Комментарий
1045 21 марта 2011 13:42

В каждой музыке

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

326 лет назад, 21 марта по старому стилю – прекрасная, некруглая дата, не затронутая массовыми отмечаниями – восьмым ребенком богатой традициями музыкальной семьи родился Иоганн Себастьян Бах.

И сейчас о нем трудно написать что-то, что «открывало» бы его – творчество Баха, его биография, его привычки изучены досконально, и в ход идут уже детали, значимые уже только для историков музыки. Из списка композиторов, на которых Бах оказал влияние, можно составить добротный том, из списка тех, кто им восхищался и вообще писал о нем, - скромную библиотеку.

Почему Бах?

Точнее, почему именно от монументального Баха сначала воротишь нос, не в силах вынести всю его огромность (здесь на помощь всегда приходит Моцарт), а затем именно в монументальном Бахе находишь ту самую камерность, которая всегда возвращается тебя к себе самому.

Ответом могут служить «Страсти по Матвею», которые Бах, судя по всему начал писать в 15-х, а закончил в 30-х годах 18 века, во время смерти Кромвеля, выхода в свет «Монадологии» Лейбница, отправки Вольтера в Бастилию и открытий Галлея. Сам Бах, скитавшийся всю жизнь по германским княжествам, переезжает вместе с новой женой Анной Магдаленой Вильке из Кётена в Лейпциг, где и проживет до конца жизни.

«Страсти» – канонический жанр, основанный на самом известном евангельском сюжете, и Бах скрупулезно и точно воспроизвел все его перипетии, внеся одну лишь - не классицистическую, не барочную, а какую-то, словно бы из самого Писания - деталь.

Вся огромная, всемирная, протянувшаяся сквозь тысячелетия, история последних мгновений Христа предстает в «Страстях» суммой личных трагедий ее вольных или невольных участников. Пилат, Иуда, Петр (ария альта, Отречение Петра, следует этому принципу с наибольшей последовательность, как и часть «Снятие с креста») и все остальные страдают, каждый по-своему и каждый по делу (нет, Бах действительно каноничен, никто своеволием художника не оправдан), и это наложение двух плоскостей придает сюжету не выхолощенный, а исконный, евангельский, масштаб.

Каждый страдает, ошибается и следует промыслу в соответствии с заранее предсказанным ходом вещей, но все - свободны, и все - одиноки и вписаны в длящуюся прямо сейчас историю одновременно.

Собственно, разве за пределами лейпцигской церкви, где впервые прозвучали «Страсти», все как-то иначе?

Оттого, я уверен, вся музыка после Баха, и есть поиск наиболее точного выражения этой странной нелинейности, где слушатель и герой, слегка соприкасаясь рукавами, ищут свое место в мире, который не приводится в движение, пока все не на своих местах.

Михаил Бударагин
, специально дл Актуальных Комментариев

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".