень бедны и очень заточены на рутинную, простую, примитивную работу. Инновационных и венчурных  предприятий практически нет. А то, что есть, это, в общем, легко покрывается с избытком людьми, которых производит все еще наша образовательная система.

И получается, что, с одной стороны, каждый день с дипломами выходят на рынок несколько сот тысяч человек. Но они растворяются в этом рынке, идут работать не по специальности, для них диплом – это просто какая-то бумажка. Отсюда неудовлетворенность, ощущение того, что человек со своими профессиональными знаниями не востребован. Это такой большой порочный круг, в котором одна проблема вызывает другую, и целая цепь нерешенных проблем загоняет общество в какой-то глубокий нерешенный тупик – за что не схватишься, все не так. Экономика плоха, потому что она сырьевая, а сырьевая она, потому что в ней нет инноваций, но инноваций нет, потому что нет спроса, но его нет потому что …. и т.д.

Поэтому люди, которые приходят в эту экономику с дипломами, в основном, рассасываются по каким-то госструктурам и, таким образом, идет прирост бюрократии и усиливается дефицит в областях инновационной экономики, которая должна быть спросовой.

Похожая ситуация - с гуманитарным образованием. Куда идут люди с гуманитарным образованием - тоже большая загадка. Средняя школа очень нуждается в молодых педагогических кадрах именно в гуманитарной сфере. Потому что именно гуманитарные науки формируют личность и отвечают за социализацию. Учить химии, физике, математике может любой человек, социализующая роль этих предметов минимальна в сравнении с гуманитарно-социальными науками. А куда рассасываются люди с гуманитарно-социальным образованием? Мыкаются в этом пространстве, как-то устраиваются, но явно этот потенциал не реализуется. 

Поэтому то, что год назад было поставлено как проблема, то, что наши вузы производят не то, что нужно, и что нужно сделать некий аудит вузов для того, чтобы спилотировать, сфокусировать наше образование на потребностях рынка, это одна задача. Другая задача - одновременно в нашей стране создавать спрос на вот эти профессии, которые продолжают еще производить вузы России.

Поэтому разговор об изменениях в сфере образования только начался. Очень важно, что эта проблема осознана как одна из острейших и ключевых. Когда говорят о качестве человеческого капитала, то именно образовательные параметры этого капитала считаются  решающими. Да, здоровье тоже важная вещь: больные люди ни на что не способны. Но если в мозгах все не так, если их просто нет или их не знают, как использовать, это означает, что у общества нет перспектив на будущее. Поэтому, я бы так сказал, что ключ к решению очень многих проблем, прежде всего проблем модернизации, находится именно в том, как мы будем реформировать нашу образовательную сферу. Но не отдельно, а в комплексе, в тесной связке с общеэкономической реформой. 

Разговор с ректорами – это продолжение статьи Путина «О справедливости», потому что высокие зарплаты ректоров при очень низкой зарплате в вузах, прежде всего, в региональных, вызывают вопрос о справедливости. Именно преподаватели учат студентов, именно преподаватели зарабатывают, что называется, вузу на кусок хлеба, а разница в зарплатах с руководством, действительно, разительная. В палате этот вопрос обсуждался. Получается, что, по существу, ректоры сами устанавливают себе зарплату и это, вообще, нарушает всякую коллегиальность и подрывает этическую атмосферу вуза.  Этот вопрос  должен быть отрегулирован.  Никакой особой  проблемы  здесь нет.

Идея, чтобы молодые преподаватели, подготовленные в лучших вузах, ехали в регионы, -  - абсолютно правильная. Зачастую с этим просто беда. Приходилось сталкиваться, что учат по представлениям двадцати-тридцатилетней давности, в то время как молодые преподаватели, которые прошли стажировку за границей, становятся частью мировой социальной науки. У нас ситуация с социальными науками просто аховая. Нужно, чтобы преподаватели ехали в регионы. Приезд двух-трех преподавателей в вуз просто меняет атмосферу. 

Должны существовать гранты на эти цели с тем, чтобы люди, сменившие статус и получившие звание доцентов, ехали из Москвы в вузы и получали грантовую поддержку. Им ведь надо менять среду обитания, друзей, жить в непривычной среде. И ничего  страшного, если эти преподаватели будут получать какое-то время зарплату выше, чем их коллеги в вузах. Но при этом важно, чтобы была и обратная связь. То есть, эти преподаватели в течение трех-четырех лет  должны оцениваться студентами (а не их коллегами-преподавателями, это понятно, как они их оценивают).  Тех, кто не получает поддержки со стороны студентов, нужно  лишать грантовой поддержки.  И они сами  пускай решают, возвращаются в Москву или куда-то еще.

Сам процесс преобразования образовательной сферы – инерционный. Изменения происходят очень медленно.  В предлагаемых мерах не хватает участия структур бизнеса в определении программ обучения. Об этом много говорили в прошлом году,  но в итоге это не сделано.  Важно, чтобы не только и министерства профильные, которые занимаются прогнозом развития, но и ассоциации бизнеса совместно вырабатывали профили подготовки специалистов и стандарты подготовки специальностей. Без этого дело не сдвинется, особенно, по специальностям техническим и важным для экономики. А по гуманитарным специальностям, по образовательным, нужно  привлечение независимых экспертов. Все-таки еще очень отстают профили специальностей от реальной ситуации, от реальных запросов. 

Как нам подсказывает жизненный и политический опыт, от разговоров как таковых не меняется ровным счетом ничего. Поэтому дискуссии о состоянии образования в России, о той роли, которую оно должно играть, нужно рассматривать просто как преддверие к реальным изменениям.

Образование и образовательные институты продолжают находиться в том состоянии, в котором они оказалась после начала системной трансформации в нашей стране. В этом смысле, институты образования ничем не отличаются от большинства других институтов. Главными задачами институтов и тех лиц, которые там базировались, стала адаптация к резко изменившейся ситуации и использование возможностей в собственных интересах. Отсюда курс на резкое снижение требований к абитуриентам, чудесные превращения высших и средне-специальных учебных заведений во всевозможные академии, колледжи. Появилось много красивых названий учебных заведений, но качество образовательного процесса снизилось.

Отсюда гигантские, фантастические масштабы производства специалистов с высшим образованием, не востребованных ни российской экономикой, ни государственным строительством. То есть, появляется вилка между продуктом, который производит система образования, и конечными потребителями в лице рынка и российского государства. И эта вилка все время только увеличивается. И то, что предложено в статье Владимира Путина - это комплекс мер, который направлен на то, чтобы если не ликвидировать этот разрыв, то, по крайней мере, начать его существенно сокращать.

Конечно, предложенные меры могут сработать только в комплексе. Если только повышать зарплату преподавательскому составу и стипендии студентам, то никаких перемен это не даст. Но предложен именно комплекс мер, и он способен дать эффект только в той мере, в которой эти предложенные меры и будут осуществляться комплексно.

Пока же я существенных перемен в образовательном процессе не увидел. Был хороший опыт подключения вузовских специалистов и специалистов из науки к корректировке стратегии 2020, да, он был. Это в высшей степени новый шаг, новое явление, но все-таки к образовательному процессу оно прямого отношения не имеет.  

Вузы исполняют чрезвычайно важную функцию по подготовке молодежи, по подготовке кадров для промышленности, для модернизации страны. И, к сожалению, сложившаяся ситуация не может не вызывать озабоченности в связи с тем, что подчас сами преподаватели не удовлетворены состоянием образовательной системы. Исходя из этого, они и транслируют своим ученикам сигналы не только образовательные, но и сигналы неудовлетворенности и непонимания ситуации.

Поэтому, если ситуацию надо менять, то так, чтобы, действительно, статус преподавателя, статус учителя был серьезно повышен. Сюда должны придти и остаться лучшие кадры, лучшие профессионалы. От их профессионализма зависит наше будущее. Поэтому нужно всерьез позаботиться не только о совокупном положении денежных средств (в том числе, бюджетных средств), но и их распределением внутри коллективов. 

Я недавно была в одном из регионов, и могу сказать, что очень много жалоб как раз связано с тем, что внутри коллективов существует несправедливое распределение заработной платы. Есть  ряд людей, которые получают уральские надбавки, а другие почему-то нет.

Естественно, когда у человека не удовлетворены первичные потребности, то говорить о каких-то высоких материях не приходится. Это классическая теория. Поэтому базовые вещи,  хотя бы справедливое распределение средств, надо  отрегулировать.

Но помимо этого, нужно еще поставить вопрос о том, что вложение дополнительных финансовых средств от бюджета должно идти в обмен на ответственность  людей, задействованных в этом.  То есть, мы должны не просто накачивать деньгами систему образования, а ставить еще и критерии качества оказываемых услуг, в том числе и образовательных услуг. 

И в этой части, конечно же, нужно, чтобы лучшие люди поехали в регионы, потому что у нас огромное количество самородков и талантливой молодежи живет в регионах.  И нужно постараться обеспечить достаточно высокий уровень образования и в регионах, а не только в столицах. 

Поэтому это чрезвычайно важная тема, и я надеюсь, что то внимание, которое сейчас ей уделяется, позволит нам говорить о совершенствовании системы образования в самом широком смысле этого слова. 

Хочу также напомнить, что еще в прошлом году мы ставили вопрос о том, что у нас очень большое количество высших учебных заведений выпускает специалистов, которые не востребованы экономикой. И связано это с тем, что образовательные стандарты не коррелируются с профессиональными стандартами. 

Другой вопрос в том, что у нас такое большое количество вузов, что мы не можем полностью быть уверены в том, что все они дают адекватное качественное образование. Поэтому этот вопрос стоит сейчас достаточно остро. Нужно в данном случае выстраивать более тесное взаимодействие между профессиональным сообществом, между теми, кто потребляет эти кадры, и образовательным сообществом. 

Мы сейчас ведем очень серьезную работу, в частности, в строительной отрасли, чтобы соотнести эти стандарты и сделать так, чтобы выпускники соответствующих высших учебных заведений были максимально востребованы промышленностью и рынком. 

Удается это достаточно успешно.  Например, удалось  в одном соглашении объединить министерство образования, министерство регионального развития, все профильные высшие учебные заведения. А также присоединить к этому соглашению профессиональные саморегулируемые организации и образовательные центры, которые есть в промышленности. 

То есть, соотнеся это все в единую цепь, мы теперь можем быть уверены, что у нас выпускники и высших, и средних профессиональных училищ учатся не просто в отрыве от промышленности, а проходят стажировку по современным технологиям непосредственно в образовательных центрах на самых современных заводах. Собственно говоря, это является базой для подготовки высокопрофессиональных кадров, причем как высших инженерных кадров, так и средних кадров, так и высококвалифицированных рабочих. 

Такие программы уже начали осуществляться в авиационной промышленности, в газовой промышленности.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".